Интегрированный урок
(окружающий мир и физика)
по теме « Превращения воды».
Провела:
учитель начальных классов
Федотова Марина Геннадьевна;
Батагай – 2009год.
Окружающий мир
Тема «Превращения воды».
Цель урока: дать представление о процессе, как явлении
перехода вещества из одного состояния в другое; познакомить с процессами
испарения, конденсации, замерзания и таяния воды; показать связь этих процессов
с сезонными изменениями в природе, продолжить развитие наглядно-образного,
логического, абстрактного мышления, воображения и творческих способностей
учащихся, умения проводить опыты и делать выводы по их результатам.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор:О.Т.Поглазова,
рабочая тетрадь по окружающему миру, проектор, стаканы, стёклышки, вода,
льдинки, картинки.
Ход урока:
I.
Организационный момент:
Ребята, сегодня наш урок мы проводим в специализированном
кабинете предмета физика. Этот предмет вы будете изучать в старших классах. А
сегодня учитель физики Ирина Акановна поможет нам разобраться в некоторых
вопросах, которые соприкасаются с наукой физика.
II.
Работа по теме урока:
Послушайте, пожалуйста, сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве
появилась на свет маленькая Капелька. ( показываю рисунок Капельки))
Она была очень красивой и веселой. Любила она петь, куда бы не попала, всегда
можно было услышать её звон.
( фонограмма звуков воды)
- попробуйте догадаться где можно услышать эти звуки.( ответы
детей)
В царстве Капелькой все восхищались и
любили, сочиняли для неё стихи, песни.
Послушайте одно стихотворение ( читает ученик)
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты…
Поила капля целый день
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород
Где зелень разная растет.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
Однажды на царство нагрянула беда. Подули холодные
ветры, солнце почти перестало греть и наша Капелька стала неподвижной,
уменьшилась в размере, а рядом с ней вплотную оказались её подружки, другие
капельки. Как бы им не хотелось пошевелиться, этого сделать было невозможно. (рисунок
Капелька с другими подружками в льдинке) Стало нашей Капельке, которая
не могла ни минуты сидеть без движения, скучно. Она начала просить о помощи. Её
услышало Солнце. Ласковыми лучами Солнышко обняло нашу Капельку, она
вновь превратилась в свое обычное состояние. И так ей сделалось тепло и уютно,
что она заснула.
Проснулась она от того, что её тело тихонечко
начало подниматься вверх. Капелька не поняла, что с ней происходит, она
вскрикнула и посмотрела вокруг. Под ней открылась красивая картина. Она парила
над морями, лесами, внизу проносились различные города и сёла. Чем выше она
поднималась, тем расширялся её обзор. Капелька так увлеклась своим
занятием, что не заметила, как улетела высоко-высоко за облака. А облака проносились
через неё насквозь.( рисунок Капельки в газообразном состояни) И тогда Капелька
поняла, что она невидимая. От этого ей стало скучно, она захотела вновь
стать такой, какой была. Вернуться в свое царство. С этой просьбой она
обратилась к Облакам. Облака укутали её прохладными объятиями и Капелька, превратившись
снова в капельку быстро помчалась к земле. Попав в свое царство Капелька
снова стала жить своей прежней жизнью, полной различных приключений. Но это уже
другая история, которую мы услышим на следующих уроках.
(На доске картины: Капелька, льдинка, пар, капелька)
-А какие процессы произошли с Капелькой, вы узнаете
проделав нехитрые опыты с учителем физики.
III. Практические
опыты: результаты записываются в таблицу.
Опыт №1.
Налейте
тёплую воду в стакан. Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной
пар?
Вопросы:
1.
Ты протёр мокрой тряпкой
классную доску. Прошло несколько минут. Доска стала сухой. Почему? ( ответы
детей)
2.
В какую погоду в тёплую или
холодную быстрее высохнет бельё? В ветреную или безветренную? Почему? (ответы
детей).
Опыт №2.
Положите на стакан с теплой водой стёклышко. Понаблюдайте.
Что произошло? Дыхните на стеклышко. (ответы детей)
Опыт №3
Положите на стакан с
солёной водой стёклышко. Что происходит? Попробуйте на вкус. Что наблюдаете?
Сделайте выводы. (ответы детей).
Опыт №4.
Наблюдение за таянием кусочка льда.
IY. Закрепление полученных знаний.
1.
Работа по учебнику.
Испарение
воды Превращение воды в
лёд.
Замерзание воды Превращение
пара в воду.
Таяние
льда Превращение
воды в пар.
Конденсация
пара Превращение льда в
воду.
- Укажите стрелками названия процессов. (выполнение
задания учащимися с комментированием).
2.
А теперь, разгадаем
кроссворд в учебнике. (Коллективная работа).
Y. Итог
урока.
Ребята, что
необычного о воде вы узнали сегодня на уроке?
Какие
процессы воды упоминались в сказке о Капельке?
В заключение урока я прочитаю вам стихотворение о
значении воды:
Где-то на Марсе, далекой планете
Ходят несчастные взрослые, дети.
Негде умыться и негде проплыть,
Нет даже лужицы, чтобы попить…
Смотрят на Землю в подзорные трубы,
Видят вершины под снежною шубой,
Видят озера, моря, океаны –
Всюду вода – из колодца, из крана….
Рощи, сады и тайга голубая,
Всех напоила вода дождевая.
Людям, животным везде и всегда
Жизнь подарила живая вода…
- Нам бы на Марс хоть немного воды,
И зацвели бы весною сады,
Пели бы птицы, цвели бы цветы…
Видно, придется лететь до Земли.
Пусть нам подарят хоть дождик, хоть град.
Будет Вселенная – сказочный сад!
Беседа о бережном
отношении к воде.
Берегите воду!!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.