тема: «Сложение дробей с разными знаменателями»
Габдрахманова Фанзия Мудировна
учитель математики МБОУ «Кирбинская СОШ»
Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал (карточки).
Рассадка учеников: 2 группы по 4 человека.
Цели урока:
Предметные: построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Структура урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Жили-были в стране «Обыкновенные дроби», две дроби – соседки с разными знаменателями. Одна дробь была с добрым, мягким, покладистым знаменателем, а другая – с вредным, несговорчивым. Никак они не могли поладить между собой, не получалось между ними дружбы.
Вскоре надоело вредной дроби жить одной, без друзей, и решила она измениться. Долго старалась, и вскоре, другим стал у неё числитель, а знаменатель стал таким же как и у соседки – добрым, мягким, покладистым.
И стали с тех пор дружить дроби, у них появились общие интересы и общие друзья.
- Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?
( обыкновенные дроби)
- Чему мы уже научились?
(сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями, складывать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть).
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними все арифметические действия).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).
Задания для устной работы: (презентация)
1) Составь неправильную дробь и перейди к смешанному числу.
2) Определи координату обозначенных точек на координатном луче. Что называют координатным лучом?
3) Сократите дроби: ,
,
,
.
4) Выделите целую часть из дробей: ,
,
,
.
5) Дан ряд дробей: ,
,
,
.
Что мы можем о нём сказать?
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему? (к 24, т.к. 24 – НОК всех знаменателей).
Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
6) Найдите сумму дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть:
а) +
; б)
+
.
-А каким правилом сложения дробей вы воспользовались? Давайте восстановим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Работа в парах:
Нам с вами даны части алгоритма по сложению дробей с равными знаменателями. Работая в парах, восстановим алгоритм по шагам. На обсуждение дается 30 секунд.
1.Суммой дробей является дробь.
2.Сложить числители и записать ответ в числитель суммы.
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.
4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.
- Хорошо. Следующее задание:
Работа в группах: Предлагаю поработать в группах. Ваши результаты не забудьте прикрепить на доску. Время выполнения: 5 минут.
Закрасьте указанные части прямоугольника разным цветом. Какая часть закрашена?
1 группа а) +
= 2 группа б)
+
=
Каждая группа показывает свои результаты работы. Проводим обсуждение. Приходим к выводу о том, что результат суммы дробей является частью этого же прямоугольника.
Затем предлагаю выполнить задания без закрашивания частей: а) +
; б)
+
.
(После завершения работы защита своих работ).
III. Выявление места и причины затруднения.
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения).
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение дробей с разными знаменателями.)
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Задания парам следующее: дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой группы на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Все варианты вывешиваются на доску, и проводится обсуждение.
- Результатом обсуждения является алгоритм сложения дробей.
V. Реализация построенного проекта
- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон)
- Решение задачи, вызвавшей затруднение
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания).
а) +
=
=
= 1
.
1. приведём дроби к наименьшему общему знаменателю, НОК (3,8)=24.
2. дополнительный множитель для первой дроби равен 8, для второй дроби
3. складываем числители, знаменатель оставляем без изменения. Дробь неправильная, выдели из неё целую часть.
б) +
=
(самостоятельно). Затем проверяем ход решения.
- В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Общий знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают.
Физминутка для глаз (слайд)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание).
Стр. 52 № 319 (а, е)
Работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (слайд). Каждой паре выдается карточка с заданиями.
Урок длится часа, а перемена -
часа. Какую часть часа длятся урок с переменой?
Рабочий в первый день выполнил , а во второй -
всего заказа. Какую часть заказа сделал рабочий за два дня?
Туристы прошли до привала пути, после привала – еще
пути. Какую часть пути они прошли?
- Кто справился с заданием? Где допущена ошибка?
- Повторим ещё раз алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
1. Выполните действия: (обязательные задания для всех)
а) +
=
+
=
=
.
б) +
=
+
=
=
= 8
.
2. Сравните значения выражений:
а) +
и
+
б) +
+
и
+
+
( дополнительное задание для сильных учеников)
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Диагностическая работа по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями»
Задание №1 , оценивается в 3 балла.
Выполните сложение дробей.
2.
Задание 2 , оценивается в 4 балла.
Какая часть прямоугольника закрашена зеленым цветом? Какая часть прямоугольника закрашена синим цветом? Найдите сумму закрашенных частей прямоугольников
Задание №3 , оценивается в 5 баллов.
Реши задачу: Мастерская получила 700 метров материала. Из полученной ткани сшили блузки для универсиады, а на платья затратили на
части больше, чем на блузки. Сколько метров ткани пошло на блузки, а сколько на платья?
Дополнительный вопрос: осталась ли ткань, если да, то сколько?
IX. Рефлексия деятельности на уроке.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому),
№ 359,№ 360(а,б,в,г)
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать». Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний). На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 05.01.2015 |
Раздел | Математика |
Подраздел | |
Просмотров | 774 |
Номер материала | 34721 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: