Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему "Леса России" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Леса России" (4 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Тема урока: Леса России

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись «Голоса птиц».

– Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

– В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, В какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

– Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – «Леса России» (записать на доске и в тетрадях). (Презентация «Леса России» №4)

– А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

– Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» это значит «тёмный, страшный, как в сказке»). Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.

– Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.

II. Проверка знаний и умений.

– По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) (Слайд №2 «Тайга»)

– Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Перечислите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

  2. Перечислите экологические проблемы тундры.

III. Работа над новой темой.

Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).

– Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка – «помогай-ка» (раздаётся на каждую парту):

  1. Где находится зона лесов относительно тундры?

  2. Какая у зоны лесов земная поверхность?

  3. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.

Рассказ учителя:

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Это природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. (Слайд №1 «Виды леса»)

– Как вы думаете, какие деревья буду расти в тайге?

– Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

– К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. (Слайд №1 «Виды леса»)

– Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (Слайд №1 «Виды леса»)

IV. Физкультминутка.

- По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте)

Справа от нас зелёный луг. (Повороты)

Слева находится лес. (Поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

V. Продолжение новой темы.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! (Слайд №3 «Виды леса»)

VI. Закрепление.

– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) (Презентация «Леса России» №4)

– Запишем это в схеме:

ЛЕСА


Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес






– Запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

Растения заяц-беляк рысь;

Растения мышь-полёвка соболь

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Домашнее задание.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Леса России

(Тема урока)


Ф.И.О. (полностью)

Фазлеева Зульфия Михайловна

Место работы

Менделеевское бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир (человек, природа, общество)

Класс

Тема и номер урока в теме

«Леса России», урок 16

Базовый учебник

«Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» в двух частях Москва «Просвещение», 2010


  1. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

9. Задачи:

-обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

-развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

-воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Тип урока: изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

  3. Необходимое техническое оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка

  4. Структура и ход урока.










Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организаци

онный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Презентация «Леса России» №4

Организует класс.

Читает стихотворение.

Ведёт беседу.

Слушают, отвечают на вопросы.

Рассматривают картинку.


5 мин.

2

Проверка знаний и умений.

Слайд №2 «Тайга»

Задаёт вопросы.

Раздаёт индивидуальные карточки.

Отвечают на вопросы.

Работа по индивидуальным карточкам. Рассматривают слайд.

5 мин.

3

Работа над новой темой.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Рассказывает новый материал.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд.

15 мин.

4

Физкульт

минутка.


Показывает и выполняет упражнения.

Выполняют упражнения.

3 мин.

5

Продолжение новой темы.

Слайд №3 «Виды леса»,

Презентация «Леса России» №4

Рассказывает материал.

Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд, презентацию.

9 мин.

6

Закрепление.

Слайд №1 «Виды леса»

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

Работают по схеме. Рассматривают слайд.

5 мин.

7

Подведение итогов урока.


Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее

задание.

3 мин.








Приложение к плану-конспекту урока

«Леса России»

(тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слайд «Виды леса»

ЕКЦОР

Слайд

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a22b03cb-b947-4c6d-80cd-2b9fa011d9ae/sh_les2.swf


2

Фото елового леса.

ЕКЦОР

Фото

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf95c548-5096-450d-abe5-6e692174fe16/%5BBIO9_09-56%5D_%5BPF_04%5D.jpg


3

Слайд «Виды леса»

ЕКЦОР

Слайд

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99191129-147c-484b-8108-238e8137d80f/sh_les1.swf


4

Презентация «Леса России»

ФЦИОР

Презентация

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-k-uroku-lesa-rossii







Урок по окружающему миру на тему "Леса России" (4 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Цель  урока:Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

-обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

-развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

-воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока:  изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Фазлеева Зульфия Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1750
Номер материала 21938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓