Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по ОрКСЭ "Честность и искренность"

Урок по ОрКСЭ "Честность и искренность"

Скачать материал

Урок по ОРКСЭ «Честность и порядочность»

 

Цели урока:

– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Результаты урока.

Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы: презентация,, листы с заданиями для индивидуальной работы,

1. Организационный момент.

Сегодня наш урок мне хочется начать с небольшой инсценировки, которая даст позитивный настрой каждому из нас на дальнейшую работу.

 - Недавно моя дочь спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась.  Самое главное у каждого свое.

            А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

1-й ученик.  Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

6-й ученик.  А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?

 - Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. И мы с вами на наших уроках ОРКСЭ  постараемся в этом разобраться.

 

 

 

2. Проверка домашнего задания.

–Подумайте и скажите: « Чему нас учат эти уроки »?

(Правильно вести себя в обществе; различать, где добро, а где зло; анализировать свои поступки и поступки других; рассуждать, высказывать свою точку зрения; правильно находить выход из различных жизненных ситуаций; правильно вести себя со взрослыми и сверстниками

Правильно, я полностью с вами согласна.


– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?

(Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.)

– Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Дружба и порядочность. (Слайд 4)

– Дайте определение понятию “дружба”.

(Дружба – одна из высших нравственных ценностей.

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга

,Дружба - общность интересов и взглядов, совместной деятельности.)

– Дайте определение понятию “порядочность”.

(Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, Порядочность -  неспособность человека к плохим поступкам).

 

К сегодняшнему уроку было дано творческое задание

 – написать сочинение  «Мой друг» и оформить по группам , т. е . выполнить мини проекты. Группы каждый из вас выбирал себе сам по приятельским отношениям: кому больше всего доверяете, с кем бы хотели общаться, советоваться , сотрудничать.

Посмотрим, как вы справились с этим заданием

Слово предоставляется представителям 1 группы:

(Мы оформили наши сочинения  в виде цветочка – дружбы. Все ребята постарались, но единогласно решили, что лучшее сочинение получилось у …………..    Зачитывает )

Слово предоставляется 2 группе:

(Мы оформили наши сочинения  в виде дерева– дружбы. Все ребята молодцы. В группе мы решили, что  лучшее сочинение получилось у …………..    Зачитывает)

Слово предоставляется 3 группе:

(Мы оформили наши сочинения в виде солнышка, у солнышка лучики очень дружны. Очень интересное сочинение получилось у………….   Зачитывает)

Заслушиваем последнюю 4 группу:

(Мы оформили сочинения в виде ладошек друзей. Считаем, что хорошее сочинение получилось у …………. Зачитывает)

Какие вы все молодцы! Справились с поставленными задачами.

– Подведём итог творческому заданию. Какие качества помогают дружбе?

(Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность.)

Я с вами полностью согласна.

3. Объявление темы урока.

– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы вашего класса ………Наташа…………………….и…………Лиза………………………..  провели социологический опорс. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.

(Перед нами стояла задача получить ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Мы опрсили учащихся 4 классов нашей   школы и получили следующие результаты:

  1. Из 70 опрошенных человек, только 6 говорят всегда правду.
  2. Если кому-нибудь приходиться солгать, то из 70 человек, 25 человек испытывают стыд, 19 человек – беспокойство на душе, 12 человек – мучает совесть, 14 человек испытывает страх.
  3. При этом, когда обманывают самих ребят, 33 человека испытывают чувство злости и недовольства, 37 человек – чувство обиды.
  4. Получив ответы на последний вопрос, мы поняли, что 56 человек хотят поговорить о честности.

- Спасибо, девочки за проделанную работу.

. Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке.

(о честности)

-  мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать  поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе:, Зачем человеку нужна честность.

Тема нашего урока

4. Работа над новой темой.
– Как вы понимаете, что такое честность, честный человек?

(Ответы учащихся.)

– А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.

1 группа работает по «Школьному толковому словарю авторов Скорлуповской и Снетова

2 группа – по словарю русского языка Ожегова.

3 группа – по Школьному толковому словарю авторов Семенюка и Матюшиной.

4 группа – по большому толковому словарю русского языка под редакцией Ушакова.

- Прежде, чем приступите к выполнению задания, вспомним правила работы в группе.

(ответы детей)

- Приступили.

- Проверяем выполнение задания – «Определение понятия «честности» в разных источниках.

 

 

  • 1 группа
  • 2 группа
  • 3 группа
  • 4 группа

-  Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали в словарях?

- Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника  с. 61.

- Как звучит тема урока?

(Честность и искренность)

- Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?

– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.

5. Работа с текстом

- Давайте узнаем, какие чудеса может творить искренность, прочитав рассказ «Как искренность маленькие чудеса сотворила». Мне помогут …………………и……………………………….. .

 

- Понравился вам рассказ?

- Какое чудо сотворила  искренность?

- Почему слова Юли нравились зверям?

(они были искренними , правдивыми, от чистого сердца)

-Если бы Юля стала как-нибудь хитрить, притворяться, говорить неправду, смогли бы почувствовать это звери?

- Хотели бы вы дружить с неискренним человеком? Почему?

- Какие качества помимо искренности вы заметили в Юле?

(самопожертвование, нежность с волком, вежливость с медведем)

- А, давайте с вами пофантазируем, что могло приключиться с Юлей, если бы она не обладала качествами , о которых мы выше говорили?

- Подведём итог – для чего нужна человеку искренность?

(искреннему человеку всегда помогут, выручат, протянут руку помощи).

 

6. Ситуации.

- А, сейчас я предлагаю в группах поработать над ситуациями, предложенными в учебнике на с. 65. Открываем.

1-3 группа – ситуация №2

2-4 группа – ситуация №3

- Ваша задача – прочитать ситуацию, обсудить в группе, дать ответы на вопросы.

 

- Подводим итог.

Слушаем 1 группу (3 группа дополняет) и конечно же все остальные

Слушаем 2 группу (4 группа дополняет).

- Поработав над ситуациями , убедились, что честность помогает взаимопониманию.

. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”.

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде? 
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи? 
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.

 

 

7. Учебник. Выражения со словом честность.

-Вопросы честности волновали людей с давних времён. Я предлагаю самостоятельно прочитать текст на с. 61 (после определения честности) (открыли его) найти и отметить выражения с честностью, которые мы используем в повседневной жизни. (в группах можно совещаться).

- Задание   Какое выражение, из найденных в тексте подходит к слайду.

«честно исполнять свой долг”

- Объясните смысл выражения.

(Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.)

 

(аналогично 4 слайда)

« честная смерть”.

-  Когда так говорят?

(Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.)

– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

8. Фразеологический оборот

-На странице 61, вам встретился фразеологический оборот, прочитайте его

«Вывести на чистую воду»

- Объясните смысл данного выражения.

 

9. Пословицы.

-Существует ещё жанр народного творчества – это пословица.

- Продолжаем работать в группах. Задание:

«Собери и объясни пословицы о честности»

- Не забываем правила работы в группах. Приступили.

 

- Проверяем. Каждая группа читает одну из собранных пословиц и её объясняет, другие группы проверяют свои работы.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.

 

- Молодцы.

10. Учебник

- Продолжаем работу по учебнику.

- Что же хорошего в честности, узнаем ответ на этот вопрос, прочитав текст в синей рамке. На с. 63.(Чтение вслух)

- В чём ценность честности?

(помогает добиться справедливости, вызывает уважение, обеспечивает пониманиесо стороны окружающих)

 

Следующие задание – прочитать текст на странице63-64 и найти абзац, в котором заключается главная мысль всего нашего урока.

(последний абзац)

- Кто из вас хочет быть честным?

-необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

 

11. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. 

– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”. 
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

(Ответы учащихся.)

– Давайте послушаем об этом стихотворение.

12. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.

Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.

Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.

Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.

Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.

13. Подведение итогов урока.

– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)

Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

Честность помогает добиться торжества справедливости.

Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.

 

– Президент Владимир Владимирович Путин сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.

14. Домашнее задание.

Найти пословицы о честности, высказывание великих людей о честности -творчески оформить на листе альбомного формата

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по ОрКСЭ "Честность и искренность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

- Недавно моя дочь спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась.  Самое главное у каждого свое.

            А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

1-й ученик.  Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

6-й ученик.  А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить?

 - Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. И мы с вами на наших уроках ОРКСЭ  постараемся в этом разобраться.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 658
    • DOCX 151.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шутова Татьяна Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шутова Татьяна Львовна
    Шутова Татьяна Львовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13152
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 155 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе