Инфоурок Музыка Другие методич. материалыУрок по музыке на тему "Свойство музыкального звука: громкость, высота" (1 класс)

Урок по музыке на тему "Свойство музыкального звука: громкость, высота" (1 класс)

Скачать материал

Тема №1: Мир музыкальных звуков.

 3 урок: Свойство музыкального звука: громкость, высота.

 

Цель урока:  продолжить знакомить учащихся со свойствами музыкального звука – громкостью и высотой.

 

Задачи: 

Образовательные:

- самостоятельно применять  полученные знания,

- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,

- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,

- вокально-хоровая работа,

- навыки игры на элементарных музыкальных инструментах,

- закрепление полученных знаний в игровой форме.

Воспитательные:

- эмоционально-целостное восприятие музыки,

- многообразие чувств и эмоций.

Развивающие:

Формирование общеучебных навыков:

-учебно-организационных,

- учебно-информационных,

- учебно-интелллектуальных,

- учебно-коммуникативных.

 

Проблема:

-  что объединяет «динамит», «Динамо», «динамики»?

- чей «голос» выше?

 

Знакомство с темой урока:  На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого:

(на экране).

· pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо

· p – Piano – пиано – тихо

· mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо

· mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко

· f – Forte – форте – громко

· ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Сказка про кота.

Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был и что с ним приключилось.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Изображение

Очень тихо ( p ) всегда он ходил,

Громко(    настойчиво кушать просил,

Да средне ( mf )  на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

 

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко( f ) крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо( p) взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут  негромко( mp)  воскликнул кот: «Броысь!»

И в рассыпную они понеслись.

 

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо( p)  вышли из норки.

Громко( f ) хрустя съели хлебные корки,

Потом, негромко( mf ) смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко ( ff ) чихнул,

К стене повернулся  и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко( f ) над ним потешались.

    Вот и вся сказка.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо исполнять. Например, как вы споете колыбельную песню?

 

http://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/01/01.png

Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение «Колыбельной» В. Моцарта.

 

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

 

Монтекки и КапулеттиДа, громко.

 

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Динамические вилки Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

Рассмотрим на примере:

Крещендо

 



Высокие и низкие звуки:

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

http://img.montecina.ru/forums/monthly_10_2011/user882/post207312_img1_5.jpgЖила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка 
И сидят они у окошка. 
А за спиной: "Бум! Бум!" 
Обернулась Нина, услышав шум, 
Видит — пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает. 
А под крышкой клавиши в ряд, 
Словно зубы стучат. 
Вот-вот сердитое пианино 
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши — прыг! 
И чудо случилось вмиг.

http://s003.radikal.ru/i203/1011/08/4ccffffd3c3e.jpgМурка по клавишам идет, 
А пианино поет, поет. 
Мурка неслышно ступает, 
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось — 
Кошка вдруг говорить научилась: 
"Мяу, все тебе расскажу. 
Хочешь, секрет покажу!" —

Нине она говорит 
И заглянуть в пианино велит. 
Сама же хвостом виляет, 
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет — 
Низким голосом пианино поет, 
А если повернет правее — 
Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

ИзображениеУ струн коротких и тонких 
Голос высокий и звонкий, 
А чем толще, длиннее струна — 
Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает — 
Молоточек по струне ударяет, 
Струна звенит, поет, 
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина: 
"Совсем нестрашное пианино. 
Надо только его не бить, 
Кулаками по нему не колотить, 
А бережно клавиш касаться — 
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

 

Задание: Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

http://www.portal-slovo.ru/images/pres_school_education/muzira2.1.gif

 

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им найти «голоса» разных животных.

Итог: для любого музыкального произведения необходимы тембр, длительность, громкость и высота.

Рефлексия:

- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- что у нас хорошо получилось?

- в чем вы затруднялись?

Домашнее задание (по желанию): придумай историю или сказку с использованием высоких и низких звыков и динамических оттенков – громко (f), тихо (p).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по музыке на тему "Свойство музыкального звука: громкость, высота" (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема №1: Мир музыкальных звуков.
 3 урок: Свойство музыкального звука: громкость, высота.

Цель урока:  продолжить знакомить учащихся со свойствами музыкального звука – громкостью и высотой.

Задачи: 
Образовательные:
- самостоятельно применять  полученные знания,
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,
- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,
- вокально-хоровая работа,
- навыки игры на элементарных музыкальных инструментах,
- закрепление полученных знаний в игровой форме.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие музыки,
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
Формирование общеучебных навыков:
-учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интелллектуальных,
- учебно-коммуникативных.

Проблема:
-  что объединяет «динамит», «Динамо», «динамики»?
- чей «голос» выше?

Знакомство с темой урока:  На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого:
(на экране).
• pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
• p – Piano – пиано – тихо
• mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
• mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
• f – Forte – форте – громко
• ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Сказка про кота.
Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был и что с ним приключилось.
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
 
Очень тихо ( p ) всегда он ходил,
Громко(    настойчиво кушать просил,
Да средне ( mf )  на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко( f ) крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо( p) взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут  негромко( mp)  воскликнул кот: «Броысь!»
И в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши тихо( p)  вышли из норки.
Громко( f ) хрустя съели хлебные корки,
Потом, негромко( mf ) смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко ( ff ) чихнул,
К стене повернулся  и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко( f ) над ним потешались.
    Вот и вся сказка.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо исполнять. Например, как вы споете колыбельную песню?

 
Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение «Колыбельной» В. Моцарта.

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

 Да, громко.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
  Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
 

 

Высокие и низкие звуки:
Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит — пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось вмиг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось —
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" —
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет —
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее —
Звуки все выше, нежнее.
Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна —
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает —
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться —
Вот оно и не будет кусаться".
Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание: Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.
1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.
 

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им найти «голоса» разных животных.
Итог: для любого музыкального произведения необходимы тембр, длительность, громкость и высота.
Рефлексия:
- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- что у нас хорошо получилось?
- в чем вы затруднялись?
Домашнее задание (по желанию): придумай историю или сказку с использованием высоких и низких звыков и динамических оттенков – громко (f), тихо (p).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 2371
    • DOCX 719.3 кбайт
    • 78 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сосновская Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сосновская Юлия Александровна
    Сосновская Юлия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 30512
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе