Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Тема урока: «Природные зоны России. Тундра».

Цели:

познакомить обучающихся с природой тундры;

показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни;

выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры;

познакомить обучающихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями;

показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны;

способствовать формированию умения выделять главное;

развивать логическое мышление;

развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь, иллюстрации, светофор (средство обратной связи).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. (Слайд 2.)

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!


2. Актуализация знаний.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Природные зоны России.)

Учитель. С какой природной зоной мы познакомились? (Арктические пустыни.)

Работа с картой:

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

Учитель. У каждого на парте лежат тестовые задания. Выберите правильные ответы. (Самостоятельная работа.)

Тест «Арктика»


1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.


2. Территория зоны…

а) густо заселена;

б) не имеет коренного населения.


3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия.


4. В ледяной зоне растут …

а) кедры, берёза, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.


5. В Арктике обитают животные:…

а) бобры, нутрии, хомяки:

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, белые медведи, тюлени.


6. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары».


7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей;

б) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».


Проверка самостоятельной работы проводится при помощи средств обратной связи. (Слайд 3.)

3. Постановка темы урока.

Учитель. А тему нашего урока вы узнаете, разгадав кроссворд: (Слайд 4.)


1

Т


Ю


Л


Ь


П


А


Н



2

К


У


Л


И


К

3

С


О


С


Н


А




4

М


Е


Д


В


Е


Д


Ь




5

О


З


Е


Р


О



6

К


Л


Ю


К


В


А


1. Степной цветок, имеющий самую разнообразную окраску.

2. Небольшая птица с тонким, острым клювом, живущая на озерах и болотах.

3. Вечнозеленое хвойное дерево.

4. Крупное всеядное млекопитающее леса.

5. Замкнутый естественный водоем.

6. Ягодный кустарник, растущий на болотах.

Учитель. О чём мы будем говорить на уроке? (О тундре.)

Учитель. О том, что в тундре растёт, и кто в тундре живёт.

4. Знакомство с новым материалом.

  • Географическое положение (работа по карте). (Слайд 5.)

Учитель. Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана, острова, расположенные к югу от зоны арктических пустынь, побережья Берингова и Охотских морей.

  • Климатические условия тундры. (Слайд 6.)

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится 8 – 9 месяцев, а лето очень короткое и холодное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 - градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 40 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не впитывается в землю, а остается, по этой причине в тундре много болот. (Слайд 7.)

  • Растительный мир тундры.

Учитель. А сейчас мы познакомимся с представителями растительного мира тундры. (Чтение статьи из учебника на стр. 135.) (Слайд 8-16.)

Физминутка (Слайд 17.)

Совушка

Совушка-сова 
Совушка-сова, 
Большая голова, 
На пеньке сидит, 
Головой вертит, 
Во все стороны глядит, 
Да ка-а-ак полетит! 


  • Знакомство с представителями животного мира тундры. (Чтение статьи из учебника на стр. 135-137.) (Слайд 18-23.)

  • Взаимосвязь растительного и животного мира тундры.

Учитель. Восстановите цепи питания. (Работа в тетради задание 110.)

(Проверка работы проводится при помощи средств обратной связи. Один ученик читает, остальные проверяют.) (Слайд 24-25.)

  • Население и его занятия. (Слайд 26-28.)

  • Экологические проблемы. Охрана природы. (Слайд 29-31.)

Учитель. Освоение тундры приводит к возникновению экологических проблем. Часто из-за нерационального использования пастбищ исчезает ягель. К сильному загрязнению приводит добыча полезных ископаемых, особенно нефти. Вредное воздействие на почву и растительность оказывает транспорт. Тяжелые вездеходы разрушают тонкий слой почвы, который очень долго не восстанавливается.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные и птицы.

5. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним некоторых представителей растительного и животного мира тундры. (Игра «Найди лишнее».) (Слайд 32-33.)

Давайте будем беречь планету, (Слайд 34.)
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,
Ведь море без рыб – не море,
И Земля без зверей –
не Земля!

- Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

(Слайд 35.) Откройте дневники, запишите домашнее задание.

В учебнике стр. 134-139, читать, пересказывать, отвечать на вопросы; в тетради задание 114.

7. Рефлексия.

- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение – поднимите светофоры зеленого цвета, если что-то осталось непонятным - красного цвета.

- Молодцы!

- Спасибо за урок!

- Урок окончен!



Урок по окружающему миру на тему "Природные зоны России. Тундра" (4 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Природные зоны России. Тундра».

Данный урок проводится в классе (в котором 32 чел.) средних возможностей, но где есть группа детей, мотивированных на изучение предмета.

Предмет: окружающий мир, 4 класс.

Программа: «Планета знаний»

Учебник и рабочая тетрадь: «Окружающий мир», часть 2 (авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов).

Раздел: «Наша Родина на планете Земля» 2 часа в неделю, 68 часов за год.

Продолжительность урока – 40 минут.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

План урока

 

п/п

Структурные элементы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Временная реализация

1

Организацион ный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся

Полная готов-ность класса и оборудования, быстрое вклю-чение учащихся в деловой ритм  

2 минуты

2

Актуализация знаний

Установление правиль-ности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащими-ся, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания конт-роля, самоконт-роля и взаимо-контроля для установления правильности вы-полнения задания и коррекция пробелов

5 минут

3

Постановка темы урока

Сообщение темы урока, разъяснение цели и задач урока

Разгадывание кроссворда, восприятие разъяснений учителя

5 минут

4

Знакомство с новым материалом

1. Вступительное слово учителя

2. Работа с картой

 

3. Работа с учебником

 

4. Работа в тетради

5. Охрана природы

Восприятие

 

Практическая работа

Обсуждение вопроса

Работа в парах

 

20 минут

5

Итог урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

5 минут

6

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

2 минуты

7

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуля-ции и сотрудничества

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

1 минута

 

Необходимое оборудование для урока:

·       проектор

·       Компьютер

·       Учебники

·       Рабочие тетради

 

·       Средства обратной связи (светофор)

Автор Темникова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 759
Номер материала 27014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓