Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по окружающему миру на тему "Поверхность местности. Равнины" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Поверхность местности. Равнины" (4 класс)

Скачать материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.           Ф.И.О.: Мокрова Елена Юрьевна

2.           Класс: 4

3.           Дата: 25.09.13

4.           Предмет: окружающий мир

5.           Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

6.           Тема: Поверхность местности. Равнины.

7.           Цель урока: Познакомить учащихся  с основными  формами земной поверхности  (равнина).

8.           Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования знаний о равнинах.

Развивающие: 1)развивать познавательную активность,  мыслительные операции;                        

         2) развивать умение работать с географической картой;

         3) расширять кругозор учащихся.

            Воспитательные: 1) воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

                                            2) воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

9.           Дидактические средства:

             для учителясредства ИКТ (презентация), физическая карта России, иллюстрации, словари, энциклопедии.

             для обучающегосятетрадь, учебник, физическая карта России.

10.            Формы работы: групповая, фронтальная.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

 

Продолжаем путешествие по нашей стране  (настрой на работу)

Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю и друг другу.

Волевая  саморегуляция.

 

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

Подготовить учащихся к открытию нового знания, усовершенствование знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.

 

Что нам будет помогать в путешествии? (на доске - карта)

О чём может рассказать карта?

Как на карте изображают города, водоемы?

Кроме синего,  какие цвета присутствуют на карте?

 

Что обозначено на карте зелёным цветом?

 

Учащиеся работают с картой, находят города, реки.

 

 

Учащиеся анализируют карту (жёлтый, оранжевый, коричневый, зелёный цвета присутствуют на карте).

 

 

 

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.

Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение при работе с картой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

Восстановить  выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

 

Что такое равнина?

Что знаем о равнинах? (на доске появляется  карточка-сигнал)

Формулируют определение «равнина» исходя из личного опыта.

 

Формулирование учебной проблемы.

Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

 

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

постановка цели урока

выбор способа решения учебной проблемы

 

Какая же будет тема урока?

 

Давайте разбираться. Предлагаю поработать в группах.

1 группа ищет информацию в словарях, энциклопедиях.

2 группа – интернет - сайтах.

3 группа поработает с иллюстрациями.

Формулируют цель урока.

Распределение ролей в группах.

Работа в группах.

Выступления групп.

Формулирование цели урока после предварительного обсуждения. Умение управлять собственной деятельностью, самостоятельное выполнение заданий.

Умение находить и добывать необходимую информацию (иллюстрация, литература, интернет), сбор и выделение существенной информации из различных источников, умение делать предположения и обосновывать их.

 

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения, формирование навыков сотрудничества.

Усвоение новых знаний.

Цель:

сформулировать у учащихся конкретное представление о равнинах, их различиях по характеру рельефа.

65% поверхности России занимают равнины. Почему?

Найдите на карте самые большие равнины России.

Покажите на большой карте западно-Сибирскую равнину.

Что о Западно - Сибирской равнине может рассказать карта? Равнина плоская. Запись на доске.

Я хочу показать как  выглядит равнина с высоты птичьего полёта ( слайд).

Почему на равнине так много болот?

Поверхность Западно-Сибирской равнины какая?

Найдите в кабинете плоские поверхности.

Представьте, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от таяния снегов,  никуда не стекает, а остается на поверхности. Только часть её проникает вглубь земли. Так образуются болота.

Сравните Западно-Сибирскую равнину с Восточно-Европейской. Обратитесь к помощнику-карте.

Что можете сказать о поверхности этой равнины?

Что обозначают жёлтым цветом?

Посмотрим на равнину ближе.  Иначе возвышенности называют холмами. Холм имеет своё строение (слайд)

 Почему люди выбрали такие названия частей холма?

Если на Восточно-европейской равнине много холмов как она называется?

Физкультминутка.

А теперь все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале.

Вправо, влево повернитесь!

Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг, да скок!

Работа с картой.

 

 

Поиск на карте Западно – Сибирской равнины. Анализируя карту, приходят к выводу, что

поверхность ровная, плоская, много болот.

 

 

 

 

Высказывают предположения, почему на равнине много болот.

 

 

 

 

 

Ищут ровные, плоские поверхности, называют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой.

 

 

 

Работа с картой (анализ, обобщение).

 

 

 

 

 

Вершина – наверху, подошва – внизу, как у обуви.

 

Высказывают свои мнения.

 

Работа с картой.

 

 

 

Выполняют движения, отдыхают.

Умение управлять собственной деятельностью.

Умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Сбор и выделение информации из различных источников (карта, учебник).

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

первично закрепить новые понятия

 

 

Что узнали в ходе нашего путешествия по карте о равнинах? Схема на доске

 

 

Всё мы узнали о равнинах?

Когда мы отправляемся в поход, в лес за грибами, нам иногда встречаются вот такие глубокие впадины (слайд оврага). Что это?

Что такое овраг? Как образуются овраги?

Опасны ли овраги?  Почему? Учитель открывает последний вопрос на схеме.

Работа со схемой.

Что узнали о равнине? Какие равнины бывают?

Что было нашим помощником на уроке?

Ещё помощники - наши органы чувств.

 

Обобщение (равнина – это участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.  Равнины бывают плоские и холмистые.)

Остался ещё один вопрос.

 

Рассматривают слайд ,на котором изображён

овраг.

 

 

Работа с учебником  (с. 31)

Объясняют причины образования оврагов.

Работа в группах. Обсуждение проблемы.

 

.

Отвечают на вопросы.

 

 

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Обобщение знаний. Сбор и выделение информации из различных источников.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

В мире есть люди, которые по разным причинам не видят Дети учатся в школах. В нашем городе есть школы для слепых и слабовидящих детей. Одна знакомая работает в такой школе. М. б., подумаем, каким способом можно рассказать о равнинах, чтобы они могли не только узнать, что такое равнина, но и представить,  как выглядят.

Поделитесь впечатлениями о работа.

Дома приготовьте сообщения о крупных равнинах мира. Подумайте, будет ли являться равниной плоскогорье.

 

 

Предлагают разные способы.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся изучают  работу групп, делятся впечатлениями.

 

 

 

 

 

Записывают дом. задание.

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. Адекватно воспринимать оценки.

 

Осуществление синтеза, как составление целого из частей. Преобразование информации из одной формы в другую.

 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по окружающему миру на тему "Поверхность местности. Равнины" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.           Предмет: окружающий мир

2.           Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

3.           Тема: Поверхность местности. Равнины.

4.           Цель урока: Познакомить учащихся  с основными  формами земной поверхности  (равнина).

5.           Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования знаний о равнинах.

Развивающие:1)развивать познавательную активность,  мыслительные операции; 2) развивать умение работать с географической картой;3) расширять кругозор учащихся.

 Воспитательные: 1)воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость;  2) воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6.           Дидактические средства:

             для учителя – средства ИКТ (презентация), физическая карта России, иллюстрации, словари, энциклопедии.

             для обучающегося – тетрадь, учебник, физическая карта России.

 

7.                Формы работы: групповая, фронтальная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 502
    • DOCX 66 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мокрова Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мокрова Елена Юрьевна
    Мокрова Елена Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10647
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе