Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыУрок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)

Урок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)

Скачать материал

Занятие по мировой художественной культуре в 11-м классе по теме «Крик» как экспрессионистская загадка искусства»

 

 

Основополагающая цель: создать необходимые условия для исследовательской деятельности в процессе работы над  экспрессионистской картиной Эдварда Мунка «Крик».

Дополнительные цели: сформировать представление учащихся об идейной направленности картины на основе технологии художественного конструирования; развивать эстетические вкусы учащихся, дав возможность для определения в себе уровня художественного потенциала

Тип урока: исследование с элементами звристической беседы

Оборудование: мультимедийная доска; репродукция картины «Крик»

«Крик» Эдварда Мунка – это крик самого художника, - читаем в одной из статей, раскрывающих загадочность одной, потрясшей искусство картине.

 С подобными явлениями в живописи мы уже сталкивались неоднократно. Достаточно вспомнить «Чёрный квадрат» Малевича или хотя бы «Подсолнухи» Ван Гога. Об этих картинах ходят легенды: их крадут загадочным образом, они воздействуют на человеческую психику, забирая энергию. Но именно эти картины притягивают наше внимание в надежде разобраться в тайне их сущности.

 Попробуем и мы освоить «философию» представленного явления искусства.

 

 Безусловно, определять с ребятами идейно – смысловой уровень картины «Крик»  мы будем, исходя их характеристики того направления в живописи, к коему эта картина и принадлежит – ЭКСПРЕССИОНИЗМА.

 Учащиеся самостоятельно нашли информацию, что экспрессионизм – одно из наиболее влиятельных художественных движений 20-го века, сформировавшееся преимущественно на немецкой и австрийской почве.   Идеи экспрессионизма были направлены на эмоциональное восприятие изображаемого, «сгущение мотивов боли и крика». Нельзя не отметить, что понятие экспрессионизма имеет тесную идейную связь с экзистенциализмом. В основе экспрессионистских картин – напряжённый общественный конфликт.

 Имя Эдварда Мунка, одной из эксцентричных личностей в сфере художественного экспрессионизма, овеяно тайнами и загадками, именно поэтому нет ярко выраженных объективных биографических сведений о нём.

 Бытует мнение, что его тянуло к внеземному, предполагается, что чрезмерное увлечение Мунка мумиями повлияло на его не совсем адекватную психику, но когда экспрессионист с головой окунается в мистификацию, все «сомнения» о невменяемости художника ушли сами по себе.

 Ребята сами неоднократно убеждались в момент подготовки к реферативным сообщениям, что авторы шедевров искусства « не в себе», поэтому на сверхэпатажные выпады «избранников литературы и искусства» реагируют весьма спокойно, при этом не утрачивая интереса к их творениям.

  К картине Мунка «Крик» был тоже весьма неподдельный интерес. Намеренно была дана установка не использовать дополнительные источники на этот раз для ознакомления с художественными особенностями картины, тем больше шанса будет пронести через сознание «философию картины».

Итак, на слайде демонстрируем картину «Крик».

 

 

 

http://lh4.ggpht.com/OrsolyaOtt/Ryy83c2-JPI/AAAAAAAAARI/TZAOY0odBEc/EdvardMunchScream.jpg

Работа над картиной по системе технологии художественного конструирования:

 

Учащимся предлагается выделить те художественные приёмы, которые помогут определить идейную направленность шедевра.

А) АССОЦИАЦИИ.

Версии ребят: 1. Торнадо, ураган, буря.

Напрашивается  вопрос: почему в ярко-красном цвете? 2. Извержение вулкана (вот здесь наблюдаются прямые ассоциации: красный цвет – цвет раскалённой лавы). 3. Потоки крови – вероятнее всего, символически представленные последствия войны.

Таким образом, на основе ассоциаций создаём следующую конструкцию:

Человек ( как центр) – вокруг ОПАСНОСТЬ ; человек в кругу опасности, следовательно, в состоянии безвыходности.

( От себя: тогда почему двое позади стоящих людей ведут себя спокойно, сдержанно?)

Учащиеся:  Значит, опасность, вероятно, носит частный характер – так называемая личная трагедия, достигшая образно размаха стихийного бедствия.

- А почему – КРИК?

Учащиеся: Это крик о помощи; желание, чтобы услышали люди.

- Но позади стоящие люди не реагируют на трагедию человека… Возникает ситуация «гласа вопиющего в пустыне».

Учащиеся: Может, герой картины олицетворяет определённую категорию людей, которых не слышит большинство…

Намеренно на первых порах не раскрываю ребятам аспекта реальности, повлиявшего на создание картины.

Проблема упирается в то,  частное или всеохватное значение заключает в себе название картины.

Ничего страшного  в том, что оптимальное решение в плане определения поэтики названия нет. Наверное, недостаток собранных ингредиентов осмысления сказывается . Поэтому продолжим поиск истины дальше.

Б) Пространственная организация картины

1.На картине 2 пространства: мост как символ опоры жизни и более обширное пространство, представленное как ХАОС.

Мост, отмечается ребятами, единственная составляющая картины, где фигурируют цельные графические символы – прямые линии, сопрягаясь между собой, создают конструкцию благонадёжности.

Пространство вне моста – беспорядочное сопряжение волнообразных линий, рождающих картину хаоса, поглощающего первозданный мир: озеро в кольце(символ чистоты) – подтверждение этому!

Ребятам известно из словаря символов, что

прямая линия – символ целенаправленности, благополучия, гармонии;

искривлённая (волнообразная) – символ антигармонии, бесцельности.

Контраст на картине учащиеся обнаружили. Заметят ли они взаимодействие пространств и на каком уровне?

Учащиеся: Пространство безумия проникает под мост и нагнетает, следовательно, конструкция «благонадёжности» находится в опасности.

- Какая рождается идея в результате размышлений?

Учащиеся: возможно, картина Мунка – предупреждение об экологической катастрофе?

Ещё один вариант размышления: «Скорее, происходит процесс взаимодействия 2-х сфер жизни человека – внешней и внутренней

Развитие мысли учащихся: «Если пространство внутреннего мира преобладает над пространством физическим, значит оно – приоритет жизни вообще, оно выстраивает целенаправленность и форму.

Другими словами: ВНУТРЕННИЙ МИР – ОСНОВА  ВНЕШНЕГО! (духовность рождает бытиё)

Возможно, это и есть та приемлемая формула, что и раскрывает идею картины. В духовной сфере – ХАОС, и это прямая угроза человечеству.

И теперь насчёт версии об экологической катастрофе: результат утраты силы духовного начала, а следовательно, разрушение жизни вообще!

В) Выстраиваем конструкцию системы образов.

Предлагаем ребятам самостоятельно поработать над процессом и презентовать свои модели. Вот что получилось:

1.Центральныйобраз картины – образ опустошённый, состояние героя похоже на агонию;

2.Форма головы – аналог оголённого черепа, с практически пустыми глазницами;

3.Широко открытый овальный рот также лишён живого свойства, хотя в названии картины – ярко выраженное движение. Следовательно, сам процесс крика тоже агоничен.

4.Фигура героя расплывчатая, обтекаемая, нарушаются пропорции тела, весь облик героя – как ЕДИНЫЙ БЕСФОРМЕННЫЙ ОВАЛ.

Напомним, ОВАЛ в «Словаре символов» - символ опустошённости.

Кто – то из учеников сравнил образ героя с образом смерти. Мысль выстроилась следующая: «Даже смерть ужаснулась от невероятного хаоса и как будто бежит от безысходности». Кто- то вспомнил сцены триллера «Крик» как гротескную форму изображения уродства внешнего мира. Всё не беспочвенно, ибо подобные ассоциации делают проблему более актуальной и выпуклой.

-Итак, на основе выстроенных конструкций формулируем ту идею, которая, как вам кажется, отражается на картине.

« Основная мысль на картине упирается в обнаружении героем проблемы духовной несостоятельности общества, утрате людьми гармонии не только с окружающим миром, но и между собой. В облике центральной фигуры синтезировался весь процесс «внутреннего» уродства мира. Крик, исходящий изнутри, - это своего рода эмоциональные конвульсии, перерождающиеся в духовную опустошённость, безысходность. Утверждение о том, что в мире духовное формирует физическое на картине представлено в противоположном проявлении: смерть духовной сферы грозит гибели его физической составляющей.»

- В чём заключается смысл названия картины?

« Крик у Мунка – это духовная агония», «Крик носит не частный характер, а общественный, в данном случае герой олицетворяет общественную модель так, как она выглядит изнутри», «Это КРИК безысходности, понимание того, что мир обречён…»

 Субъективны или объективны были  рассуждения учащихся – это не тот приоритет, на который делался упор в первую очередь, главное - у ребят сформировалось собственное представление о том, что духовная сфера общества на краю пропасти, а это бесспорная мысль, которая муссируется и в наше время.

А теперь – неожиданное. Предлагаем ребятам материал, который послужил поводом для создания картины. Из записей самого художника:

"Я возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит приступ меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределенного состояния атмосферы и очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит из-под контроля разума. Друзья прошли вперед, а я остановился, ухватился рукой за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер: над городом и темно-голубым фьордом распростерлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал от внезапно нахлынувшего на меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный крик — жуткий, наводящий ужас, парализующий... Это был последний крик самоубийцы, бросившегося с моста".

Реакция учащихся сработала моментально: вспомнились Кафка, Достоевский с их экзистенциальными теориями, но в целом ребята остались удовлетворёнными тем, что сформулированная ими идея практически оказалась верной.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по МХК на тему «Крик» как экспрессионистская загадка искусства» (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последнее время в рамках преподавания МХК трудно определиться с кругом тех тем, которые, на наш взгляд, полно и всесторонне отражали бы художественные ценности мировой живописи.

Картины экспрессионистов, включая Мунка, вызывают неоднозначное мнение как у специалистов, так и простых любителей живописного созерцания, но нельзя не согласиться с той мыслью, что "картина мира как нельзя остро осознаётся через призму катаклизматики", а это, безусловно, не менее оптимальный путь обнаружения учащимися тех собственных внутренних позывов, что и способствуют формированию их мировоззрения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 530 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 526
    • DOCX 76.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильев Дмитрий Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильев Дмитрий Анатольевич
    Васильев Дмитрий Анатольевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5640
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обучение архитектуре детей от 12 лет. Проектный подход

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 480 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции