Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Скачать материал

Название документа Урок по ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм.doc

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».


Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Операционно-познавательный: Повторение

  1. Мотивация к учебной деятельности

Встаньте, подровняйтесь, присядьте, пожалуйста, те…

- у кого сегодня хорошее настроение!

- кто готов начать работать!

Улыбнулись друг другу, начнём урок с проверки домашнего задания.

(Рассказ о своём друге)


Я очень рада, что у каждого из вас есть настоящие друзья. Свои творческие работы на перемене положите на выставку – пусть все знают о ваших настоящих друзьях.






Слушают.








2 мин











Фронтальный опрос.

Вводно-мотивационный этап.

Определение темы урока.

Целеполагание

2

Сейчас проведём игру. Если названное слово связано с дружбой и это качество есть среди настоящих друзей – хлопайте в ладоши! Если нет – молчите!


Доверие

Радость

Уважение

Эгоизм

Желание помочь

Бескорыстие

Активность

Альтруизм


Получилось 2 группы слов. 1 группа – слова относятся к слову дружба. А вот слова 2 группы помогут нам сформулировать тему урока?

Она состоит из этих, это слово поставьте на 1 место.

Альтруизм и эгоизм.


Какое слово из этих двух вам кажется более понятным, знакомым?

Что обозначает это слово - эгоизм?

А знаете ли вы, какой бывает эгоизм?

Что обозначает слово - Альтруизм?

Хотели бы узнать?


Назовите главную цель урока: узнать, что такое альтруизм и узнать точное значение слова – эгоизм.


Оцените свои знания по этой теме, отметьте на 10-ти бальной шкале.

Вернёмся к игре, относятся ли эти 2 слова к качествам настоящей дружбы? Ваше мнение!

Нет! Докажите!

Да! Докажите!

Не знаю! Посмотрим, поменяется или не поменяется ваше мнение к концу урока.

Мнения разделились – перед нами проблема! Чтобы решить её надо знать точное лексическое значение этих слов.


Где можно найти такую информацию?

Спросить у учителя, родителей, одноклассников, посмотреть в интернете, найти в словаре…






Основываются на личные знания.

























Рассуждения детей







3 мин.



Прослушивание.






























Дискуссия.









Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

.

3. На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, ЭГОИЗМ

Запишите лексическое значение слов на опорном листе.


4.Проверка.



Какого человека могут назвать эгоистом, альтруистом? Попробуйте сформулировать сами. Размышляем!


ЭГОИСТ - человек

АЛЬТРУИСТ- человек


Обратимся к электронному учебнику ( стр.30.)

Прочитайте абзац и найдите главный принцип альтруиста – хочет, чтобы всем было хорошо!

Запишите на опорном листе.


Обратимся к следующей странице учебника ( стр.31.)

Прочитайте 1 абзац и найдите главный принцип эгоиста – Всё для меня, всё ради меня!

Запишите на опорном листе.




Подведём итог этому этапу урока.

Какой литературный приём я использовала сегодня при объяснении нового материала?

Приём противопоставления!

Докажите!

Альтруизм – эгоизм.

Альтруист – эгоист.

Хочет, чтобы всем было хорошо! - Всё для меня, всё ради меня!



Как по русскому языку называются слова с противоположным лексическим значением?

Антонимы. Значит слова Альтруизм и эгоизм – антонимы.


Как называются слова близкие по лексическому значению?

Синонимы.



5.Подвижная физминутка.


Я называю слова, если это слово - синоним к слову альтруизм - поднимаем руки вверх и потягиваемся!

Если это слово - синоним к слову эгоизм - приседаем!




Высокомерие, человеколюбие, доброта, предательство, забота, ласка, равнодушие, злость, зависть, любовь, себялюбие, милосердие.


6. Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой «Печенье.» Послушайте внимательно и определите, о каком качестве говорилось?


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...



Оцените поступок мальчиков?

О каком качестве говорилось? Как бы вы поступили?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Как понимаете?



8. Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Всегда ли нужно бездумно действовать?



9.Электронный учебник. Посмотрите на иллюстрацию на стр. 30 учебника.

Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в паре, что произошло.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит он добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

( возникает вопрос)

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться! Он альтруист, но поступил в ущерб себе. Надо ли так поступать?



9.

На вашем опорном листе изображён отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» (зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке, где считаете нужным


Послушайте одну притчу.

Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»).

Всего должно быть в меру.

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. Такого человека, который преследуя свои интересы, заботится об окружающих, называют разумный эгоист.


Где на этом отрезке находится разумный эгоист Ближе к альтруизму или ближе к эгоизму или по середине?

Отметьте на отрезке палочкой.


Подведём итог этому этапу урока.

Вернёмся к проблеме с которой начинался урок. относятся ли эти 2 слова к качествам настоящей дружбы? Ваше мнение докажите! Рассуждайте!

Да, если добавим слово - разумный эгоизм!





Выявить положительные и отрицательные стороны понятий.




Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.





































Слушают, смотрят видеоряд.











Высказывают своё отношение.









Анализируют ситуацию, делают выводы.















Эгоизм-

это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.


















Читают по цепочке







.









Разумный эгоизм-

способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу

4мин.



































3 мин.















































3 мин.

































3 мин.






6 мин.









































4 мин.









Работа со словарём в паре.











Работа с учебником.














Работа в паре с карточками.













Выступление ученика с презентацией.













































Работа в группе.





Работа с учебником















Работа в паре с толковым словарём.













Инсценировка.


Коллективное обсуждение.












Обсуждение коллективное.
























Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.



















































Рефлексия



Для закрепления предлагаю поработать в группах.

В конвертах приготовлены задания для групповой работы.


1 группа. Рассказ Валентины Осеевой. «Просто старушка»

Стр.44 – хрестоматия.

Задание : Проинсценировать, определить, кем является мальчик – альтруистом или эгоистом?


2 группа – «Золушка»



3 группа.

Прочитайте рассказ по ролям. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.

Тема – эгоизм , Основная мысль - не надо себя ставить выше других (эгоизм)

В. Сухомлинский



Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

4 группа –Задание про рыбку золотую


5 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

    1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?



Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы:

-Наша группа работала -…



Сформулируйте, над какой темой мы работали?

Какие понятия запомнили?


Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…



Оцените свои знания по 10б шкале.

Каковы ваши успехи?

Повысились ли баллы?


6 группа. Составить синквейн.

1 слово – имя существительное – тема.

2 слово –описание темы двумя словами (имена прилагательные.)

3 слово – описание действий в рамках этой темы.

4 слово – фраза из 4 слов (разные части речи)

5 слово – одно слово синоним темы.



8мин.

Самостоятельная работа в группах.







Работа у доски. Собирают пословицы.






















































Работа с доской.


Выступление каждой группы.

Домашнее задание.

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра». (Песня дорогою добра)

У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите на доску.

Домашнее задание на выбор :

1. Составить диафильм из 4 кадров для мультфильма по теме «Я- альтруист» или «Я- эгоист»

2.Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм».


3 мин.


Урок по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

 

В ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе. В процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм». 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Скареднова Ирина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1844
Номер материала 35555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓