Тема
урока: Леса России
Цели
урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с
географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и
широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
Развивать
познавательную активность детей, умение работать с картой,
атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
Воспитывать
бережное отношение к природе.
Оборудование:
Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых
объектов, запись голосов птиц, музыка.
Ход
урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит
запись «Голоса птиц».
–
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный
сказок и чудес!
Ты
о чём шумишь листвою
Ночью
тёмной, грозовою?
Что
там шепчешь на заре,
Весь
в росе как в серебре?
Кто
в глуши твоей таится?
Что
за зверь? Какая птица?
Всё
открой, не утаи:
Ты
же видишь – мы свои!
С.
Погореловский
–
В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, В
какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о
лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
–
Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – «Леса России»
(записать на доске и в тетрадях). (Презентация «Леса России» №4)
–
А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут
растения.)
–
Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит
«дремучий»? («Дремучий» это значит «тёмный, страшный, как в сказке»). Но ведь
не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.
–
Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему
одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем
отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми
обогатились в предыдущие путешествия.
II.
Проверка знаний и умений.
–
По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона
тундры.) (Слайд №2 «Тайга»)
–
Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.
Заслушивается
ответ ученика и дополнения класса.
Индивидуальная
работа по карточкам.
- Перечислите
две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
- Перечислите
экологические проблемы тундры.
III. Работа над новой темой.
Звучит
первый куплет песни «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).
–
Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне,
глядя на карту?
Карточка
– «помогай-ка» (раздаётся на каждую парту):
- Где
находится зона лесов относительно тундры?
- Какая
у зоны лесов земная поверхность?
- Какая
она в сравнении с другими природными зонами?
Работа
ведётся в парах по карте природных зон в атласах.
Рассказ
учителя:
Лесная зона
находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Это
природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая
часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса –
тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса,
зелёный цвет ещё светлее. (Слайд №1 «Виды леса»)
–
Как вы думаете, какие деревья буду расти в тайге?
–
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация
картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее,
чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к
теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они
всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель,
сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
–
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями
растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев
некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. (Слайд №1 «Виды леса»)
–
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными,
в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому
они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
(Слайд №1 «Виды леса»)
IV.
Физкультминутка.
-
По родному краю
Дружно
мы шагаем. (Марш на месте)
Справа
от нас зелёный луг. (Повороты)
Слева
находится лес. (Поворот)
В
таком лесу полно чудес.
Белка
с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин
крыльями машет. Ух!
Аж
захватывает дух! (Махи руками)
Солнце
над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы
рады ягодам, грибам. (Наклоны)
V.
Продолжение новой темы.
–
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких
животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в
зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы,
белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей
зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на
зиму запасы.
– О животном мире
леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много
разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие
кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь
дом. И все они и есть лес! (Слайд №3 «Виды леса»)
VI.
Закрепление.
–
Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес,
широколиственный лес.) (Презентация «Леса России» №4)
–
Запишем это в схеме:
– Запишите две-три цепи питания, характерные
для леса.
Растения заяц-беляк рысь;
Растения мышь-полёвка соболь
VII. Подведение итогов урока.
Выставление
оценок. Домашнее задание.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Леса России
(Тема
урока)
1.
|
Ф.И.О. (полностью)
|
Фазлеева Зульфия Михайловна
|
2.
|
Место работы
|
Менделеевское
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№4»
|
3.
|
Должность
|
Учитель начальных
классов
|
4.
|
Предмет
|
Окружающий мир
(человек, природа, общество)
|
5.
|
Класс
|
4А
|
6.
|
Тема и номер урока
в теме
|
«Леса России»,
урок 16
|
7.
|
Базовый учебник
|
«Школа России»,
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» в двух частях Москва
«Просвещение», 2010
|
8.
Цель урока: Сформировать у учащихся
представление о лесной зоне.
9. Задачи:
-обучающие:
Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов:
тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и
животным миром.
-развивающие:
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой,
атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
10.
Тип урока: изучение нового материала
11.
Формы работы учащихся: индивидуальная,
коллективная.
12.
Необходимое техническое оборудование: Карта
природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов,
запись голосов птиц, музыка
13.
Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность
ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организаци
онный момент.
Сообщение темы и целей урока.
|
Презентация «Леса России» №4
|
Организует класс.
Читает стихотворение.
Ведёт беседу.
|
Слушают, отвечают на вопросы.
Рассматривают картинку.
|
5
мин.
|
2
|
Проверка знаний и умений.
|
Слайд №2 «Тайга»
|
Задаёт вопросы.
Раздаёт индивидуальные карточки.
|
Отвечают на вопросы.
Работа по индивидуальным карточкам.
Рассматривают слайд.
|
5
мин.
|
3
|
Работа над новой темой.
|
Слайд №1 «Виды леса»
|
Задаёт вопросы.
Рассказывает новый материал.
|
Отвечают на вопросы.
Слушают рассказ
учителя. Рассматривают слайд.
|
15
мин.
|
4
|
Физкульт
минутка.
|
|
Показывает и выполняет упражнения.
|
Выполняют упражнения.
|
3
мин.
|
5
|
Продолжение новой темы.
|
Слайд №3 «Виды леса»,
Презентация «Леса России» №4
|
Рассказывает материал.
|
Слушают рассказ
учителя. Рассматривают слайд, презентацию.
|
9
мин.
|
6
|
Закрепление.
|
Слайд №1 «Виды леса»
|
Задаёт вопросы.
|
Отвечают на вопросы.
Работают по схеме. Рассматривают слайд.
|
5
мин.
|
7
|
Подведение итогов урока.
|
|
Подводит итоги урока. Выставляет оценки.
Объясняет домашнее задание.
|
Записывают домашнее
задание.
|
3
мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Леса
России»
(тема
урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.