- Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
- Тема: § 4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
- 03.10.2020
- 1407
- 36
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок № 10 класс
Тема урока: Модернизация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: дать усвоения основных понятий урока; сформировать представление о модернизации, раскрыть сущность органической и неорганической модернизации; воспитать интерес к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
I. Понятие модернизации. В мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Слово «модернизация» пришло из английского языка. Обозначает усовершенствования, отказ от старых форм и поиск новых.
Вопрос: на что опирается теория модернизации? Стр. 42
Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному этапу – современному. С перевода с английского означает «осовременивание» . Так как современный период человечества истории датирует с момента зарождения, а затем и расцвет капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Идет речь о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации.
Вопрос: Лидеры модернизации? Стр. 42
Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, на нарушая очередности этапов. Она может указать способ вхождения в мировое сообщество.
II. Органическая модернизация. Ученики записывают. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Примеры стр. 43
III. Неорганическая модернизация. Ученики записывают. Представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Примеры стр. 43
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, приглашения специалистов, обучения за рубежом. Изменения происходят и в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры.
Вопрос: где это происходило стр. 43.
За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония служит примером подражания. Иначе обстоит дело в России.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иначе говоря, неорганическая сверху, а органическая снизу.
Вопрос: найдите в учебнике и ответьте на вопрос: принципы модернизации охватили все население? Стр. 44
Огромную роль в развитии общества и в переходе от индустриального к постиндустриальному обществу сыграл технический прогресс. Он преобразил человеческое общество.
Благодаря процессу оно сегодня вступает в эпоху безлюдного производства. В 2000 г. так называемые «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составили в развитых странах около 90% рабочей силы.
Вопрос: какая возникла особая форма занятости? Стр. 44
О новом этапе развития индустриального общества заговорили во второй половине XX века, когда темпы научно-технического прогресса превысили мыслимые социальные реалии. Им стало «постиндустриальное» общество, придуманное Д. Беллом. Кроме того используют и другие термины: «вторая промышленная революция» «третья волна», «супериндустриальное общество» «третья индустриальная революция», «кибернетическое общество».
70-е годы XX века послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества.
Вопрос: Чем она характеризуется? Стр. 45.
Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе.
Кардинальным образом изменились источники энергии определяющие скорость технического прогресса. Простое, т. е. традиционное общество – это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество – силы животных, индустриальное общество – мощи энергии и пара, воды, ветра, наконец, постиндустриальное – атомной и термоядерной энергии.
Модернизация – добро или зло? Читают самостоятельно стр. 46-44
4. Итог урока.
5. Домашнее задание п. 6, вопросы, написать эссе «Модернизация - это»
6 655 322 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Душенкина Елена Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.