Главная / Начальные классы / Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

hello_html_m2dca7b5a.gifМОУ «

Северная средняя общеобразовательная школа»























1 класс

















Учитель: Шмидт М.А.

2010 г.



Тема: Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».



Цель урока: познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком «Ц», буквой цэ.



Задачи:

- образовательные: 1) Формировать умения слышать и произносить новый звук, давать

ему характеристику;

2) формировать навык чтения слогов, слов и предложений с новой

буквой;

3) продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и

фонематического слуха;

- развивающие: 1) способствовать развитию речи;

2) развивать память, воображение, логическое и образное

мышление;

3) уточнять и обогащать словарный запас;

- воспитательные: 1) воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

2) чувство коллективизма, прилежность, аккуратность;

3) уважительное отношение к окружающим.



Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока: урок – путешествие.

Технологии: 1) личностно – ориентированная;

2) деятельностный подход;

3) здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: классная доска, опорные карточки, иллюстрации, игрушка клоун, демонстрационные цветовые схемы звукового состава слов.



Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите

Всё в порядок приведите (пауза)

За работу нам пора

Сядьте тихо детвора

2. Первичное введение материала.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда вы узнаете отгадав загадку: «Там всегда веселье, смех,

Для ребят один успех:

Клоуна здесь повстречать.

С ним немножко поиграть».

- Поднимите руку, кто знает отгадку.

(иллюстрация цирка)

- Кто знает значение слова цирк? Что такое цирк?

- Цирк – это помещение с круглой сценой, которая называется ареной, для выступления артистов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю вас на цирковое представление.

(раздаю детям иллюстрацию цирка)

- Но наш цирк необыкновенный, его артисты постараются помочь нам услышать новый звук, изучить новую букву. Вместе с артистами мы будем учиться читать слоги, слова, произносить звук, а также узнаем много нового и интересного.

- Ребята, что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты)

3. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.

- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить своими знаниями об изученных буквах. Вам сейчас предстоит ответить на вопросы. Друг друга внимательно слушайте и помогайте.

1) Чем отличаются звуки и буквы?

(звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)

2)На какие две группы делятся звуки алфавита?

(звуки делятся на гласные и согласные)

3)Как мы отличаем гласные звуки от согласных звуков?

(гласные звуки поются, произносятся свободно, а согласные произносятся с препятствием)

4) Назовите гласные буквы верхнего ряда

(а, о, у ,э, ы)

5)Что предают гласные буквы верхнего ряда согласным при слиянии?

(гласны буквы верхнего ряда при слиянии с согл. предают им твёрдость)

6) Назовите гласные буквы нижнего ряда.

(я, ё, ю, е, и)

7) Что предают гласн. буквы нижнего ряда при слиянии с согл.?

(гл. буквы нижн. ряда при слиянии с согл. придают им мягкость)

8)Что мы знаем о согласных? Дайте характеристику.

( согл. звуки м.б. твёрд., мягк., звонк., глух., парн., непарн.)

9) Где живут звонкие согласные?

( звонк.согл. живут в домиках наверху)

10) Где живут глухие согласные?

( глух. согл.живут в домиках внизу)

11) Назовите буквы. Которые дают один мягкий звук.

(ч, ща, Й)

12) Назовите звуки, которые дают один твёрдый звук.

(ж, ш)

(отвечая на вопросы дети получают билеты в цирк)

- На все вопросы ответили, молодцы, билеты приобрели .

- Но прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю?

( не баловаться, не разговаривать, внимательно слушать , запоминать новую информацию)

4. Введение в тему.

1) выделение нового звука

( звенит звонок)

- Представление начинается!

(появляется клоун -игрушка)

Клоун - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!. Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление! В цирковом представлении примут участие разные животные.

- Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна?

- Клоун Цыц очень любит издавать глухой, свистящий звук, т.е. «цыкать», поэтому его так и прозвали.

- Какой звук повторяется в имени клоуна?

- Клоун Цыц приготовил для вас загадку.

Он в белом доме раньше жил,

А потом его разбил,

Он пушистыц как пушок

Золотистый наш комок.

Кто это?

(цыплёнок)

( на доску вешаю картинку цыплёнка)

- Посмотрите на арене появился цыплёнок.

- Выделите первый звук в этом слове.

(в этом слове первый звук «ц».)

- Как подзывают цыплят? (цып-цып)

- Какой новый звук мы услышали во всех словах?

( во всех словах мы услышали звук «ц»)

2) Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока- путешествия?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуком)

- Какую цель поставим перед собой?

(запомнить букву цэ, научиться правильно произносить звук «ц» и читать слоги , слова и предложения с этой буквой)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой цэ, научимся слышать и правильно произносить звук «ц», читать слова и предложения с этой буквой)

5. Изучение нового материала

1) Артикуляция [ц].

- Цыплёнок научит нас правильно произносить звук «ц».

- Чтобы правильно произносить звук «ц», нужно губы растянуть в улыбку, зубы видны;

- верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идёт сильная , короткая воздушная струя.

- Произнесём все вместе.

- Теперь посмотрите на соседа, как он произносит, поработаем в парах.

( спросить некоторых уч-ся)

- Можете сразу дать хар – ку этого звука?

2) Характеристика звука.

- Давайте выясним вместе.

- преграда – СОГЛАСНЫЙ ( синяя фишка на доску)

- пользуемся приёмом «ладонь к горлышку» или «закрыть ушки» и слушаем произношение ( глухой)

- звоночек нужен?

- Посмотрите на схемы к словам ЦИРК и ЦЫПЛЁНОК и на их написание.

- Каким на схеме обозначен звук «ц» в обоих словах? (твёрдым)

- Посмотрите на слова, какую гласную мы видим после цэ в слове ЦИРК? (и)

- в слове ЦЫПЛЁНОК? (ы)

- Какую команду даёт И для согласного?

- Какую команду даёт Ы для согласного?

- Почему же фишка в слове ЦИРК и в слове ЦЫПЛЁНОК СИНЕГО ЦВЕТА?

- Может быть кто-то уже догадался?

- Независимо от того какой гласный стоит после согласного цэ дающий мягкую команду И или твёрдую команду Ы , звук «ц» всегда остаётся твёрдым.

- Повторите хором « ЗВУК «Ц» ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ»

- О том какую букву нужно правильно писать в слове после цэ И или Ы мы поговорим на следующем уроке.

- А сейчас, наше представление продолжается.

3) Знакомство с буквой.

(на арене появляется курица)

- Следующая артистка - КУРИЦА.

- Она принесла букву, которая обозначает звук «ц».

( показ буквы цэ)

- На что похожа буква цэ? (высказывания детей)

- Сейчас ребята прочитают нам стих- я про букву цэ.

БУКВА ЦЭ – ВНИЗУ КРЮЧОК

ТОЧНО С КРАНИКОМ БОЧОК



СТУЛ ЧИНИЛ СЕГОДНЯ МАСТЕР

КЛЕИЛ ОН ЕГО И КРАСИЛ

МАСТЕР СТУЛ ПЕРЕВЕРНУЛ-

СТАЛ НА ЦЭ ПОХОЖИМ СТУЛ



ВОТ КАКАЯ БУКВА ЦЭ:

С КОГОТОЧКОМ НА КОНЦЕ

КОГОТОК – ЦАРАПКА,

КАК КОШАЧЬЯ ЛАПКА.

-Вот ещё на что похожа буква цэ.

- Придумайте слова с буквой цэ.

6. ФИЗ. МИНУТКА.

- А сейчас антракт.

- Кому знакомо слово антракт? Объясните его значение.

( короткий перерыв во время концерта или представления)

ВСЕ РЕБЯТА ДРУЖНО ВСТАЛИ

И ТИХОНЬКО ЗАШАГАЛИ:

МЫ ОТПРАВИМСЯ ГУЛЯТЬ

ЧТОБЫ ЦАПЛЮ ПОВСТРЕЧАТЬ.

ТИШЕ – ТИШЕ – ВОТ ОНА

НА ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ

ТИШЕ – ТИШЕ – ВОТ ОНА

НА ДРУГОЙ НОГЕ СТОИТ

В ВОДУ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДИТ.

7. Закрепление изученного материала.

1) Работа со слогами и словами.

- Посмотрите, на арене появилась ЦАПЛЯ.

(иллюстрация)

- Цапля научит нас читать слоги и слова с буквой цэ. (детям раздаю карточки)

- Следите друг за другом внимательно, первую строчку читает (…)

ЦА АЦ ПЯТНИЦА

ЦО ОЦ ЛИЦО

ЦИ ИЦ ПАЦИЕНТ (больной человек обратившейся к врачу)

ЦЫ ЫЦ ЦЫПЛЁНОК

ЦЕ ЕЦ ПРИЦЕП (дополнительный кузов у транспортного средства)

ЦУ УЦ ЦУКАТ

- Значение каких слов вам незнакомо?

(засахаренный плод или его корочка (обычно цитрусовый : лимон, апельсин, мандарин) торт с цукатами, варить цукаты)

2) Чистоговорки.

- А сейчас цапля предлагает вашему вниманию чистоговорки, которые вы будете повторять за мной.

1) ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО.

2) ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ - СИДИТ КОТЁНОК НА КРЫЛЬЦЕ.

3) ЦА-ЦА-ЦА – ЗАХОТЕЛОСЬ ОГУРЦА.

4) РЦЫ-РЦЫ - РЦЫ – МА ПОЛИЛИ ОГУРЦЫ.

5) ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ - ВОТ ПОСПЕЛИ ОГУРЦЫ.

6) ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – МЫ СОРВАЛИ ОГУРЕЦ.

7) ЦУ-ЦУ-ЦУ – ДЕТИ РАДЫ ОГУРЦУ.

8) ДЦЫ-ДЦЫ-ДЦЫ – ВЫ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ!

3)Нахождение изучен. звука в словах.

- Следующей на арену цирка выходит ЛИСИЦА

- Она предлагает поиграть в игру «Хлопок в ладоши». Внимательно послушайте стих-ие, когда в слове услышите звук «ц» хлопайте в ладоши.

ЦАПЛЯ СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ,

ОБЪЯСНЯЕТ БУКВУ ЦЭ,

ПОДОЙДИ, ЦЫПЛЁНОК ЦЫП

ПОВТОРЯЙКА ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

ЕСЛИ ВЫУЧИШЬ УРОК,

ПОДАРЮ ТЕБЕ ЦВЕТОК.

- О ком стих – ие, которое вы только что прослушали? (это стих-ие оцапле и цыплёнке)

- Что делала цапля? (цапля обучала цыплёнка букве цэ)

- Зачем нужно цыплёнку знать букву цэ?

- А для чего мы изучаем букву цэ?

- Какие слова из этого стих-ия с буквой цэ вы запомнили?

(цапля, крыльце, цыплёнок, Цып, цып-цып, цветок, ц.)

4. Работа с текстом.

- А сейчас лисица предлагает вам прочитать рассказ.

- Прочитайте рассказ «жужжащим» чтением.

- О каких животных вы прочитали?

- Что делают тигры? (тигры прыгают сквозь кольцо)

- Что делают медведи? ( медведи катаются на мотоциклах)

- Что делают собачки? ( собачки танцуют под музыку)

- Как можно озаглавить рассказ? (Цирковое представление. Цирк. В цирке.)

8. Подведение итогов урока.

- Наше цирковое представление заканчивается.

- Ребята, посмотрите, кроме того. Что выступающие артисты цирка, что их ещё объединяет?

- Давайте назовём артистов, которые сегодня помогали нам на уроке изучать новую букву.

( в названиях артистов есть буква цэ)

- Артисты говорят вам : « До встречи», поаплодируйте ( похлопайте) им , поблагодарите за оказанную помощь.

(закрываю доску)

- А мы подведём итог нашего урока-путешествия.

- С каким новым звуком мы познакомились?

( мы познакомились со звуком «ц»)

- Каким всегда является звук «ц»?

(твёрдым)

- Какой буквой обозначаем этот звук?

( буквой цэ»)

- Давайте вспомним цель, которую мы поставили перед собой в начале урока.

(ответы детей)

- Итак, мы ставили цель – запомнить букву цэ, научиться читать слоги, слова с ней.

- Вы запомнили букву?

- Научились читать с ней слова?

- Значит цели мы достигли?

9. Рефлексия.

- Кто доволен уроком и уйдёт с урока с хорошим настроением поднимите билет клоуна с весёлым лицом, кто не доволен, и у кого плохое настроение поднимите билет клоуна с грустным лицом.

- А мне ребята понравилось как вы работали.

- И я готова повторить слова из чистоговорки. Помните?

- Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!

- Урок окончен, спасибо за внимание.

(жетоны)

Урок по обучению грамоте. Буква цэ обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Тема:  Буква  цэ  обозначающая согласный твёрдый звук «ц».

 

Цель урока: познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком «Ц», буквой цэ.

 

Задачи:

- образовательные:     1) Формировать умения слышать и произносить новый звук, давать                                                                            

                                             ему характеристику;

                                           2) формировать навык чтения слогов, слов и предложений с новой

                                            буквой;

                                           3) продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и

                                            фонематического слуха;

- развивающие:            1) способствовать развитию речи;

                                          2) развивать память, воображение, логическое и образное   

                                          мышление;

                                          3) уточнять и обогащать словарный запас;

- воспитательные:    1) воспитывать и развивать коммуникативную культуру;

                                          2) чувство коллективизма, прилежность, аккуратность;

                                          3) уважительное отношение к окружающим.

 

Тип урока:   урок ознакомления с новым материалом.

Вид урока:   урок – путешествие.

Технологии:  1) личностно – ориентированная;

                         2) деятельностный подход;

                         3) здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  классная доска, опорные карточки, иллюстрации, игрушка клоун, демонстрационные цветовые схемы звукового состава слов.

 

 Ход урока:

1.     Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите

Всё в порядок приведите (пауза)

За работу нам пора

Сядьте тихо детвора

2.  Первичное введение материала.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, а куда вы узнаете отгадав загадку: «Там всегда веселье, смех,

                                  Для ребят один успех:

                                                                Клоуна здесь повстречать.

                                                С ним немножко поиграть».

- Поднимите руку, кто знает отгадку.

(иллюстрация цирка)

- Кто знает значение слова цирк? Что такое цирк?

- Цирк – это помещение с круглой сценой, которая называется ареной, для выступления артистов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю вас на цирковое представление.

(раздаю детям иллюстрацию цирка)

- Но наш цирк необыкновенный, его артисты постараются помочь нам услышать новый звук, изучить новую букву. Вместе с артистами  мы будем учиться читать слоги, слова, произносить звук, а также узнаем много нового и интересного.

- Ребята, что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк?    (купить билеты)

3.  Актуализация  знаний. Повторение ранее изученного.

- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить своими знаниями об изученных буквах. Вам сейчас предстоит ответить на вопросы. Друг друга внимательно слушайте и помогайте.

1) Чем отличаются звуки и буквы?

Автор Шмидт Марина Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 562
Номер материала 16943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓