Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок по математике "ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ИХ ГРАФИКИ” (11 кл.)

Урок по математике "ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ИХ ГРАФИКИ” (11 кл.)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 11 КЛАССЕ

“ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ИХ ГРАФИКИ”

УЧИТЕЛЯ КИРБИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ГАБДРАХМАНОВОЙ ФАНЗИИ МУДИРОВНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРБИ  -  2013

 

 

Тема: Функции, свойства и их графики

 

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать методы построения графиков функций;
  • развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности;
  • отрабатывать навыки построения графиков функций, содержащих модуль;
  • способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью применения информационно-коммуникационных технологий на уроках;
  • воспитание взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, направленного на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, проектная деятель-
                                                   ность,  разноуровневое обучение.

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Дидактический материал: CD-RОМ. Практикум. «Математика 5–11. Учебное электронное издание».

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютеры, экран.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
                                                                                 
(Приложение 1, слайды 1-2)

   Учитель знакомит учащихся с содержанием компьютерной программы «Математика 5 – 11. Учебное электронное издание. Новые возможности для усвоения курса математики. Дрофа», правилами работы с ней, критериями оценок и основными разделами.

Раздел I. Основные сведения

   Очень сжатое напоминание теории, необходимой для работы по этой теме (определения, правила, формулы, теоремы). Представляются в виде короткого гипертекстового элемента.

Раздел II. Инструментарий

   Представляет собой обзор тех инструментов соответствующей лаборатории, которые будут использованы в лабораторном практикуме. Сопровождается мультимедийными демонстрациями, часть из которых приводится в данной версии. Каждая демонстрация при воспроизведении сопровождается пояснениями.

Раздел III. Упражнения

   Система задач для выполнения в рамках лабораторий или устного решения. После нажатия на желтую кнопку со стрелкой перед учеником открывается соответствующая данной задаче лаборатория (если она предусмотрена) и окно с задачей.

Раздел IV. Результаты

   Ученик в любой момент может ознакомиться с личными достижениями при изучении темы с помощью таблицы «Результаты», куда выводится номер задачи, результат ее решения («колобок»), число сделанных попыток и общее время, затраченное на ее решение.

   После решения любой задачи ученик нажимает на кнопку «Готово» и получает на рабочей линейке «колобка» с одним из трех выражений:

– задача решена верно;
– задача решена неверно;
– задача ждет проверки учителем.

Критерии оценок:

  • “5” – за 10–11 правильно выполненных заданий;
  • “4” – за 8­– ­9 правильно выполненных заданий;
  • “3” – за 6–7 правильно выполненных заданий;
  • “2” – за 1–5 правильно выполненных заданий.

II. Актуализация опорных знаний и умений

 Учитель предлагает учащимся повторить виды преобразования графиков функций с использованием раздела I «Основные сведения» и слайдов (Приложение 2, слайды 1-17)

III. Формирование новых  знаний

   Урок построен в виде презентации мини-проектов. Учащиеся были предварительно разбиты на группы по два человека, которые изучали построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля в свете ранее изученных функций: 7 класс – линейная функция, 8 – 9 классы – квадратичная функция, 10 класс – тригонометрические функции, 11 класс – логарифмическая функция. В ходе презентации один участник пары (теоретик) рассказывает о преобразованиях графиков, а другой (практик) показывает соответствующие преобразования на экране монитора.

 

Учащиеся демонстрируют свои презентации.

I-я пара рассматривает линейную функцию y = x – 2 (Приложение 3, слайды 1-2)

 

 

 

 

 

Задача 1. Построить график функции y = | x – 2 |

 

 

 

Задача 2. Построить график функции y = | x | – 2

 

 

 

Задача 3. Построить график уравнения | y | = x – 2

 

 

II-я пара рассматривает квадратичную функцию y = x2– 2х – 3  
                                                       
                                                (Приложение 4, слайды 1-2)

 

 

 

 

Задача 1. Построить график функции y = | x2 – 2х – 3 |

 

 

 

Задача 2. Построить график функции y = | x2 | – 2 | х | - 3

 

 

Image39.gif (6449 bytes)

 

 

Задача 3. Построить график уравнения | y | = x2 – 2х – 3

 

 

III-я пара рассматривает тригонометрическую функцию y = sin х
                                                                                                        (Приложение 5, слайды 1-2)

 

 

Image41.gif (8650 bytes)

 

 

Задача 1. Построить график функции y = | sin х. |

 

Image42.gif (5201 bytes)

Задача 2. Построить график функции y = sin | х |

 

Image43.gif (7915 bytes)

 

 

 

Задача 3. Построить график уравнения | y | = sin х

 

 

 

 

 

IV. Формирование умений и навыков

1)Практическая работа, с использованием учебного электронного издания.

   Работа с компьютерной программой.

1. Учитель формулирует правила регистрации в электронном классном журнале.

2. Учитель объясняет учащимся, как правильно выбрать в оглавлении тему данного урока.

3. Учитель предлагает учащимся самостоятельно зарегистрироваться в журнале, выбрать
    тему урока и выполнить на компьютере серию заданий по следующим блокам.

   Первый блок (Уровень 1) работы с программой заключается в выборе учащимися пре -
  образований, позволяющих из графика функции y = f(x) получить график некоторой дру-
  гой функции, содержащих модуль (задачи № 1 –   2).

Упражнения

№ 1. Как получается график функции y = | x2 –  4 | из графика функции y = x2? Укажите
         соответствующие геометрические преобразования.

№ 2. Как получается график функции y = | – 2 cos(4| x |)|2 из графика функции
         y = cos(x)? Укажите соответствующие геометрические преобразования.

№ 3. Как получается график функции y = | tg(x) + 3 |из графика функции y = tg(x)?
         Укажите соответствующие геометрические преобразования.

Физкультминутка для глаз.

   Второй блок (Уровень 2) работы с программой заключается в построении графиков
  функций, содержащих модуль, с использованием необходимых преобразований (задачи
  № 4 -8).

Упражнения

№ 4. Дан график функции y = sin (x). Постройте график функции y = 2| sin(x) | + a,
         проходящий через точку (π;3) и укажите соответствующее значение a.

№ 5. Дан график функции . Постройте график функции . Отметьте
         точки, принадлежащие построенному графику.

а) (2; – 1);        в) (0; – 3);

б) (3; 1);          г) (1; – 2).

№ 6. График функции отразили относительно оси OX а полученный график растянули
         в 2 раза относительно оси OY.  График какой функции получили в результате этих
         преобразований? Выберите правильный ответ.

1. y = 2 cos (x); 2. y = cos (2x); 3. y = – 2 cos (x); 4. .

№7. Дан график функции f(x) = sin(x). Постройте график функции .
        Чему равно значение этой функции при  х = π?

№ 8. Используя график функции y = x2, а также подходящие преобразования
            графиков, постройте график функции y = | – 2(x + 1)2 – 5 |. Отметьте те
            преобразования, которые были использованы.

   К третьему блоку (Уровень 3) приступают лишь те учащиеся, которые успешно спра-     
   вились с выполнением заданий первого и второго блоков. Ученикам необходимо вос
   произвести алгоритмы, по которым строятся графики функций | y | = | f(x) |,
   y = | f (| x |) |.

Упражнения

№ 9. Построить график функции y = | x2 – 4 | x | + 3 |. Укажите соответствующие гео-
         метрические преобразования.

№ 10. Построить график функции y = sin (x) + |sin (x) |. Выполните необходимые
           геометрические преобразования.

№ 11. Построить график функции. Выполните необходимые алгебраические и
           геометрические преобразования.

2) Тест.  Выполнение теста учащиеся осуществляют  по готовым графикам
                                                                                                        (приложение 6, слайды  1-4)

 

V. Итоги урока:

1) Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2) Что еще вы хотите узнать?

3) Выставление оценок.

 а) учитель рекомендует учащимся обратиться к разделу «Результаты», где отражены ито-
     ги их деятельности, время и количество попыток, затраченных на выполнение каждого
     задания, проводит анализ всех работ, отмечает лучшие из них.

б) Учащиеся оценивают свою деятельность в соответствии с ранее установленными
     критериями и анализируют её результаты.

в) Учитель концентрирует внимание учащихся на рассмотренных методах построения
     графиков функций,  содержащих модуль,  намечает цели последующей деятельности и
     комментирует домашнее задание

VI. Домашнее задание.

Уровень 1.

      Построить графики функций и указать виды преобразований:

 

1. у = │x2+2х -3│;

2. у = │sin3x

 

 

Уровень 2.

    1)  Повторить алгоритм построения графика функции   │у│=│f(х)

 2)  Построить графики функций:

1) у=х2-5

2)  у=sin2x

 

Уровень 3

  Вам предлагается: график функции y = lnx

 

Построить графики:

1 . у = |lnx|

2. y = ln |x|

3. |y| = lnx

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по математике "ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ИХ ГРАФИКИ” (11 кл.)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

   Урок построен в виде презентации мини-проектов. Учащиеся были предварительно разбиты на группы по два человека, которые изучали построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля в свете ранее изученных функций: 7 класс – линейная функция, 8 – 9 классы – квадратичная функция, 10 класс – тригонометрические функции, 11 класс – логарифмическая функция. В ходе презентации один участник пары (теоретик) рассказывает о преобразованиях графиков, а другой (практик) показывает соответствующие преобразования на экране монитора.

 Учащиеся демонстрируют свои презентации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 701
    • DOCX 267 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Габдрахманова Фанзия Мудировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9152
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мастерство мышления: развитие SoftSkills и математической логики

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1260 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 802 человека

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека