Конспект
урока музыки в 4-м классе по теме: "Русский Восток"
Составил учитель музыки Шевченко Л.В.
Тема урока: "Русский Восток"
Тип урока: углубление в тему
Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими
композиторами в различных музыкальных жанрах.
Задачи:
1. Закрепить
и расширить ранее полученные представления об интонационном
своеобразии музыки народов Востока
через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными
музыкальными образами в музыке русских композиторов; расширить знания о
различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах
выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта,
эмоционально-смыслового словаря;
2.
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных
импровизациях, в рисунках детей с изображением полюбившихся сцен из оперы;
развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и
анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая
интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством,
архитектурой; развивать внимание, память.
3.
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и
самостоятельность детей.
Музыкальный
материал: фрагменты
из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Каватина Людмилы (из 1-го д.),
Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные
танцы в замке Черномора: турецкий, арабский (из 4-го д.); симфоническая
сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент)
Оборудование: рисунки
детей с изображением полюбившихся сцен из оперы “Руслан и Людмила”;
магнитофон; карточки зеленого, желтого и розового цветов с опорными словами;
тематический плакат, оформленный в восточном стиле с названием “Русский
Восток”; иллюстрации со сборника арабских сказок “Тысяча и одна ночь”;
компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал,
представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP
(слайды на тему “Древний Восток”, слайды с программным вступлением к сюите
“Шехеразада” и слайд “Особенности восточной интонации”); стол, платки,
восточные сладости, блюдо с разнообразными фруктами, расписные кувшины; портрет
композитора Н. Римского – Корсакова; бланки викторины;
ХОД УРОКА
I. Организационный
момент
Разминка “Хорошее
настроение”
– Здравствуйте, ребята! У некоторых
из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее
настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя
клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а
вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции,
переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем
урок!
II. Активизация
ранее полученных знаний
– На предыдущих уроках мы побывали
в музыкальном театре и познакомились с фантастической оперой. Напомните автора
и название оперы? (опера М. Глинки “Руслан и Людмила”) Что послужило
источником создания оперы? (одноименная поэма А. С. Пушкина)
– В этой опере мы познакомились с
множеством героев и многие из них, я думаю, вам полюбились – об этом говорят
ваши рисунки (учитель заранее оформляет доску рисунками детей). Сейчас
мы еще раз услышим фрагменты из оперы: попробуйте представить и вспомнить
героя, его образную характеристику и соответствующую сцену.
Выборочное
прослушивание фрагментов из оперы
1) Ария
Руслана (из 2-го д.)
– Какие чувства испытывает главный
герой? Каким показан здесь Руслан? (грустный, печальный, мрачный,
подавленный) Почему? Где он находится? (это сцена из оперы, когда Руслан
попадает на Мертвое поле и скорбит по погибшим)
2) Каватина
Людмилы (из 1-го д.)
– Где поет свою песню Людмила?
(на свадьбе) Какой вы ее себе представили? (веселая, игривая,
подшучивает над Фарлафом и Ратмиром)
3)
Персидский хор (из 3-го д.)
– Кто исполняет этот хор? (восточные
девушки в замке злой волшебницы Наины) Зачем? (персидские девы манят
путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается? В чем
особенность их пения?
– Тембр голоса
завораживающий, нежный,
– многочисленные
распевы,
– убаюкивающий
ритмический рисунок,
– мелодический
рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
III. Пение и
пластическое интонирование (двигательная импровизация)
– Восточные девушки завораживают
путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.
Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая
одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)
Роль исполнителей
восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке
Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.
Творческое задание с
элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений
– Это задание каждый из вас
выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите
соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши
внутренние представления, воображение и фантазия (учитель исполняет мелодию
“Персидского хора” – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее
подходящие движения, составляя “танец персидских дев”). А теперь соединим
характерные движения и, вокализируя, “исполним” хор персидских девушек (разучивание
мелодии по строчкам) – споем эту мелодию со словами. Получился
замечательный восточный танец!
IV. Повторное
слушание и обобщение
– В основе этого хора – восточная
народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере
используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и
лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора)
– И здесь Глинка использовал
подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий,
арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием.
Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и
стремительный? (ответы детей)
– Еще раз послушайте музыкальные
фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев?
Сравни и выяви особенности?
Турецкий танец:
плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и
томные движения танцующих.
Арабский танец:
горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты
на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует
легкая, изящная, отрывистая, “женственная” мелодия, сопровождающаяся звучанием
колокольчиков.
Лезгинка –
напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и
сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание
оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Итак, вы прослушали восточные
танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность
мелодического рисунка? (ответы детей)
– Проверить и дополнить ваши ответы
нам помогут карточки, скрытые на доске. Откроем их и прочитаем вслух (на
доске заранее подготовлены карточки разных цветов с характеристикой
мелодического рисунка)
ИЗВИЛИСТЫЙ
ВОЛНИСТЫЙ
ЗАТЕЙЛИВЫЙ
ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ
УБАЮКИВАЮЩИЙ
ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ
|
– Вспомните, какую роль в опере
играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу). Мы
знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не
вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…
– Подумайте, почему при создании
русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в
песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство,
фантастическую нотку…)
V. Углубление в
тему
– А теперь я хочу рассказать
подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в
целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала
черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с
19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в
этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью
женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские
национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин,
усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке,
начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В
опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и
арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные
русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский
Восток.
– Объясните, почему именно так
назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты
подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были
русскими композиторами (объявление темы: на доске вывешивается плакат,
оформленный в восточном стиле с названием “Русский Восток” – учитель обращает внимание
на особенную роспись и вязь письма)
– Да, Русский Восток красив, а
какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний
Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком
и любим нами с детства.
– А почему эти сказки нам так
нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и
т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались
среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации
у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?
(верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая
мозаика дворца султана…)
Далее учитель
дополняет ответы детей показом слайдов:
– серия живописных
восточных картин (3-4 слайда),
– иллюстрации из
восточных сказок (4-5)
Потом учитель
обращает внимание на заранее приготовленный стол, который накрыт платком,
открывает его, и дети комментируют то, что видят на столе: восточные сладости,
шелк, украшения из золота, разнообразие фруктов, специй, расписные кувшины, а
также репродукции картин и т.д.
– Теперь, я думаю, вам будет легче
подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в
вашем представлении? (ответы детей)
– Сверим ваши ответы с теми, что,
скрыты на доске (переворачиваем карточки и читаем вслух)
ШУМНЫЙ
ПЁСТРЫЙ
МУДРЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ
ЭКЗОТИЧЕСКИЙ
ЗНОЙНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ
ЗАГАДОЧНЫЙ
|
– Восток, действительно, загадочен,
неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые,
контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа,
пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
– Сегодня мы с вами приоткрыли
дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все
времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора
Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал
симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что
послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)
– Эти сказки создавались многими
поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В
России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые
прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же
написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
– Сегодня на уроке мы продолжаем
знакомство с “Русским Востоком”. В симфонической сюите “Шехеразада” можно
услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н.
Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске
появляется слайд):
Султан Шахриар,
убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела
занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что,
побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно
оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи
поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
VI. Слушание
музыки
– Итак, слушаем фрагмент из первой
части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады.
Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)
– Каков нрав восточного повелителя?
Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан,
который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно
и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем
воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы
детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:
НЕЖНАЯ
ТОНКАЯ
ИЗЯЩНАЯ
ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ
МЯГКАЯ
ЗАДУМЧИВАЯ
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ
|
– Какой инструмент помог нам все
это почувствовать? (скрипка и арфа)
– С чем можно сравнить здесь
мелодический рисунок? (ответы детей)
– Скрипка и арфа поют нам
пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и
умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в
русской музыке.
VII. Закрепление
Викторина
– Сегодня на уроке мы еще раз
убедились, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в
различных музыкальных жанрах: в опере М. Глинки “Руслан и Людмила” и в симфонической
сюите Николая Римского-Корсакова “Шехеразада”. Здесь мы познакомились и с
танцевальными, и с песенно-лирическими, и с воинственными музыкальными
образами. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к
написанию викторины (учитель раздает бланки викторины и объясняет ход
работы в них):
Наименование
произведения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. М.
Глинка. Персидский хор. Из оперы “Руслан и Людмила”
|
|
|
|
|
|
2. М.
Глинка. Турецкий танец. Из оперы “Руслан и Людмила”
|
|
|
|
|
|
3. М.
Глинка. Арабский танец. Из оперы “Руслан и Людмила”
|
|
|
|
|
|
4. Н.
Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Из сюиты “Шехеразада”
|
|
|
|
|
|
5. Н.
Римский Корсаков. Тема Шехеразады. Из сюиты “Шехеразада”
|
|
|
|
|
|
– Теперь, прослушав
немало восточных
тем и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации?
(ответы детей завершаются показом слайдов “Особенности восточной интонации”)
– многочисленные
распевы, убаюкивающие и завораживающие;
– мелодический
рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый
орнамент;
– часто
встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые,
размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот,
напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле,
напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;
– характерны
темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра,
близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Музыкальные образы персидских
дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного
Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и
архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.
– Почему русские композиторы в
своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают
волшебство, загадочность, контраст…)
– Что помогает композиторам
сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на
Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток?
(ответы детей)
– Раскрывая тему нашего урока, мы
выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных
народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается
изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая
способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных
культур.
VIII. Итог урока
Учитель отмечает активность,
внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
– Понравился вам урок? Что было для
вас сложным сегодня?
– Мне урок понравился. Было приятно
с вами работать. Всего доброго. Урок окончен. До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.