Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по обучению грамоте на тему:"Буква Э"

Урок по обучению грамоте на тему:"Буква Э"

Скачать материал

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №4  Г.СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по предмету

 

«Обучение грамоте» в 1 классе УМК  «Школа 2100».

 

Тема: «Гласный звук [э], буква «Э».

 

 

 

 

 

Автор: Молокова Ирина Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ « Лицей №4» г. Славянска-на-Кубани, ул. Отдельская, 213

Дом.адрес: г.Славянск-на Кубани,ул.Щорса 299,кв.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание   учебно-методической разработки

1.       

Автор материала (ФИО полностью)

Молокова Ирина Викторовна

2.       

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

3.       

Образовательное учреждение

(полное наименование ОУ, адрес)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»

г. Славянск-на-Кубани, ул. Отдельская 213

4.        

Номинация конкурса

Номинация: разработка урока

5.       

Название материала

  Урок  обучения  грамоте «Гласный звук [э] , буква Э».

 

6.       

Класс (возраст)

1 класс, 7-8 лет

7.       

Предмет 

Обучение грамоте

8.       

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс

«Школа 2100», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь», М.: Просвещение, 2013г.

9.        

Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема)

Конспект урока  

Технология проблемно-диалогического обучения,системно- деятельностный подход

 

 

Тема урока:

 Гласный звук [э], буква э.

 Цели :

 Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной,  учебно- практической  деятельности по определению гласного звука в словах на основе звуковой модели слова  и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

Задачи:

Образовательные:

-учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;

-расширить знания детей об окружающем мире.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

 

 

                                      Ход урока:

 

                         Этапы урока

Примечания

·       Орг. момент.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

 

·       Введение в тему.

-Сегодня мы с вами будем исследователями. А что мы будем исследовать, вы скажете сами. Для начала вспомним великого учёного - исследователя Исаака Ньютона. Он сделал много великих открытий. Однажды сидя под деревом на него упало яблоко, и он воскликнул:…

-Эврика!!!

-Что означает это слово?

-Какой звук слышим вначале слова «Эврика»? Что мы будем сегодня изучать и исследовать?

 

·       Сообщение темы урока и цели.

-Итак, сегодня мы будем изучать звук Ы и букву  Ы. Научимся читать слова с этой буквой.

 

·       Работа по теме урока

    1. Работа со звуком.

-Произнесите звук [э]. Какой он? Почему вы решили, что он гласный? Что ещё вы можете сказать про этот звук в данном слове?

Дорисуйте звукарик и дайте полную характеристику этого звука.

 

    2.Работа с лентой.  Букв.

-А теперь заселим  букву Ы в наш домик.

 

   3.Звуко-буквенный анализ слова «Эврика».

-Вернёмся к нашему слову «Эврика» и сделаем звукобуквенный анализ этого слова.

 

     4.Знакомство с буквой э.

- На письме звук [э] обозначается буквой э.

- На что похожа буква э?

 

  Помчались легче пуха           Взял я лук и крикнул: -Эх!

  По гладкой, ровной колее         Удивлю сейчас я всех!

  И увидали букву Э,                    Натянул потуже лук,

  Похожую на ухо.                     Да стрела застряла вдруг!

                                            И вокруг сказали все: - Э-Э-Э!

 

-На карточке найдите букву Э, обведите её красным цветом.

-Какие ещё буквы спрятались? (о, с, х, ф, р, э)

-Разделите их на две группы.

 

   5. Работа по Букварю.(с.144)

      А) первая строчка

- Назовите буквы в верхней строчке Букваря. Почему они написаны в одном ряду? Какой у них общий элемент?

 

·       Физминутка для глаз.

 

·       Работа в тетради по печатанию.

-Обведите маленькую букву э в тетради по печатанию.

 

·     Работа по Букварю.

     Б) вторая строчка

-Прочитайте первые три слога громко и восклицательно.

-Следующие три слога прочитайте вопросительно.

-Остальные тихо.

 

·     Закрепление.

   1.Чтение слов с буквой Э.

Э-таж, -кран, -фир, -хо,

  -Что общего в этих словах? На какие 2 группы можно разделить?

 

   2.Игра «Составь слово».

-Из букв данного слова составьте новые слова.

    ЭТАЖЕРКА (этаж, река, жара)

 

   3.Исследование слов

   -А сейчас мы, как исследователи будем изучать слова с новой буквой.

     А) работа с 1 столбиком слов.

-Прочитайте слова 1 столбика. Какие слова вам не понятны?

-Обратимся за помощью к нашим исследователям, которые работают с толковыми словарями.

-Что общего в этих словах? Какое слово можно исключить и почему? Как называется слово «Эй!»?

 

    Б) работа со 2 столбиком слов.

-Прочитайте слова 2 столбика. Какие слова вам не понятны?

-Найдите слова, где все согласные твердые. Найдите слово, в котором 4 слога. Что интересного в этом слове? Почему?

 

   В) работа с 3 столбиком.

-Прочитайте слова 3 столбика. Какие слова не понятны? Обратимся к исследователям слов.

-Разделите слова на 2 группы.

-Давайте придумаем рассказ с этими словами.

 

 

 

    

      Шёл (эскимос),

      Купил (эскимо).

      Увидел (эскалатор),

      Но сел на (экскаватор).

 

·     Физминутка (инсценирование полученного стихотворения)

 

 

  Г) работа с 4 столбиком.

-Прочитайте 4 столбик слов. Какие слова вам не понятны? Кто может объяснить их значение?  Какое слово можно исключить?

-Вот и мы сейчас будем поэтами и сочиним чистоговорку.

     -Эх-эх-эх-эх

     Слышен всюду детский смех.

     -Эх-эх-эх-эх

     На уроке ждёт успех.

 

  Д) работа с 5 столбиком слов

-Прочитайте слова 5 столбика. Какие слова не понятны?

-Что общего в этих словах? Исключите лишнее.

-Соотнесите слова со схемами. (Проверка у доски).

 

 

 

 

 

  Е) работа с 6 столбиком.

-Прочитайте 6 столбик слов. Какие слова не понятны? Кто может объяснить эти слова?                                                                              - Кто мэр нашего города?                                                                            - Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

 

   

 

Ж) Дифференцированная работа в тетради по печатанию.

- А теперь одни ребята исследуют слово « экология», другие - «эколог», а третьи - «мэр».

 

 

 

·     Повторение пройденного.

     А) загадки

-А теперь я проведу исследование и посмотрю, какие вы внимательные.

-Прочитайте загадки и отгадайте их.

(3 загадки из учебника)

-А теперь я загадаю.

1) Надели коняшки

    Морские тельняшки.

2)Что за чудо красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути!

    В них ни въехать, ни войти!

3)Хоть не шляпа, а с полями,

   Не цветок, а с корешком.

   Разговаривает с нами

   Всем понятным языком.

4)Не похож на человечка,

   Но имеет он сердечко,

   И работе круглый год

   Он сердечко отдаёт.

 

-На какие 2 группы можно разделить слова?

-В названиях каких слов мы слышим звук «э»? А какую будем писать букву?

-Назовите названия предметов, находящихся в нашем классе, в которых есть звук Э.

 

·     Итог урока.

-Итак, какой звук мы сегодня исследовали и что вы можете о нём рассказать?

-А теперь дорисуйте букву э, показав какое настроение вам принёс этот урок.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет И.Ньютона.

На экране дерево, с которого падает яблоко на человека, и он выкрикивает: «Эврика!!!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе звукарик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске буква э.

 

Рисунки на экране: ухо, лук со стрелами.

 

 

 

Карточка с буквами.

Буквы на магните.

 

 

 

Буквы на экране

 

 

На экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова на доске

 

 

 

 

Карточки с буквами

 

 

 

 

 

 

Картинка с эму.

Толкование слова «эра» учениками.

 

 

 

 

Толкование слов «эгоист, энергия»

учителем.

 

 

 

Картинки и толкование слов учениками

«эскимо, эскимос, эскалатор, экскаватор».

 

На доске текст с пропущенными словами.

Карточки со словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толкование слов «этика, этикет, этикетка» учителем.

На доске слова и схемы.

( у детей карточки)

 

Толкование слов «экология, эколог, мэр».

 

Анализ слова «экология» у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки: заяц, берег, дерево, зебра, радуга, книга, карандаш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Карточки с буквой э.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по обучению грамоте на тему:"Буква Э""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

   Урок обучения грамоте включает в себя урок и презентацию к уроку. Проводится на этапе изучения буквы Э, звука [э]. На уроке использованы разные виды работ: групповые, индивидуальные, в парах. Учащиеся привлекаются к объяснению на разных этапах урока. В начале урока дети исследуют первый звук в слове «эврика», делают звукобуквенный анализ этого слова. На этапе изучения нового ребята получают конверты с буквами, где находят изучаемую букву и обводят её красным цветом.

На этапе  работы  по букварю выполняются различные виды заданий: деление слов на группы, выявление закономерностей, обобщение. Ведется работа над выразительностью чтения (чтение слов с разной интонацией). В это время не читающие дети работают со слоговыми карточками. Работа в группах включает в себя составление новых слов из слова «этажерка». Далее идёт работа над значением слов для обогащения словарного запаса. Для этого используются толковые словари. Учитель даёт объяснение слов ЭГОИСТ, ЭНЕРГИЯ. Группа детей, которые являются исследователями, находят в словарях значения слов ЭСКИМО, ЭСКИМОС, ЭСКАЛАТОР, ЭКСКАВАТОР и зачитывают учащимся. Учитель заранее готовит картинки к этим словам, чтобы дети имели полное представление о них. Затем ученики, используя данные слова, составляют предложения.

Большое внимание уделяется на уроке воспитанию любви к природе, к родному краю. Это выражено при исследовании слова ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГ. Сначала идёт толкование этих слов, затем, дети, работая в парах, делают звукобуквенный анализ этих слов.

При повторении пройденного, используются загадки, где в отгадках есть звук [э].

Презентация построена так, чтобы на каждом этапе выполнять свою функцию. Слайд № 1 помогает настроиться на урок, подводит к теме урока. Слайд № 2,№5 служат для исследования нового звука, определения этого звука на ленте букв. Слайды № 3,4знакомят нас с написанием буквы.  Для нахождения новой буквы и проверки самостоятельного выполнения задания по карточкам  служит слайды № 6.  Слайд № 7- зрительная гимнастика, № 8 - для того, чтобы проверить правильность отгадывания загадок. релаксации. Слайд № 9 – рефлексия урока.

Каждый этап урока преследует как общую цель (цель урока) так и свою конкретную. На этапе актуализации опорных знаний главным является умение делить звуки на гласные и согласные. На этапе изучения нового материала главным является развитие орфографической зоркости, работа с толковым словарём, которая является новой для учащихся. Работа над звуковым составом слова строится по схемам. При работе по учебнику я включаю различные виды чтения – «цепочкой» (т.е. каждый ученик читает одно слово), «хоровое» чтение – по рядам, чтение в парах. Чтение слов с различной интонацией способствует развитию выразительного чтения. На уроке каждый ученик не остаётся безучастным в чтении.  Так как это урок обучения грамоте, то на каждом этапе можно использовать различные виды чтения. Например, при проверке работы по индивидуальным карточкам можно использовать как чтение «цепочкой» так и «хоровое» по рядам.

Для меня одним из главных моментов в этом уроке было развитие умения видеть орфограммы (орфографическая зоркость), использование различных видов работ, учить работе с толковыми  словарями, т.е. умению самостоятельно добывать информацию. Также очень важно развивать логическое мышление. Этого я добивалась загадывая загадки и давая задания на обобщение и разбиение слов на группы по различным признакам. Одним из трудных этапов  на уроках обучения грамоте - включить в работу не читающих детей. В этом помогут слоговые карточки, которые я делаю сама. Главное, правильно спланировать работу на уроке, чтобы можно было уделить внимание всем группам детей. В этом помогут групповые задания, когда дети при их выполнении «учат» друг друга, спорят, доказывают. Т.е. самостоятельно мыслят. Учителю надо только научить слушать товарища и принимать его мнение. Я учу не бояться высказывать своё мнение каждого желающего, потом мы все вместе выбираем путём доказательств верное.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 405
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Молокова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Молокова Ирина Викторовна
    Молокова Ирина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1654
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе