Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыУрок по ОБЖ " Защита населения от цунами"

урок по ОБЖ " Защита населения от цунами"

Скачать материал

Тема урока: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЦУНАМИ

Цель: содействие в формировании у учащихся основных знаний о цунами и защите населения

Задачи:

Ø Обучающие –  узнать  понятие цунами, основную характеристику причины появления

Ø Развивающие – развивать умения ребят  выделять главное в тексте, делать выводы, уметь сравнивать, совершенствовать умения   работы с ПК

Ø  Воспитывающие - воспитывать ответственность у ребят  за свою жизнь и здоровье окружающих;

Оборудование:

Ø карточки с текстами и заданиями (для индивидуальной работы);

Ø карта успеха;

Ø видеоролик для  урока «Цунами»

Ø Учебная электронная презентация

Ход уроков

1.     Организация класса.

 

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

- Рефлексия. Для того чтобы начать работу с заданиями я вам  предлагаю поставить  в тетради такую оценку, которую вы хотели бы заработать сегодня на уроке.  

I.                  Актуализация знаний.

1.Что такое цунами, и какие природные явления вызывают цунами?

2.Какие последствия цунами создают опасность для жизнедеятельности человека?

2.Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

3.Целеполагание

Просмотр видеороликов.

Какие  последствия цунами наблюдали?

(- затопление местности, разрушение зданий, гибель людей)

Как вы думаете, о чем стоит нам сегодня поговорить?

4.Постановка целей и задач урока

5.Работа над новым материалом. ( Презентация)

Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

        прогноз цунами;

        непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;

        оповещение населения об угрозе цунами;

        организацию эвакуации населения;

        планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;

        защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;

        заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;

        строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений.

Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.

Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна.

Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.

Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами.

С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.

5.Проблема!!! Как вы думаете зависит ли наша жизнь от нас самих? Каким образом?  Как вы думаете, зачем нам нужно знать правила поведения? Я желаю Вам никогда не попадать в чрезвычайную ситуацию, но знать и уметь как себя вести мы обязаны. Сейчас попробуем сохранить себе жизнь на бумаге.

6.Самостоятельная работа

 У меня три варианта заданий. Попробуем с ними справиться.

-Задание на «3» найти в учебнике ответы на вопросы и прочитать их.

-Задание на «4» в конверте три группы мероприятий, необходимо их разложить по порядку.

-Задание на «5» мероприятия разделить на 3 группы, назвать эти группы.

 

Как подготовиться к цунами

 

Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.

 

Помните!

 

Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

 

Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.

Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

 

Что делать во время цунами

 

При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.

Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

 

Что делать после цунами

 

Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.

Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

 

7.Работа над изученным материалом.

 

Вопросы и задания:

1.     Назовите наиболее безопасные места во время цунами и обоснуйте свой ответ.

2.     В дневник безопасности запишите определение цунами, его основные характеристики и возможные последствия для населения, проживающего в цунамиопасных районах.

 

9.Итог урока.

 

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся: Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

        прогноз цунами;

        непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;

        оповещение населения об угрозе цунами;

        организацию эвакуации населения;

        планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;

        защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;

        заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;

        строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;

        обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.

 

10. Мотивация

- Достигли ли вы цели урока.  Какие задачи выполнили? Какие надо решить? Что для этого надо сделать?

 

 

11.Окончание урока.

 

1.     Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.

2.     Выставление и комментирование оценок.

 

Приложение 1( Дополнительный материал)

 Самая большая волна за последние 80 лет

Цунами, обрушившееся на Японию 11 марта, является самым мощным с 1933 года, рассказали в американском Центре исследования цунами. Учёные отмечают, что 10-метровая волна, накрывшая северо-восточное побережье Японии, представляет большую опасность для жизни, чем вызвавшее её землетрясение. Цунамисты и сейсмологи прогнозируют новые толчки, как у берегов Японии, так и на Дальнем Востоке России.

«Уже через 20 минут после первых толчков мы получили данные с наших глубоководных датчиков и смогли скорректировать магнитуду с 7,9 до 8,8 и 8,9, а также направили во все региональные центры изучения цунами данные о том, как пойдёт волна», — рассказал директор Центра исследования цунами Василий Титов.

По его данным, тревога объявлена по большей части Тихоокеанского побережья, например на Западном побережье США, в Калифорнии. На Гавайях уже объявлена эвакуация, под угрозой такие государства, как Самоа и Французская Полинезия.

«Последствия цунами коснутся несколько десятков стран, даже Южную Америку. Дальневосточное побережье России не пострадает. Глубоководный датчик, установленный у берегов Южных Курил сразу показал, что сильных разрушений не будет. Тем более, как правило, волна накатывает на слабозаселённые районы», — рассказал цунамист.

По данным американского Центра исследования цунами, Японию накрыла волна, какой не было с 1933 года. «Это самая большая волна, которая накрывала Японию за последние 80 лет», — отметил учёный.

«Причина мощнейшего землетрясения и возникшего в результате толчков цунами — очевидна. Произошёл сдвиг тектонических плит в сейсмоактивной зоне. Это классика. Толчки могут продолжаться. Хотя именно большое цунами представляют наиболее губительную силу, как в случае с землетрясением 11 марта», — отметил Василий Титов.

Не иначе как чудом называют историю воссоединения 15-летней жительницы Индонезии по имени Вати со своей семьей. Семь лет назад, во время разрушительного цунами в Юго-Восточной Азии, ее смыло волной. Родственники все эти годы были уверены, что она погибла, передает индонезийское информационное агентство Antara News.

 

Девушка объявилась в городе Меулабо индонезийской провинции Ачех. Она молча сидела за столиком в одном из местных кафе, пока на нее не обратили внимание. Вати рассказала, что ищет своих родных, но помнила только имя своего деда — мелкого религиозного лидера по имени Ибрагим.

 

Увидев внучку, тот немедленно связался с ее родителями, те в свою очередь опознали в девушке свою дочь по характерной родинке и шрамам на локте, которые Вати получила в детстве.

 

По словам матери девочки, во время природной стихии она пыталась спастись со своими детьми, но Вати смыло волной. Сама девушка утверждает, что ее приютила женщина, но за крышу над головой и еду ей приходилось попрошайничать на улице. В конце концов женщина отпустила пленницу, а сердобольный таксист отвез ее в родные края.

 

Еще одним счастливчиком можно назвать земляка Вати. Житель провинции Ачех по имени Захрул Фауди умудрился выжить как во время цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году, так и во время того же природного бедствия в Японии в 2011 году

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по ОБЖ " Защита населения от цунами""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЦУНАМИ

Цель: содействие в формировании у учащихся основных знаний о цунами и защите населения

Задачи:

Ø    Обучающие  узнать  понятие цунами, основную характеристику причины появления.

Оборудование:

Ø     карточки с текстами и заданиями (для индивидуальной работы);

Ø     карта успеха;

Ø     видеоролик для  урока «Цунами»

Ø     Учебная электронная презентация

Ø    Развивающие – развивать умения ребят  выделять главное в тексте, делать выводы, уметь сравнивать, совершенствовать умения   работы с ПК

Ø     Воспитывающие - воспитывать ответственность у ребят  за свою жизнь и здоровье окружающих;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задание по БЖ на тему "Чрезвычайные ситуации"
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций
  • 02.10.2020
  • 714
  • 9
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
Положение о пятидневных сборах по ОВС
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко
  • Тема: Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • 01.10.2020
  • 1112
  • 19
«Основы безопасности жизнедеятельности.Среднее профессиональное образование», Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 1658
    • DOCX 816 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пылева Татьяна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пылева Татьяна Васильевна
    Пылева Татьяна Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8192
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 893 человека из 80 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 986 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 249 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 509 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 416 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе