Сложение отрицательных чисел.
Цели: ввести правило сложения отрицательных чисел на конкретной
задаче; добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и
умения применять его при выполнении заданий, прививать каждому ученику вкус к
активной самостоятельной деятельности;
развивать познавательный интерес к предмету.
Ход
урока
Организационный момент
Слова американского математика Айвена Нивена говорят о том,
как мы должны работать на уроках математики: думать, анализировать, делать
выводы и решать задания самостоятельно.
Устный счет
1.Найдите значение выражения: а) I -3,6 | + | -1,8 |; б) | -4,2| +
| -2,9 |; в) | 14 | + | -17 |; г) | -0,6 | + | -0,7 |;
д) | -3,5| + | -2,2 |; е) | -2,2 | + | -4,7 |.
2.Сравните числа: а) -9,8 и 0,7; б) -5,028 и -5,28;
3. Из полной бочки отлили сначала 60% всей воды, затем еще 60 л.
После этого бочка оказалась пустой. Сколько литров воды и бочке?
4. Для покупки порции мороженого у Пети не хватало семи и, а у
Маши — одного рубля. Тогда они сложили имевшиеся деньги. Но их также не хватило
на покупку одной порции мороженого. Сколько стоила порция мороженого?
Решение:
Если бы у Пети был хотя бы рубль, то он дал бы Маше, и им хватило
бы на мороженое (ведь ей не хватало всего рубля). Следовательно , у Пети денег
не было совсем, а так как ему не хватало на мороженое 7 рублей, то мороженое
стоило 7 рублей. .
Изучение нового материала
Еще во II веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди разгневавшись
на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить.
Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что
китайцы не знали правила сложения отрицательных чисел. Мы на уроке дойдем до
истины и выведем правило сложения отрицательных чисел
1. Практическая работа.
— Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой (: доске
заранее нарисованы координатные прямые).
(Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют сложен; на
координатной прямой.)
а) -6 + (-2 )= -8; б) -2,5 + (-4) = -6,5;
в) -3 + (-4) = -7; г) -2,5 + (-1,5) = -4; Д) _1 + (_5) = -6.
2. Работа над новой темой.
— Сравните данные выражения. Что общего? (Везде надо найти сумму
двух отрицательных чисел, результат сложения отрицательное число.)
— Чем отличается? (Разные слагаемые.)
— Рассмотрим первое выражение: —6 + (—2 )= —8.
— Как получить число 8, не учитывая знаков? (Сложить числа 6 и
2.) Что сложили? (Модули чисел —6 и —2.)
— Проверьте, так ли это для других выражений.
— Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел_
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно:
1) сложить модули слагаемых;
2) перед полученным числом поставить знак «—».
Закрепление изученного материала
1. № 1045 стр.
177. (Первый столбик — цепочкой, учащиеся устно проговаривают решение.
Второй столбик учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка ).
Ответы:
а) -44; б) -21; в) -25; г) -243
д) -6,3; е) -8; ж) -13; з)
-10;
1046 стр. 177 (устно).
- Нужно ли находить значение выражения -17 + (—31)? (Нет.) Почему?
(Мы знаем, что любое число от прибавления положительного числа увеличивается,
а от прибавления отрицательного числа уменьшается, следовательно, данное
выражение 17 + (—31) меньше —17, так как к.числу —17прибавили отрицательное
число, следовательно, сумма меньше 1 слагаемого.) Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите , опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели встали. Сели встали.
И на месте побежали.
Повторение изученного материала
№1060 стр. 179 (на обратной стороне доски, самопроверка). Как
выполняется деление дробей? (Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое
умножить на число, обратное делителю.) Решение:
х +х=3,2
х +х=3,2.
х=3,2 х = : х=2,88 . Ответ: 2.88
№1051 стр. 178. (у доски и в тетрадях).
— Ответ обоснуйте.
Решение:
а) 0 < х; б) -у < 0; в) -х < у; г) у > -х;
д) | х | > -х; е) | у | = у; ж) -х < ) у |; з) | -х ) >
-у.
Самостоятельная работа (4-5 мин)
Вариант I
Найдите значение суммы:
а) -12 + (-8); б) -7 + (-9);
в) -1,68 + (-1,68) г)-5,4 + (-3,5);
Вариант II
Найдите значение суммы:
а) -35 + (-24); б) -5 + (-8);
в) -6,3 + (-2,4); г) -2,76 + (-2,76)
Подведение итогов урока и задание на дом:
1. Сформулируйте
правило сложения отрицательных чисел.
Приведите свои примеры.
2.Может ли при сложении отрицательных чисел получиться
нуль? отрицательное число? положительное
число?
п.32. №
1056(а-е), стр .178, № 1057 (а), 1060 (б) стр. 179.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.