Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №72
с углубленным изучением отдельных предметов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОК – окружающий мир
Образовательные технологии:
исследовательская деятельность
опережающее обучение (успешное
обучение в старших классах)
работа в парах, в группах
демонстрация экспонатов выставки из фондов
Ульяновского областного краеведческого музея с интерактивными элементами
методика самооценки
Тема: «Как хлеб на стол пришел»
Составила: Юдина Елена Павловна,
учитель начальных классов
Ульяновск 2014
Содержание
Пояснительная записка
…………………………………………………………. 3
Цели и задачи урока
……………………………………………………………... 3-4
Оборудование
……………………………………………………………………. 4
Структура урока
…………………………………………………………………. 4
Ход урока
………………………………………………………………………… 4-15
Используемая
литература ………………………………………………………. 15
Учебно-методическое
приложение …………………………………………….. 16-19
Пояснительная
записка к уроку окружающего мира
Направление: начальная школа
Тема урока: «Как хлеб на стол пришел?»
Характеристика класса: В классе 29 человека. Из них 15
мальчиков и 14 девочек. Дети с ослабленным зрением: Махалова Софья, Уресметова
Софья.
Уровень
подготовленности детей различный, есть дети с высоким (48,3%), средним (44,8%)
и низким уровнем развития (6,9%). В целом, в классе благоприятный климат для
воспитания и развития, как целостного коллектива, так и отдельной личности
каждого ребёнка. Явные лидеры в классе есть: Казеева Полина, Чурсин Дмитрий,
аутсайдеров нет. Дети дружат между собой и вовремя стараются прийти на помощь
друг другу, в основном дети добрые, отзывчивые. С первого класса дети ведут
активную социальнозначимую проектную деятельность. Свои знания и умения юные
исследователи демонстрируют очно на мероприятиях различного уровня: школьной
научно-практической конференции, региональном экологическом фестивале «Чистота
родного края», региональном конкурсе исследований младших школьников «Малая
академия», Международном Педагогическом Форуме «Эволюция теории и практики
современного образования: реалии и перспективы».
Программа: «Окружающий мир», ОС «Система
общего развития Л. В. Занкова»
Учебник: «Окружающий мир», 3 класс
Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Раздел: «Земли восточных славян»
Количество
часов в неделю: 2 часа
Количество
часов в год: 68 часов
Тип урока: комбинированный
Методы
обучения: словесные (метод бесед,
дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические
(собирание картинок по временным этапам, исследование орудий труда и предметов
хлебопечения наших далеких предков)
Технологии: элементы: здоровьесберегающей
технологии (динамическая пауза, технология успеха в обучении); информационно – коммуникативной
технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления;
технологии развития критического мышления (составление кластера; составление
истинных высказываний); технологии проблемного обучения.
Цель и ожидаемый результат:
Расширить
образовательное пространство изучаемой темы, используя возможности Ульяновского областного
краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции создать атмосферу деятельностного
обучения.
Задачи урока:
1.Актуализировать знания обучающихся о хлебе,
о его значении для человека.
2.Содействовать развитию познавательного
интереса к жизни родного поселения, его прошлому, настоящему.
3.Организовать работу в парах, в группах.
4.Показать зависимость отношения к хлебу
от экологической культуры человека.
5.Охарактеризовать особенности
труда землепашца в Древней Руси на основе изучения экспонатов
краеведческого музея, информации специалиста музея и в наше время
на основе собственных наблюдений и фотоматериалов.
6.Организовать самооценивание учащимися
работы на уроке.
Оборудование
Учебник «Окружающий
мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), рабочая тетрадь «Окружающий
мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), физическая карта
России, экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков - коллекция из фондов Ульяновского
областного краеведческого музея», презентация «Тайны хлебного царства», сигнальные
карточки с цифрами 1, 2, 3, сигнальные кружки красного цвета и зеленого цвета,
листы для самооценивания, дидактический материал.
Структура
урока «Музей
и школа – знания в квадрате»
Вводная часть – учебный кабинет в школе
1. Мобилизующее начало
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Основная часть – выставочный зал Ульяновского областного
краеведческого музея
3. Операционно-исполнительный этап
4. Рефлексивно – оценочный этап
Ход урока
Этапы урока;
Задачи
деятельности
обучающихся
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Актуализация знаний
обучающихся
Вспомнить изученный ранее материал о
труде древнего человека.
|
Что означает запись:
«Для Любознаек»?
-Какой раздел о жизни наших далеких предков мы изучаем?
-Какой деятельностью занимались первобытные народы?
(Детям раздаются тексты с пропусками)
-Итак, предки славян были сначала собирателями и
охотниками.
Рассмотрите предметы, которые вам приготовили (мука,
вода, дрожжи).
-Для какого предмета это главные ингредиенты?
Кто главный для этих предметов: собиратель или охотник?
-Предложите такую деятельность человека, которая относится
напрямую к хлебу.
-Чтобы появился хлебушек, кто сначала должен
потрудиться
землепашец или хлебопек?
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами
Хлебное царство- государство.
(Учитель открывает салфетку, а там -
большой каравай, испеченный заранее. Он отправляется в
путь вместе с детьми.)
|
Мы себя называем Любознайками, потому что нам интересно
открывать новые знания.
- Мы изучаем жизнь наших далеких предков в разделе «Земли
восточных славян».
Работа в парах. Заполнить пропуски в тексте на листке.
Сравнить свой вариант с эталоном: текстом учебника. (Приложение №1)
Обсуждение вариантов ответов.
-«Для хлеба».
Выяснили, что эти предметы не относятся к предложенным
понятиям.
-«Хлеб – это продукт земледелия».
Рассуждения и объяснения.
-«Землепашец, а потом хлебопек»
Детям дается возможность ощутить вкусный запах каравая
и принять душистый хлебушек для совместного путешествия.
|
Познавательные (логические)
Коммуникативные (работа в парах)
Регулятивные (контроль)
|
2.Целеполагание
Создание проблемной ситуации.
Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.
|
Игра «Всему свое место!»
– Продолжаем наше путешествие по Хлебному царству-
государству. Сейчас каждая группа получит по 4 карточки с изображением сельскохозяйственных
машин, орудий труда и предметов хлебопечения нашего времени и прошлого.
(Приложение №2)
На доске 2 квадрата: наше время - 1) поле,
2) кухня в квартире. Это условно места и время деятельности человека (об этом
говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением предметов
на той части доски, к какой деятельности и к какому времени они относятся.
– Посмотрите, что у нас получилось.
– Все ли предметы вы распределили? Какие остались?
Почему?
–. Вы, конечно, догадались какие орудия земледелия и
предметы хлебопечения мы будем сегодня исследовать на уроке?
-Какова цель нашего урока?
- Теперь наметим план наших действий по достижению цели
урока.
Наше путешествие по хлебному царству мы продолжим в Ульяновском областном краеведческом музее
и посетим выставку «Старинные
орудия труда земледельцев и хлебопёков».
В добрый путь!
|
Дети подходят к доске и распределяют карточки с
орудиями труда на свои места.
1)поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка,
передвижная поливальная машина, комбайн.
2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода,
лопаточка, тарелка.
3) оставшиеся карточки: деревянная соха, серп, сито,
цеп.
-Мы будем исследовать орудия земледелия и предметы
хлебопечения наших далеких предков.
-Узнать особенности труда землепашцев в Древней Руси и
сравнить их с нашим временем.
1) Орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем
исследовать по плану:
1.Рассмотреть;
2.Выслушать специалиста;
3.Попробовать предмет в действии;
4.Ответить на вопросы.
2)Сделать вывод.
3)Оценить свою работу на уроке.
|
Коммуникативные (работа в группе)
Коммуникативные (работа в группе, контроль за
собственной деятельностью)
Личностные (мотивация к новому учебному материалу)
Регулятивные (принятие цели )
Регулятивные (постановка задач, планирование действий)
|
3.Открытие новых знаний
1)Определить зависимость видов земледелия от природных
условий.
2)Узнать особенности орудий труда и предметов
хлебопечения наших предков.
3)Выяснить особенности труда и быта людей.
|
Рассказывает специалист музея.
- Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне
земледелие было подсечно - огневым, т.е. деревья подрубали (подсекали), они
засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли
золой, рыхлили без пахоты бороной - суковаткой, т.е. бревном с необрубленными
сучьями. Поля удобренные таким примитивным способом оставались плодородными
недолго (10 - 15 лет). Необходимость осваивать новый участок, заставляла
переносить славянский поселок с места на место.
В
лесостепной практиковалось переложное земледелие. Мы с вами живем в
лесостепной зоне. Поэтому наши далекие предки траву выжигали, а полученной
золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. К IX веку на юге в
лесостепи славяне использовали плуг, который переворачивал пласт плодородной
земли. На севере пахотным орудием была соха, которой было удобно пахать в
лесистой местности. Запрягали в соху лошадь, а тяжелый плуг волокли волы.
Славяне
выращивали просо (одна из важнейших сельскохозяйственных культур), а также
пшеницу, рожь, ячмень, горох, бобы. Важными сельскохозяйственными
техническими культурами были лен и конопля - из них изготавливали ткани.
Для
земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные
наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому
необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX
в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело
считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь был
любимым героем славянского фольклора.
История
нашего края начала отмечаться в древних документах в 8 веке и прошла до
сегодняшнего дня огромный путь. Начав разговор про земледелие, мы уже поняли,
что современные предметы и машины очень отличаются от орудий труда наших
предков. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в историю, рассмотрев экспонаты
выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».
Каждый
экспонат детям предлагается внимательно рассмотреть, по возможности
подержать, подумать и высказать свое мнение о назначении данного предмета,
выслушать мнение специалиста, показать прием его использования в хозяйстве.
Предлагаю поработать в группах. Одни будут составлять
кластеры, другие отвечать на вопросы.
А теперь обобщим полученные знания в блиц-опросе:
-Как вы думаете, на сколько труд землепашца и хлебопека
трудный, какие отличия предметов прошлого и настоящего времени существуют?
-Как можно прокомментировать пословицы о хлебе:
«Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб
драгоценность, им не сори!»
|
Дети слушают рассказ специалиста и рассматривают на
выставочных картинах и макетах образы услышанного.
Дети во время рассказа об экспонате музея трогают его,
рассматривают, играют с ним.
(Примерные ответы детей)
– Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли
деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.
В наше время людям помогают на полях железные
помощники: трактора, комбайны. Ими управляет человек, а они и пашут, и сеют.
– Основным зерновым растением у древних славян было
просо; пшеница, ячмень и рожь встречались меньше.
Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали
серпами, а затем сушили и молотили.
В наше время основными продовольственными культурами
считают пшеницу и рожь.
Работа в группах, используя имеющиеся
источники информации.
Командиры групп получают карточки с заданиями.
Приложение №3
1гр.: – составили схему (кластер)
«Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, используя
картинки-карточки с орудиями труда и сельскохозяйственными машинами.
2гр.: – составили схему (кластер)
«Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени,
используя картинки-карточки с орудиями труда.
3гр.: – подобрали и объяснили смысл
пословиц о хлебе.
4гр.: – отгадали загадки, распределили
картинки-отгадки и подошли с отгадкой к нужному экспонату музея.
|
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (поиск информации)
Коммуникативные (сотрудничество в группе, построение
монологических высказываний)
Познавательные (преобразование информации,
знаково-символические)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (выражение своего отношения к экспонатам
музея)
Познавательные (поиск информации, логические)
Познавательные (логические)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (логические)
Познавательные (логические, вывод, причинно-
следственные связи)
Познавательные (логические, вывод)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (логические, причинно – следственные
связи)
Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные
(логические, вывод)
|
4.Формирование первичных умений на основе
самоконтроля
Учиться узнавать экспонаты музея по
данной теме
на основе самоконтроля
|
Учитель предлагает принять участие в викторине,
демонстрируя задания на слайдах. Приложение №3
После успешного выполнения заданий викторины, учитель
предлагает принять участие в экологической акции «Сделай свой выбор!»
|
Учащиеся выполняют задания викторины, используя
сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3 и проверяют ответы на слайде.
Ответы:
Слайд 2
(карточка №1)
Лошадка тянула, а пахарь управлял деревянной сохой, чтобы
борозда выходила ровная.
Слайд 5
(карточка №2)
Из лукошка сеятель забирал пригоршню зерна и через каждые
два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо.
Слайд 8
(карточка №2)
Жали
колосья серпом.
Слайд 11
(карточка №3)
Цеп – нехитрое орудие с длинной деревянной рукоятью, к
которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным
концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев.
Участники акции используют сигнальные кружки: положительный
выбор - зеленый кружок, если выбор отрицательный - красный кружок.
Слайд 18 (да)
Слайд 19 (нет)
Слайд 20 (нет)
Слайд 21 (да)
Слайд 22
Подводим итог
|
Регулятивные (контроль)
|
5.Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на
уроке.
|
-Все ли учебные задачи решены на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие моменты были наиболее интересными и
запоминающимися?
- Можно ли урок, который мы начали в классе и завершили
в музее считать увлекательным и познавательным.
– Закончилось наше исследование орудий земледелия и
предметов хлебопечения.
– Что бы вам хотелось сказать в завершении нашего
путешествия?
Оцените себя по критериям:
-я знаю особенности земледелия наших предков;
- я знаю особенности орудий земледелия и предметов
хлебопечения
и могу объяснить причины их совершенствования;
-я знаю орудия земледелия и предметы хлебопечения, могу
показать их и рассказать о них другому.
Учитель благодарит всех участников путешествия за
активность и хорошую сплоченность в работе и предлагает дома рассказать обо
всем услышанном, а также выполнить на выбор творческое задание:
1.Нарисуй пары: орудия труда, предметы хлебобечения
древние и нашего времени, подпиши их названия.
2.Придумай рассказ «Современная технология земледелия:
от зерна до буханки» от имени нашего предка, который попал в наше время.
|
Ответы детей.
Слайд 23
Мы юные искатели, экологи – открыватели!
Нам понятны слова – «Хлеб всему голова!»
Будем дальше решать, удивлять, призывать:
«Только вперед, только вместе!
Замес превосходный на Любознайкином тесте!»
Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки.
|
Регулятивные (удержание цели)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные (самооценка)
|
Используемая
литература
1. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы /
Ред. Н.Б. Петрова; Худ. А.Ю. Котова С.-Пт: издательство Дидактика Плюс, 1997.
2.
Дмитриева Н.Я., Казаков
А.Н. Окружающий мир: учебник. 3
класс. Часть 1. – Издательский дом «Федоров» Издательство
«Учебная литература»: 2013г.
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».
3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013.
4. Иллюстрированный справочник. Ульяновский
областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова / Авт. текста Бородина О.Е.,
Никифорова С.А. Фотографии из фондов УКМ, С.А. Ойкина, Н.А. Василькина –
Ульяновск: издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.
5. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия
для детей. – М.: МГУ, 1993.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.;
Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1995.
7. Ульяновская-Симбирская
энциклопедия: в 2 т./ [Редсовет: Н. В. Алексеева (пред.) и др.; Ред.-сост. В.
Н. Егоров]. — Ульяновск: Симбир. кн., 2000 — 2004.
8. Электронная энциклопедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Древние славяне.
9. Электронная энциклопедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Земледелие.
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения /
Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. –
М.: АСТ, 1996.
Учебно-методическое приложение
Приложение №1
Задание. Заполни пропуски, используя слова для справок, чтобы
получился текст.
Как и все первобытные __________, предки
славян были сначала _________ и _________ , В _______ они собирали мед,
ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в
______ ловили рыбу. Собирательство и охота – первые _________ человека. Даже
сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это
________, а тогда это была ________, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить
большую семью.
Слова для справок: занятия, народы, леса, собиратели,
реки, охотники, отдых, работа.
Ответ:
Как и все первобытные народы,
предки славян были сначала собирателями и охотниками, В
лесах они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на
кабанов, лосей и медведей, в реках ловили рыбу. Собирательство и
охота – первые занятия человека. Даже сейчас мы ходим в лес за
грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а тогда это
была работа, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую
семью.
Приложение №2
Задание для групп
Распределить предметные карточки на части: 1)
поле – наше время; 2) кухня в квартире; 3) не удалось определить место.
Примерный набор карточек
Карточка №1 Комбайн Карточка
№2 Современный плуг
Вспомогательная карточка Трактор пашет землю плугом
Карточка №3Борона Карточка
№4 Сеялка
Карточка №5 Передвижная поливальная машина
Карточка №6 Кастрюля Карточка №7
Сковорода
Карточка №8 Кухонный набор Карточка №9 Тарелка
Карточка №10 Деревянная соха Карточка
№11 Серп
Карточка №10 Сито Карточка
№11 Цеп
Ответ
1) поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка,
передвижная поливальная машина, комбайн; 2) кухня в квартире: эмалированная
кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка; 3) деревянная соха, серп, сито, цеп.
Приложение №3
1гр.: – составить схему (кластер)
«Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, заполнив
пропуски названиями орудий труда и сельскохозяйственных машин.
2гр.: – составить схему (кластер)
«Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени,
заполнив пропуски названиями орудий труда.
3гр.: – соберите начало и конец пословиц о
хлебе и объяснили их смысл:
Будет хлеб –
|
|
ни во что и труды наши.
|
Без хлеба да без каши
|
а добрых людей слушай.
|
Где хлебно и тепло,
|
будет и обед.
|
Хлеб-соль кушай,
|
там и жить добро.
|
Хлеба ни куска –
|
не в тягость.
|
Хлеб в пути
|
всему голова.
|
Хлеб
|
хлеб драгоценность, им не сори!
|
Хлеба к обеду в меру бери,
|
и в горнице тоска.
|
Ответ:
- Будет хлеб – будет и обед.
- Без хлеба да без каши ни во что и труды
наши.
- Где хлебно и тепло, там и жить добро.
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
- Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
- Хлеб в пути не в тягость.
- Хлеб всему голова.
- Хлеба к обеду в меру бери,
хлеб драгоценность, им не сори!
4гр.:
Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса,
вилы, грабли, цеп. Нехитрый свой рабочий инвентарь крестьянин мастерил в
основном из дерева и передавал по наследству. Много пословиц, поговорок,
загадок сложил народ об орудиях земледельческого труда.
Попробуйте
отгадать и найти эти предметы на выставке:
1. « Баба Яга вилами
нога: весь мир кормит, сама голодна» № ____.
2. «Худая рогожа все
поле покрыла» № _____.
3. «Согнута в дугу,
все лето на лугу, зимой на крючку» № _____.
4. «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» № _____.
соха
|
цеп
|
коса
|
серп
|
борона
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
Ответ:
1. « Баба Яга вилами
нога: весь мир кормит, сама голодна» (Соха).
2. «Худая рогожа все
поле покрыла» (Борона).
3. «Согнута в дугу,
все лето на лугу, зимой на крючку» (Коса).
4 «Летят гуськи,
дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» (Цеп).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.