Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру "Земли восточных славян. Как хлеб на стол пришел"

Урок по окружающему миру "Земли восточных славян. Как хлеб на стол пришел"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал


Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОК – окружающий мир



Образовательные технологии:


исследовательская деятельность

опережающее обучение (успешное обучение в старших классах)

работа в парах, в группах

демонстрация экспонатов выставки из фондов Ульяновского областного краеведческого музея с интерактивными элементами

методика самооценки



Тема: «Как хлеб на стол пришел»






Составила: Юдина Елена Павловна,

учитель начальных классов









Ульяновск 2014

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………. 3

Цели и задачи урока ……………………………………………………………... 3-4

Оборудование ……………………………………………………………………. 4

Структура урока …………………………………………………………………. 4

Ход урока ………………………………………………………………………… 4-15

Используемая литература ………………………………………………………. 15

Учебно-методическое приложение …………………………………………….. 16-19




































Пояснительная записка к уроку окружающего мира

Направление: начальная школа

Тема урока: «Как хлеб на стол пришел?»

Характеристика класса: В классе 29 человека. Из них 15 мальчиков и 14 девочек. Дети с ослабленным зрением: Махалова Софья, Уресметова Софья.

Уровень подготовленности детей различный, есть дети с высоким (48,3%), средним (44,8%) и низким уровнем развития (6,9%). В целом, в классе благоприятный климат для воспитания и развития, как целостного коллектива, так и отдельной личности каждого ребёнка. Явные лидеры в классе есть: Казеева Полина, Чурсин Дмитрий, аутсайдеров нет. Дети дружат между собой и вовремя стараются прийти на помощь друг другу, в основном дети добрые, отзывчивые. С первого класса дети ведут активную социальнозначимую проектную деятельность. Свои знания и умения юные исследователи демонстрируют очно на мероприятиях различного уровня: школьной научно-практической конференции, региональном экологическом фестивале «Чистота родного края», региональном конкурсе исследований младших школьников «Малая академия», Международном Педагогическом Форуме «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».

Программа: «Окружающий мир», ОС «Система общего развития Л. В. Занкова»

Учебник: «Окружающий мир», 3 класс

Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Раздел: «Земли восточных славян»

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 68 часов

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (собирание картинок по временным этапам, исследование орудий труда и предметов хлебопечения наших далеких предков)

Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза, технология успеха в обучении); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление кластера; составление истинных высказываний); технологии проблемного обучения.


Цель и ожидаемый результат:

Расширить образовательное пространство изучаемой темы, используя возможности Ульяновского областного краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции создать атмосферу деятельностного обучения.

Задачи урока:

1.Актуализировать знания обучающихся о хлебе, о его значении для человека.

2.Содействовать развитию познавательного интереса к жизни родного поселения, его прошлому, настоящему.

3.Организовать работу в парах, в группах.

4.Показать зависимость отношения к хлебу от экологической культуры человека.

5.Охарактеризовать особенности труда землепашца в Древней Руси на основе изучения экспонатов краеведческого музея, информации специалиста музея и в наше время на основе собственных наблюдений и фотоматериалов.

6.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.


Оборудование

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир»  3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), физическая карта России, экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков - коллекция из фондов Ульяновского областного краеведческого музея», презентация «Тайны хлебного царства», сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, сигнальные кружки красного цвета и зеленого цвета, листы для самооценивания, дидактический материал.


Структура урока «Музей и школа – знания в квадрате»

Вводная часть – учебный кабинет в школе

1. Мобилизующее начало

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Основная часть – выставочный зал Ульяновского областного краеведческого музея

3. Операционно-исполнительный этап

4. Рефлексивно – оценочный этап


Ход урока

Этапы урока;

Задачи

деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний

обучающихся

Вспомнить изученный ранее материал о труде древнего человека.

Что означает запись:

«Для Любознаек»?

-Какой раздел о жизни наших далеких предков мы изучаем?






-Какой деятельностью занимались первобытные народы? (Детям раздаются тексты с пропусками)


-Итак, предки славян были сначала собирателями и охотниками.

Рассмотрите предметы, которые вам приготовили (мука, вода, дрожжи).

-Для какого предмета это главные ингредиенты?

Кто главный для этих предметов: собиратель или охотник?

-Предложите такую деятельность человека, которая относится напрямую к хлебу.

-Чтобы появился хлебушек, кто сначала должен потрудиться

землепашец или хлебопек?

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами

Хлебное царство- государство.

(Учитель открывает салфетку, а там -

большой каравай, испеченный заранее. Он отправляется в путь вместе с детьми.)

Мы себя называем Любознайками, потому что нам интересно открывать новые знания.

- Мы изучаем жизнь наших далеких предков в разделе «Земли восточных славян».

Работа в парах. Заполнить пропуски в тексте на листке. Сравнить свой вариант с эталоном: текстом учебника. (Приложение №1)








Обсуждение вариантов ответов.

-«Для хлеба».

Выяснили, что эти предметы не относятся к предложенным понятиям.

-«Хлеб – это продукт земледелия».



Рассуждения и объяснения.

-«Землепашец, а потом хлебопек»





Детям дается возможность ощутить вкусный запах каравая и принять душистый хлебушек для совместного путешествия.

Познавательные (логические)

Коммуникативные (работа в парах)

Регулятивные (контроль)

2.Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

Игра «Всему свое место!»

Продолжаем наше путешествие по Хлебному царству- государству. Сейчас каждая группа получит по 4 карточки с изображением сельскохозяйственных машин, орудий труда и предметов хлебопечения нашего времени и прошлого.

(Приложение №2)

На доске  2 квадрата: наше время - 1) поле, 2) кухня в квартире. Это условно места и время деятельности человека (об этом говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением предметов на той части доски, к какой деятельности и к какому времени они относятся.

Посмотрите, что у нас получилось.

Все ли предметы вы распределили? Какие остались? Почему?

. Вы, конечно, догадались какие орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем сегодня исследовать на уроке?

-Какова цель нашего урока?

- Теперь наметим план наших действий по достижению цели урока.















Наше путешествие по хлебному царству мы продолжим в Ульяновском областном краеведческом музее и посетим выставку «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».

В добрый путь!

Дети подходят к доске  и распределяют карточки с орудиями труда на свои места.

1)поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн.

2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка.

3) оставшиеся карточки: деревянная соха, серп, сито, цеп.



















-Мы будем исследовать орудия земледелия и предметы хлебопечения наших далеких предков.

-Узнать особенности труда землепашцев в Древней Руси и сравнить их с нашим временем.

1) Орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем исследовать по плану:

1.Рассмотреть;

2.Выслушать специалиста;

3.Попробовать предмет в действии;

4.Ответить на вопросы.

2)Сделать вывод.

3)Оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные (работа в группе)

Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели )

Регулятивные (постановка задач, планирование действий)

3.Открытие новых знаний

1)Определить зависимость видов земледелия от природных условий.

2)Узнать особенности орудий труда и предметов хлебопечения наших предков.

3)Выяснить особенности труда и быта  людей.

Рассказывает специалист музея.

- Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне земледелие было подсечно - огневым, т.е. деревья подрубали (подсекали), они засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили без пахоты бороной - суковаткой, т.е. бревном с необрубленными сучьями. Поля удобренные таким примитивным способом оставались плодородными недолго (10 - 15 лет). Необходимость осваивать новый участок, заставляла переносить славянский поселок с места на место.

В лесостепной практиковалось переложное земледелие. Мы с вами живем в лесостепной зоне. Поэтому наши далекие предки траву выжигали, а полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. К IX веку на юге в лесостепи славяне использовали плуг, который переворачивал пласт плодородной земли. На севере пахотным орудием была соха, которой было удобно пахать в лесистой местности. Запрягали в соху лошадь, а тяжелый плуг волокли волы.

Славяне выращивали просо (одна из важнейших сельскохозяйственных культур), а также пшеницу, рожь, ячмень, горох, бобы. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля - из них изготавливали ткани.

Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь был любимым героем славянского фольклора.

История нашего края начала отмечаться в древних документах в 8 веке и прошла до сегодняшнего дня огромный путь. Начав разговор про земледелие, мы уже поняли, что современные предметы и машины очень отличаются от орудий труда наших предков. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в историю, рассмотрев экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».

Каждый экспонат детям предлагается внимательно рассмотреть, по возможности подержать, подумать и высказать свое мнение о назначении данного предмета, выслушать мнение специалиста, показать прием его использования в хозяйстве.















Предлагаю поработать в группах. Одни будут составлять кластеры, другие отвечать на вопросы.






А теперь обобщим полученные знания в блиц-опросе:

-Как вы думаете, на сколько труд землепашца и хлебопека трудный, какие отличия предметов прошлого и настоящего времени существуют?

-Как можно прокомментировать пословицы о хлебе:

«Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!»

Дети слушают рассказ специалиста и рассматривают на выставочных картинах и макетах образы услышанного.











































































































Дети во время рассказа об экспонате музея трогают его, рассматривают, играют с ним.

(Примерные ответы детей)

Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.

В наше время людям помогают на полях железные помощники: трактора, комбайны. Ими управляет человек, а они и пашут, и сеют.

Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь встречались меньше.

Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили.

В наше время основными продовольственными культурами считают пшеницу и рожь.

Работа в группах, используя имеющиеся источники информации.

Командиры групп получают карточки с заданиями. Приложение №3

1гр.: – составили схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, используя картинки-карточки с орудиями труда и сельскохозяйственными машинами.

2гр.: – составили схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, используя картинки-карточки с орудиями труда.

3гр.: – подобрали и объяснили смысл пословиц о хлебе.

4гр.: – отгадали загадки, распределили картинки-отгадки и подошли с отгадкой к нужному экспонату музея.

Регулятивные (удержание цели урока)












































































































Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (поиск информации)

Коммуникативные (сотрудничество в группе, построение монологических высказываний)

Познавательные (преобразование информации, знаково-символические)


Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (выражение своего отношения к экспонатам музея)

Познавательные (поиск информации, логические)

Познавательные (логические)

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (логические)

Познавательные (логические, вывод, причинно- следственные связи)

Познавательные (логические, вывод)

Коммуникативные (высказывания детей)










Познавательные (логические, причинно – следственные связи)

Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические, вывод)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться узнавать экспонаты музея по данной теме

на основе самоконтроля

Учитель предлагает принять участие в викторине, демонстрируя задания на слайдах. Приложение №3








































После успешного выполнения заданий викторины, учитель предлагает принять участие в экологической акции «Сделай свой выбор!»



Учащиеся выполняют задания викторины, используя сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3 и проверяют ответы на слайде.

Ответы:

Слайд 2

(карточка №1)

Лошадка тянула, а пахарь управлял деревянной сохой, чтобы борозда выходила ровная.

Слайд 5

(карточка №2)

Из лукошка сеятель забирал пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо.

Слайд 8

(карточка №2)

Жали колосья серпом.

Слайд 11

(карточка №3)

Цеп – нехитрое орудие с длинной деревянной рукоятью, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев.


Участники акции используют сигнальные кружки: положительный выбор - зеленый кружок, если выбор отрицательный - красный кружок.

Слайд 18 (да)

Слайд 19 (нет)

Слайд 20 (нет)

Слайд 21 (да)

Слайд 22

Подводим итог

Регулятивные (контроль)

5.Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.

-Все ли учебные задачи решены на уроке?

Что нового вы узнали?

Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

- Можно ли урок, который мы начали в классе и завершили в музее считать увлекательным и познавательным.

Закончилось наше исследование орудий земледелия и предметов хлебопечения.

Что бы вам хотелось сказать в завершении нашего путешествия?













Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности земледелия наших предков;

- я знаю особенности орудий земледелия и предметов хлебопечения

и могу объяснить причины их совершенствования;

-я знаю орудия земледелия и предметы хлебопечения, могу показать их и рассказать о них другому.


Учитель благодарит всех участников путешествия за активность и хорошую сплоченность в работе и предлагает дома рассказать обо всем услышанном, а также выполнить на выбор творческое задание:

1.Нарисуй пары: орудия труда, предметы хлебобечения древние и нашего времени, подпиши их названия.

2.Придумай рассказ «Современная технология земледелия: от зерна до буханки» от имени нашего предка, который попал в наше время.

Ответы детей.




















Слайд 23

Мы юные искатели, экологи – открыватели!

Нам понятны слова – «Хлеб всему голова!»

Будем дальше решать, удивлять, призывать:

«Только вперед, только вместе!

Замес превосходный на Любознайкином тесте!»

Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки.


















Регулятивные (удержание цели)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (самооценка)


Используемая литература


  1. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы / Ред. Н.Б. Петрова; Худ. А.Ю. Котова С.-Пт: издательство Дидактика Плюс, 1997.

  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013г.

  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013.

  4. Иллюстрированный справочник. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова / Авт. текста Бородина О.Е., Никифорова С.А. Фотографии из фондов УКМ, С.А. Ойкина, Н.А. Василькина – Ульяновск: издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.

  5. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. – М.: МГУ, 1993.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1995.

  7. Ульяновская-Симбирская энциклопедия: в 2 т./ [Редсовет: Н. В. Алексеева (пред.) и др.; Ред.-сост. В. Н. Егоров]. — Ульяновск: Симбир. кн., 2000 — 2004.

  8. Электронная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Древние славяне.

  9.  Электронная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Земледелие.

  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1996.

Учебно-методическое приложение

Приложение №1

Задание. Заполни пропуски, используя слова для справок, чтобы получился текст.

Как и все первобытные __________, предки славян были сначала _________ и _________ , В _______ они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в ______ ловили рыбу. Собирательство и охота – первые _________ человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это ________, а тогда это была ________, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.

Слова для справок: занятия, народы, леса, собиратели, реки, охотники, отдых, работа.

Ответ:

Как и все первобытные народы, предки славян были сначала собирателями и охотниками, В лесах они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в реках ловили рыбу. Собирательство и охота – первые занятия человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а тогда это была работа, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.

Приложение №2

Задание для групп

Распределить предметные карточки на части: 1) поле – наше время; 2) кухня в квартире; 3) не удалось определить место.

Примерный набор карточек

Карточка №1 Комбайн Карточка №2 Современный плуг

hello_html_3ac44086.jpghello_html_5ee8c0a6.png

Вспомогательная карточка Трактор пашет землю плугом

hello_html_6d3874a9.png

Карточка №3Борона Карточка №4 Сеялка

hello_html_20417f75.jpghello_html_m1609dc15.png


Карточка №5 Передвижная поливальная машина

hello_html_70f5668b.jpg


Карточка №6 Кастрюля Карточка №7 Сковорода

hello_html_20e9518.jpghello_html_m6bd8f431.jpg


Карточка №8 Кухонный набор Карточка №9 Тарелка

hello_html_55cf836.jpghello_html_455c4709.jpg


Карточка №10 Деревянная соха Карточка №11 Серп


hello_html_76c180d9.jpghello_html_2cfe4a9.jpg

Карточка №10 Сито Карточка №11 Цеп

hello_html_35d81b8d.jpghello_html_30070fb4.jpg



Ответ

1) поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн; 2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка; 3) деревянная соха, серп, сито, цеп.



Приложение №3

1гр.: – составить схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, заполнив пропуски названиями орудий труда и сельскохозяйственных машин.


2гр.: – составить схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, заполнив пропуски названиями орудий труда.


3гр.: – соберите начало и конец пословиц о хлебе и объяснили их смысл:



Будет хлеб –


ни во что и труды наши.

Без хлеба да без каши

а добрых людей слушай.

Где хлебно и тепло,

будет и обед.

Хлеб-соль кушай,

там и жить добро.

Хлеба ни куска –

не в тягость.

Хлеб в пути

всему голова.

Хлеб

хлеб драгоценность, им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери,

и в горнице тоска.


Ответ:

  • Будет хлеб – будет и обед.

  • Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

  • Где хлебно и тепло, там и жить добро.

  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

  • Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

  • Хлеб в пути не в тягость.

  • Хлеб всему голова.

  • Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!


4гр.:

Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп. Нехитрый свой рабочий инвентарь крестьянин мастерил в основном из дерева и передавал по наследству. Много пословиц, поговорок, загадок сложил народ об орудиях земледельческого труда.

Попробуйте отгадать и найти эти предметы на выставке:

1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» № ____.

2. «Худая рогожа все поле покрыла» № _____.

3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» № _____.

4. «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» № _____. 

соха

цеп

коса

серп

борона

1

2

3

4

5


Ответ:

1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» (Соха).

2. «Худая рогожа все поле покрыла» (Борона).

3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» (Коса).

4 «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» (Цеп). 






  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира расширит рамки материала, если использовать ресурсы музея. Так приглашая учащихся в путешествие по разделу "Земли восточных славян", можно провести основную часть урока, используя выставочные материалы краеведческого музея. Тогда ребята через практическую деятельность получат хороший опыт соприкосновения к истории нашего народа, через удивление и яркие эмоции. На уроке будут использованы следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные, технологии деятельностного мышления, технологии проблемного обучения.

 

 

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Юдина Елена Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1087
Номер материала 29675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓