Урок
по окружающему миру в 3 классе
по
теме « Время космических полётов»
(с
использованием сингапурской методики)
Цели:
- расширить
знания учащихся о космосе, о первых летательных аппаратах, о первом
космонавте
- узнать какую работу выполняют космонавты
-узнать о изобретателе первых космических кораблей и
спутников
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с понятием космос,
орбитальная станция, искусственный спутник
Формировать умение анализировать, делать выводы,
формулировать мысли
Коррекционные :
Развивать устную речь, память, внимание,
воображение. Развивать навыки работы в парах, в группах
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Ход
урока.
1.
Орг.момент (ХАЙ ФАЙВ)
Чудо-птица,
алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она
по смыслу связана с первой.
Он не
лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
2.
Постановка
темы урока
-О чём мы сегодня будем говорить?
-О каком изобретении пойдёт речь?
- Какая тема нашего урока?
3.
Постановка целей урока
-Какие цели мы поставим?(расширить наши знания о космосе, о первых
летательных аппаратах, о первом космонавте, узнать какую работу выполняют
космонавты)
- Ещё мы узнаем кто изобрёл первые космические корабли и
спутники!
4.Актуализация
знаний
- Ребята, вы когда-нибудь видели ночное
небо, выйдя на улицу в теплый
летний или морозный зимний день? (Да).
- Как выглядит небо в это время? (оно
темное и на нем встречаются яркие и
не очень яркие звездочки).
- Загадочный мир звезд и планет с давних
времен притягивает к себе
внимание людей. Но ближе и понятнее он
стал только после полета человека
в космическое пространство.
- Человек всегда мечтал о полетах в
космос. А что же влекло его в эти
неизведанные дали? Что же там особенного?
(варианты ответов детей
выслушиваются все).
- Ребята, какой праздник связанный с космосом
отмечается в нашей стране?
( 12 апреля - день космонавтики).
- Кто из вас знает, почему в нашей стране,
да и во всем мире празднуют этот
великий день? ( т.к. в этот день был
осуществлен первый полет человека в космос.
Затаи дыхание планета,
Огляди пространства звездных карт,
Вслушайся, как в зареве рассвета,
Прозвучит команда: “Ключ на старт!”
Этот день, 12-ый апреля,
На века запишут в календарь,
Как начало восхожденья к цели,
О которой лишь мечтали встарь.
В этот день такое совершилось,
Бурею в сознание ворвалось,
Изумило и ошеломило:
Очень небывалое сбылось!
- В каком же году или сколько лет назад
это произошло? ( это произошло в
1961 г., т.е. 53 года назад). Верно. (КОНЕРС - УГЛЫ)
- Ребята, а как звали человека, который
совершил этот полет?
Этот парень, этот русский парень.
Улыбнулся, как лишь он умел,
И узнали люди, что Гагарин,
Совершая подвиг, песни пел.
- Ребята, как вы думаете, почему поступок
Юрия Алексеевича Гагарина
можно назвать героическим? (мнения детей,
т.к. это было опасно, ведь никто
не знал, что его ожидает ...)
- Да, действительно, это было опасно, но
зато он увидел то, что до него из
людей никто не видел.
5. Проверка д.з
Учащиеся выступают с рефератами о
Ю.А.Гагарине
6. Мотивация к изучению нового материала
Запишите
мысли ( ДЖОТ - ТОТС)
Напишите
на листочках ключевые слова- ассоциации, относящиеся к теме нашего урока
(по
4 слова каждый)
Сравните
с моим словарём на доске:
Космос,
вселенная, орбита, космонавт, Гагарин, Терешкова, Титов, Леонов, Циолковский,
спутник, Восток, звёзды, планеты
Встаньте,
у кого совпало 4 слова, 3 слова, 2 слова, 1 слово? (ТЭЙК
ОФ – ТАЧ ДАУН)
7.
Изучение нового материала
1. Как вы
понимаете, что такое космос?
Высказывания
учащихся. Рассматривание рисунков детей на тему «Космос».
У. В своих
рисунках вы показали, как представляете себе космос. Словарь Ожегова так
объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
С.И.Ожегов
– Нашу
планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство,
в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль.
Центром всей этой системы является Солнце.
2. космическое
путешествие
А сейчас экипажи , приготовьтесь к полёту
54321-старт
Закройте глаза и представьте, что вы в
космосе, что вы видите в космосе, какие предметы, какие цвета, (музыка)
3 .
ОНЗ – работа в группах (ПАЙС)
Пока
летим, предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с
текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст
повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию
отмечаете знаком «+».
Класс
делится на группы, каждая получает своё задание.
Примерные
тексты.
1 группа.
Космическая орбитальная станция.
– У
космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он
называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над
землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция».
Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в
электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1. Как
называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. на что похож космический дом?
2 группа.
Как работают космонавты.
– Ни на
один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется
другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и
изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции,
ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За
космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что
делают космонавты на космической станции?
3 группа.
Животные-космонавты.
– Первыми
космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной
шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка
вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие
животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа.
Собаки-космонавты.
– Собаки
полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она
должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года,
шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные
дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и
шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3
ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Вопросы:
1. Как
готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа.
Первый космонавт
– 12
апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе!
Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с
первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль
облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и
здоровым.
Вопросы:
1. Как
зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа.
Скафандр.
– В
космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце
припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в
комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить
шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами,
оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина
сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как
называется одежда космонавтов?
2.
Зачем
нужен скафандр?
4.Работа по
учебнику
Чтение
статьи на с. 144-145
8.
Закрепление изученного
Сам.
выполнение №61 в рабочей тетради (с.26-27)
(Самопроверка)
9.
Рефлексия
Каким же
должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с
названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила».
Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт,
не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
10. Итог.
Д.з.
-Что
нового узнали на уроке?
-Что уже
знали, но повторили?
-Что ещё
хотели бы узнать?
11. Билетики
на выход
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.