Занятие по мировой художественной
культуре в 11-м классе по теме «Крик» как экспрессионистская загадка искусства»
Основополагающая
цель:
создать необходимые условия для исследовательской деятельности в процессе
работы над экспрессионистской картиной Эдварда Мунка «Крик».
Дополнительные
цели:
сформировать представление учащихся об идейной направленности картины на основе
технологии художественного конструирования; развивать эстетические вкусы
учащихся, дав возможность для определения в себе уровня художественного
потенциала
Тип
урока:
исследование с элементами звристической беседы
Оборудование: мультимедийная доска;
репродукция картины «Крик»
«Крик»
Эдварда Мунка – это крик самого художника, - читаем в одной из статей, раскрывающих
загадочность одной, потрясшей искусство картине.
С
подобными явлениями в живописи мы уже сталкивались неоднократно. Достаточно
вспомнить «Чёрный квадрат» Малевича или хотя бы «Подсолнухи» Ван Гога. Об этих
картинах ходят легенды: их крадут загадочным образом, они воздействуют на
человеческую психику, забирая энергию. Но именно эти картины притягивают наше
внимание в надежде разобраться в тайне их сущности.
Попробуем
и мы освоить «философию» представленного явления искусства.
Безусловно,
определять с ребятами идейно – смысловой уровень картины «Крик» мы будем,
исходя их характеристики того направления в живописи, к коему эта картина и
принадлежит – ЭКСПРЕССИОНИЗМА.
Учащиеся
самостоятельно нашли информацию, что экспрессионизм – одно из наиболее влиятельных
художественных движений 20-го века, сформировавшееся преимущественно на
немецкой и австрийской почве. Идеи экспрессионизма были направлены на
эмоциональное восприятие изображаемого, «сгущение мотивов боли и крика». Нельзя
не отметить, что понятие экспрессионизма имеет тесную идейную связь с
экзистенциализмом. В основе экспрессионистских картин – напряжённый
общественный конфликт.
Имя
Эдварда Мунка, одной из эксцентричных личностей в сфере художественного
экспрессионизма, овеяно тайнами и загадками, именно поэтому нет ярко выраженных
объективных биографических сведений о нём.
Бытует
мнение, что его тянуло к внеземному, предполагается, что чрезмерное увлечение
Мунка мумиями повлияло на его не совсем адекватную психику, но когда
экспрессионист с головой окунается в мистификацию, все «сомнения» о
невменяемости художника ушли сами по себе.
Ребята
сами неоднократно убеждались в момент подготовки к реферативным сообщениям, что
авторы шедевров искусства « не в себе», поэтому на сверхэпатажные выпады
«избранников литературы и искусства» реагируют весьма спокойно, при этом не
утрачивая интереса к их творениям.
К
картине Мунка «Крик» был тоже весьма неподдельный интерес. Намеренно была дана
установка не использовать дополнительные источники на этот раз для ознакомления
с художественными особенностями картины, тем больше шанса будет пронести через
сознание «философию картины».
Итак, на слайде демонстрируем картину
«Крик».
Работа над картиной по системе
технологии художественного конструирования:
Учащимся
предлагается выделить те художественные приёмы, которые помогут определить
идейную направленность шедевра.
А) АССОЦИАЦИИ.
Версии
ребят: 1. Торнадо, ураган, буря.
Напрашивается
вопрос: почему в ярко-красном цвете? 2. Извержение вулкана (вот здесь
наблюдаются прямые ассоциации: красный цвет – цвет раскалённой лавы). 3. Потоки
крови – вероятнее всего, символически представленные последствия войны.
Таким
образом, на основе ассоциаций создаём следующую конструкцию:
Человек
( как центр) – вокруг ОПАСНОСТЬ ; человек в кругу опасности, следовательно, в
состоянии безвыходности.
( От
себя: тогда почему двое позади стоящих людей ведут себя спокойно, сдержанно?)
Учащиеся:
Значит, опасность, вероятно, носит частный характер – так называемая личная
трагедия, достигшая образно размаха стихийного бедствия.
- А
почему – КРИК?
Учащиеся:
Это крик о помощи; желание, чтобы услышали люди.
- Но
позади стоящие люди не реагируют на трагедию человека… Возникает ситуация
«гласа вопиющего в пустыне».
Учащиеся:
Может, герой картины олицетворяет определённую категорию людей, которых не
слышит большинство…
Намеренно
на первых порах не раскрываю ребятам аспекта реальности, повлиявшего на
создание картины.
Проблема
упирается в то, частное или всеохватное значение заключает в себе название
картины.
Ничего
страшного в том, что оптимальное решение в плане определения поэтики названия
нет. Наверное, недостаток собранных ингредиентов осмысления сказывается .
Поэтому продолжим поиск истины дальше.
Б) Пространственная
организация картины
1.На
картине 2 пространства: мост как символ опоры жизни и более обширное
пространство, представленное как ХАОС.
Мост,
отмечается ребятами, единственная составляющая картины, где фигурируют цельные
графические символы – прямые линии, сопрягаясь между собой, создают конструкцию
благонадёжности.
Пространство
вне моста – беспорядочное сопряжение волнообразных линий, рождающих картину
хаоса, поглощающего первозданный мир: озеро в кольце(символ чистоты) –
подтверждение этому!
Ребятам
известно из словаря символов, что
прямая
линия – символ
целенаправленности, благополучия, гармонии;
искривлённая
(волнообразная) – символ антигармонии, бесцельности.
Контраст
на картине учащиеся обнаружили. Заметят ли они взаимодействие пространств и на
каком уровне?
Учащиеся:
Пространство безумия проникает под мост и нагнетает, следовательно, конструкция
«благонадёжности» находится в опасности.
-
Какая рождается идея в результате размышлений?
Учащиеся:
возможно, картина Мунка – предупреждение об экологической катастрофе?
Ещё
один вариант размышления: «Скорее, происходит процесс взаимодействия 2-х сфер
жизни человека – внешней и внутренней
Развитие
мысли учащихся: «Если пространство внутреннего мира преобладает над
пространством физическим, значит оно – приоритет жизни вообще, оно выстраивает
целенаправленность и форму.
Другими
словами: ВНУТРЕННИЙ МИР – ОСНОВА ВНЕШНЕГО! (духовность рождает бытиё)
Возможно,
это и есть та приемлемая формула, что и раскрывает идею картины. В духовной
сфере – ХАОС, и это прямая угроза человечеству.
И
теперь насчёт версии об экологической катастрофе: результат утраты силы
духовного начала, а следовательно, разрушение жизни вообще!
В)
Выстраиваем конструкцию системы образов.
Предлагаем
ребятам самостоятельно поработать над процессом и презентовать свои модели. Вот
что получилось:
1.Центральныйобраз
картины – образ опустошённый, состояние героя похоже на агонию;
2.Форма
головы – аналог оголённого черепа, с практически пустыми глазницами;
3.Широко
открытый овальный рот также лишён живого свойства, хотя в названии картины –
ярко выраженное движение. Следовательно, сам процесс крика тоже агоничен.
4.Фигура
героя расплывчатая, обтекаемая, нарушаются пропорции тела, весь облик героя –
как ЕДИНЫЙ БЕСФОРМЕННЫЙ ОВАЛ.
Напомним,
ОВАЛ в «Словаре символов» - символ опустошённости.
Кто
– то из учеников сравнил образ героя с образом смерти. Мысль выстроилась
следующая: «Даже смерть ужаснулась от невероятного хаоса и как будто бежит от
безысходности». Кто- то вспомнил сцены триллера «Крик» как гротескную форму
изображения уродства внешнего мира. Всё не беспочвенно, ибо подобные ассоциации
делают проблему более актуальной и выпуклой.
-Итак,
на основе выстроенных конструкций формулируем ту идею, которая, как вам
кажется, отражается на картине.
« Основная
мысль на картине упирается в обнаружении героем проблемы духовной
несостоятельности общества, утрате людьми гармонии не только с окружающим
миром, но и между собой. В облике центральной фигуры синтезировался весь
процесс «внутреннего» уродства мира. Крик, исходящий изнутри, - это своего рода
эмоциональные конвульсии, перерождающиеся в духовную опустошённость,
безысходность. Утверждение о том, что в мире духовное формирует физическое
на картине представлено в противоположном проявлении: смерть духовной сферы
грозит гибели его физической составляющей.»
- В
чём заключается смысл названия картины?
«
Крик у Мунка – это духовная агония», «Крик носит не частный характер, а
общественный, в данном случае герой олицетворяет общественную модель так, как
она выглядит изнутри», «Это КРИК безысходности, понимание того, что мир
обречён…»
Субъективны
или объективны были рассуждения учащихся – это не тот приоритет, на который
делался упор в первую очередь, главное - у ребят сформировалось собственное
представление о том, что духовная сфера общества на краю пропасти, а это бесспорная
мысль, которая муссируется и в наше время.
А
теперь – неожиданное. Предлагаем ребятам материал, который послужил поводом для
создания картины. Из записей самого художника:
"Я
возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического
исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит приступ
меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределенного состояния атмосферы и
очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит
из-под контроля разума. Друзья прошли вперед, а я остановился, ухватился рукой
за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер: над городом и темно-голубым фьордом
распростерлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал от внезапно нахлынувшего на
меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный
крик — жуткий, наводящий ужас, парализующий... Это был последний крик
самоубийцы, бросившегося с моста".
Реакция
учащихся сработала моментально: вспомнились Кафка, Достоевский с их
экзистенциальными теориями, но в целом ребята остались удовлетворёнными тем,
что сформулированная ими идея практически оказалась верной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.