Открытый урок по курсу
"Мир вокруг нас" в 3-м классе по теме: "Почему воду нужно беречь
и охранять?"
Открытый урок по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.
Цель
данного курса – воспитания гуманной, творческой, социально активной личности,
бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Тема
урока: “Почему воду нужно
беречь и охранять?”
ЦЕЛЬ:
закрепить знания о свойствах воды. Дополнить представления детей о роли воды
для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор
детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, к
воде; воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Книги А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, “Экология для младших школьников” -
хрестоматия, таблицы, рефераты по профессиям, задачи на карточках, схема
выпадения кислотных дождей, глобус, хлор, пробирки для опыта, ткань, указка.
Доска с записями.
Тема
урока: “Почему воду нужно
беречь и охранять”?
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное
слово УЧИТЕЛЯ.
“Ребята,
на прошлом уроке, вы узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха,
вода - растворитель. В природе вода находится в 3 состояниях: жидком, твердом,
и газообразном.
Первое
из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода.
Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его
появления на свет до последнего дня.
“Вода
сок жизни на земле” - Леонардо да Винчи.
Сегодня
мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении
примут участие представители разных профессий ( на доске записаны ), которые
выступят со своими сообщениями. Ученики из дополнительной литературы искали
сами сообщения, готовясь к уроку.”
III.
Обсуждение темы урока.
УЧИТЕЛЬ.
“Первыми к обсуждению приглашаются биологи.”
БИОЛОГ
1 – Ученик. “Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой
краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для
человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм
человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в
некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист
растения, чтобы убедиться в этом.” (Демонстрируется опыт).
На
доске вывешивается СХЕМА 1.
ВЫВОД:
“Мы видим, что вода входит в состав любого организма”
БИОЛОГ
2 - Ученик. “Вода – дом для множества растений и животных.
(Смотрим
схему 2).
Как
связана их жизнь с водой?
При
недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды
увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а
без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без
воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6
литров воды.”
БИОЛОГ
3 – Ученик. Читает стишок.
Не
умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
УЧИТЕЛЬ.
“Вывод такой, что вода – это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженер
ИНЖЕНЕР”
- Ученик.
“ Вода
– друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли…
Вода – важный помощник для человека!”
УЧИТЕЛЬ:
“Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди
покупают воду. Почему?”
УЧЕНИКИ:
“Морская вода непригодна для питья” .
УЧИТЕЛЬ:
“Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов.”
ЭКОНОМИСТ.
– Ученик. “1 кубометр воды весит тонну (1000кг.), а поднять его могут 15 – 20
человек или подъемный кран.”
Объясняет
по схеме 3 (на доске).
ЭКОНОМИСТ:
“ Детям предлагается решить экономические задачи.
Задача
1.
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько
чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.?”
Дети
решают задачу и дают ответ.
УЧИТЕЛЬ.
“Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том. Что для жизни нужна только
чистая вода. “Вода – дороже золота”. Послушаем историка”.
ИСТОРИК
- Ученик предложил послушать старинную легенду об армянском каменотесе. Как
быстро высох родник и вскоре “высохла” вся деревня.
УЧИТЕЛЬ:
“Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы,
придуманные разными народами, которые ценили воду”. Читаются пословицы
учащимися и объясняют смысл пословиц.
См.
таблицу 4.
(Выслушиваются
ответы детей).
УЧИТЕЛЬ:
“Свою точку зрения выскажет”.
ЭКОЛОГ
– Ученик: “Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики,
электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами
производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде… Беречь
воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше
время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает
самоочищаться”
УЧИТЕЛЬ:
“ Слово краеведу”.
КРАЕВЕД
– Ученик: “Мое стихотворение относится к нашей местности – водоему.
Послушайте!
Речушка
вдоль околицы текла,
Негромкая…,
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.”
УЧИТЕЛЬ:
“Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача. Но
прежде проведем физкультминутку”.
ВРАЧ:
“Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли
в воде болезнетворные микробы.”
УЧИТЕЛЬ.
“Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани”
Демонстрирует
как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.
ВЫВОД
ДЕТЕЙ. “Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро
и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся
кипяченую воду”.
УЧИТЕЛЬ.
“У нас присутствует синоптик”.
СИНОПТИК
– Ученик расскажет нам по схеме, почему нельзя гулять без зонта под дождем .
(Смотрим схему 5).
Приводятся
примеры “мертвых озер” где вода непригодна для жизни.
Вывод
такой: Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей.
Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла
(самолеты, мосты, машины).
ИТОГ
УРОКА.
УЧИТЕЛЬ.
“Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно
беречь и охранять?”
ВЫВОД.
ДЕТИ говорят и подтверждают записью на доске:
- Вода
входит в состав любого организма.
- Вода
– это жизнь, красота , здоровье.
- Вода
– помощник человека.
-
Количество воды ограничено.
- Вода
загрязняется.
УЧИТЕЛЬ,
выставляя оценки всем учащимся: “ Хорошо потрудились, нашли много интересного.
Молодцы!”.
Всем
звучит призыв :
“О,
люди мыслю я!
У
всех, у нас
Есть
мать одна,
По
имени ПРИРОДА! ”.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ. Прочитать статью для закрепления полученных знаний и записать выводы в
тетради.
“Чтобы
ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык,
беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!” В. А. Сухомлинский.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.