Инфоурок Музыка Другие методич. материалыУрок по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Урок по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Скачать материал

7 класс

Тема урока:

«ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ, ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ»

 

Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.

 

Цели и задачи:

 

Образовательные:

© повторить  и закрепить отражённую  на основе музыкальных произведений, поэзии, живописи героическую тему защиты Родины и народного патриотизма.

Воспитательные:

© раскрыть роль и силу героической музыки, литературы, изобразительного искусства;

© воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм,  нравственные и эстетические чувства; 

© воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, соучастие.

 

Развивающие:

© развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать.

© развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.

 

Элементы содержания: произведения русской музыки, литературы, живописи, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

 

Методы и приёмы: 

     -  словесная группа методов (беседа, рассказ);

- наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды);

     - методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);

     - слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом, инструментом);

- метод обобщения, закрепления;

     - методы  размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве;

     - информационно-коммуникационные методы;

     - проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.

       - метод контроля и самоконтроля (синквейн)

Навыки и умения:

© приводить примеры музыкальных, литературных, живописных произведений, в которых отражена героическая тема;

© рассуждать на поставленные проблемные вопросы.

 

Оборудование:

·         фортепиано, баян;

·         компьютер;

·         мультимедийное проигрыватель;

·         папки в помощь учащимся;

·         рисунки-схемы;

·         портреты;

·        живописные полотна.

 

Ход  урока.

 

«Герой – это человек, который в решительный

 момент делает то, что нужно делать в интересах

 человеческого общества»

Учитель музыки:

У цветка незабудки ты спроси про войну.

Ты прислушайся чутко и услышь тишину.

Пусть годами укрыта чья-то слава в гранит,

Но ничто не забыто и никто не забыт.

 

Учитель литературы:

Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своё борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

Учитель музыки:

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой...

 

Учитель литературы:

Он много сделал, мало пожил,
Во имя матушки-Руси,
Свой гений храбростью умножил,
За жизнь, свободу и мечты!

 

Учитель музыки:

Врагам на Руси не хаживать,

Полков на Руси не важивать,

Путей на Руси не видывать,

Полей на Руси не таптывать.

 

Учитель литературы:

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой,

Вставайте люди вольные,

За нашу землю честную!

 

Учитель музыки:

Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

( О героях, о доблести, о славе, о героизме, о защитниках, о патриотизме, о Родине…)

Да, вы абсолютно правы. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Героическая тема в музыке, литературе, живописи»

Учитель литературы:

Давайте определимся с  целью нашего урока?

(раскрытие героических образов по средствам музыки, литературы и живописи)

На прошлом  занятии  каждый из вас получил задание найти в энциклопедическом словаре, интернете, в книгах афоризмов и высказываний понятие и раскрытие слов герой,  патриот, патриотизм.

(Учащиеся зачитывают свои определения, высказывания и т.д.)

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.

Народ без героических людей – сирота.

Героизм стоит выше жизни – он знает ценности, которые ее дороже.

Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.

Героизм мужественному человеку дает почетную жизнь или красивую смерть.

Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.

Героизм не в том чтобы пролить больше крови, а в том, чтобы кровопролития избежать.

Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.

Невозможно проявить героизм – совершая что-то только ради себя.

Воля, характер, выдержка – лучшая почва для героизма.

Герой, совершая подвиг – о славе не думает.

О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…

 

Учитель литературы:

Ребята, а как вы считаете, слова героизм и патриотизм являются ли симонимами?

(Конечно, да…)

Докажите.

Учитель музыки:

«Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

       Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.

     Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.

(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с полловцами) И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).

А сейчас используя свои знания в разных  видах  искусства мы с вами постараемся доказать состоятельность цели нашего урока.

Как отразилась идея героической защиты Родины, народного патриотизма в русской музыке, изобразительном искусстве, литературе?  (Учащиеся раскрывают тему героизма через ранее изученные музыкальные произведения, ИЗО. Исполняют музыкальные отрывки из данных произведений»)

1. Кант «Радуйся, русско Земле!» (Аккомпанирует ученица Бескоровайная Е., остальные учащиеся поют кант)

2. Кантата С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!» (Исполняют отрывок из 2-й части кантаты). (Проецируются слайды картин  русских художников В. Серова, П.Корина. О триптихе П.Корина  рассказ)

Художник П.Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх картин-частей, образующих единое целое. Каждая часть картины имеет своё название. Левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ». Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегуНовгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальшелеса. Сбоку поодаль войско, готовое к походу. В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядомрусская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокругсуровая северная природа. В старинном сказесказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, с ними рядом  русский богатырь. А кругом всё та же суровая русская природа

© К какой теме обращается художник?

© Какую роль играет образ природы в триптихе?

3.Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» (Слушание арии князя Игоря со второго действия). (Проецируются слайды картин  русского художника В. Васнецова. Рассказ о картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами»).

Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880 г.)

Мы видим поле недавней битвы. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. Смерть сравняла недавних врагов. Орлы схватились в смертельной схватке, чувствуя добычу. В густой зелёной траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Среди полевых цветов лежат два русских витязя. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открытысловно вопрошают о чём-то. Златокудрый юный княжич, пронзённый стрелой, словно спит после первой битвы. Художник с любовью пишет их лица, одежду, доспехи. Вокруг густые зелёные травы, белые ромашки, голубые василькитакие неожиданно яркие, певучие краски. Жизнь продолжается

© Что вы чувствуете, глядя на картину?

4.Опера  М.И. Глинки «Иван Сусанин» (Исполняет ансамбль пианистов Цыганко Т. и

Ходак А.). (Проецируются слайды фрагментов оперы «Иван Сусанин.  Памятник Минину и Пожарскому. Рассказ о памятнике).

Памятник  Минину и Пожарскому выполнил скульптор  И.П. Мартос. Он был установлен в 1818 году на Красной площади и находится рядом с собором Василия Блаженного. Две бронзовые фигуры. В них запечатлены образы освободителей России от польских захватчиков в 1612 году – Минину и Пожарскому. Кузьму Минина скульптор изобразил в полный рост, одной рукой нижегородец указывает на Москву, другой – вручает князю Дмитрию Пожарскому меч. Князь слаб, ибо не оправился от прежних ран. Однако он принял оружие и готов повести русские полки против врагов отечества.

© Дайте несколько слов или словосочетаний характеризующих героев

Учитель музыки:

Все эти произведения звучат как сказы, в которых отражаются богатырские, сильные, могучие характеры русских людей, величие и слава Отечества.

Учитель литературы:

А теперь давайте послушаем, как литература раскрывает нам образы героев.

(Учащие читают отрывки из произведений:

1. Отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова».

©  Можно ли назвать Калашникова героем?

   (Да, потому что  он восстал против царя, его верных слуг опричников, а это каралось смертью. Он не только защищал честь своей семьи, но и защищал честь всего русского народа, стонущего от несправедливости).

2. Отрывок из стихотворения  М.Ю. Лермонтова  «Бородино».

©Кого в этом стихотворении мы можем назвать героями?

   (Всех русских солдат, которые шли на смерть, защищая свою Родину, свой народ. Перед Бородинским сражением бойцы искупались, надели чистое бельё, тем самым как бы говоря, что готовы умереть. Ведь обычно купают и надевают всё чистое на покойников).

Учитель литературы:

А какие ещё литературные произведения, относящиеся к теме урока, вы можете назвать?

( А.С. Пушкин «Полтава», памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», дума Рылеева «Иван Сусанин», стихи Белгородских поэтов…

Учитель музыки:

На основе полученных  знаний я хочу предложить вам работу в группах, где вы сможете проявить свои творческие способности.

ЗАДАНИЕ№1.Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему.

1. Название.

2. Идея.

3. Эпиграф.

4. Музыка (лейтмотив).

5. Литературный источник.

6. Художественная заставка (изображение)

 

 

Учитель музыки:

В нашем селе тоже есть свои герои – ветераны Великой Отечественной войны Пташкограй Александр Александрович и Воргуль Николай Фёдорович, которые на протяжении долгих лет войны стояли на защите нашей Родины с оружием в руках, защищая свой народ, нас с вами от врага. Спасибо им за их подвиги, силу и мужество.

Учитель литературы:

Сегодня на уроке с помощью самых древних видов искусств музыки, литературы и живописи мы пронаблюдали  с вами за образами,  взывающими к героическим страницам отечественной истории, к её лучшим началам в человеке – патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию. Я уверена, что эти героические образы нашли  отклик в вашей душе  своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.

Учитель музыки:

 В финальной части  урока  пусть прозвучит современная песня русского барда А. Городницкого  «Атланты», которая мне кажется, будет созвучна теме нашего урока.

( Хоровое исполнение песня «Атланты» А.Городницкого).

Учитель музыки:

Предлагаю закончить наш урок синквейном. Если кто-то забыл, как он выстраивается, напоминаю (высвечивается на слайде порядок выполнения синквейна).

АЛГОРИТМ СИНКВЕЙНА (Фр.) – стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.

1-строка – название синквейна;

2 – строка – два прилагательных;

3-строка – три глагола;

4-строка – фраза на тему синквейна;

5-строка – существительное

 

НАПРИМЕР:

1. Героическая тема

2. Нравственная, необходимая;

3. Воспитывает, учит, развивает;

4. Будем  патриотами Отечества;

5. Сила.

 

1. Народный патриотизм

2. Поучительный, значимый

3.Изучаем, ценим, сохраняем

4. Слава героям Отечества

5. Память

 

 

1. Образ героя в искусстве

2. Непобедимый, сильный

3. Рисует, раскрывает, акцентирует

4. Искусство знает своих героев

5. Духовность.

 

 

 

 

На конец урока предложить каждому обучающемуся продолжить фразу

Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ…

 

Я хотела бы, чтобы на русской земле не переводились герои… (Звучит хор из оперы «Иван Сусанин» «Славься»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ№1.Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему.

1. Название.

2. Идея.

3. Эпиграф.

4. Музыка (лейтмотив).

5. Литературный источник.

6. Художественная заставка (изображение)

 

 

 

АЛГОРИТМ СИНКВЕЙНА (Фр.) – стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.

1-строка – название синквейна;

2 – строка – два прилагательных;

3-строка – три глагола;

4-строка – фраза на тему синквейна;

5-строка – существительное

 

 

     Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.

(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с полловцами) И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по программе"Музыка"Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской в 7 классе. Тема урока "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи". Цель урока раскрыть роль и силу героической музыки,поэзии, изобразительного искусства; воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, сооучастие.

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. На уроке ярко представлена героическая тема через музыкальные и литературные произведения, а также живопись, поэзию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 2697
    • DOCX 33.7 кбайт
    • 160 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сайганова Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 44358
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на баяне, аккордеоне

Преподаватель игры на баяне, аккордеоне

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Курс повышения квалификации

Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 146 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 710 человек

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек