СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 11 КЛАССЕ
“ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ИХ ГРАФИКИ”
УЧИТЕЛЯ КИРБИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ГАБДРАХМАНОВОЙ ФАНЗИИ МУДИРОВНЫ
КИРБИ - 2013
Тема:
Функции, свойства и их графики
Цели урока:
- обобщить и систематизировать методы
построения графиков функций;
- развитие логического мышления,
познавательного интереса, творческой активности;
- отрабатывать навыки построения графиков
функций, содержащих модуль;
- способствовать индивидуализации и
дифференциации обучения с помощью применения
информационно-коммуникационных технологий на уроках;
- воспитание взаимопомощи, культуры общения,
способствующей созданию благоприятного психологического климата,
направленного на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Тип урока: комплексное
применение знаний и умений.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, проектная деятель-
ность, разноуровневое
обучение.
Формы организации познавательной деятельности:
- общеклассная,
- индивидуальная,
- групповая.
Дидактический материал:
CD-RОМ. Практикум. «Математика 5–11. Учебное электронное издание».
Оборудование:
мультимедиа-проектор, компьютеры, экран.
Ход урока.
I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
(Приложение
1, слайды 1-2)
Учитель знакомит учащихся с
содержанием компьютерной программы «Математика 5 – 11. Учебное электронное издание.
Новые возможности для усвоения курса математики. Дрофа», правилами работы с
ней, критериями оценок и основными разделами.
Раздел I. Основные сведения
Очень сжатое напоминание теории,
необходимой для работы по этой теме (определения, правила, формулы, теоремы).
Представляются в виде короткого гипертекстового элемента.
Раздел II. Инструментарий
Представляет собой обзор тех
инструментов соответствующей лаборатории, которые будут использованы в
лабораторном практикуме. Сопровождается мультимедийными демонстрациями, часть
из которых приводится в данной версии. Каждая демонстрация при воспроизведении
сопровождается пояснениями.
Раздел III. Упражнения
Система задач для выполнения в
рамках лабораторий или устного решения. После нажатия на желтую кнопку со
стрелкой перед учеником открывается соответствующая данной задаче лаборатория
(если она предусмотрена) и окно с задачей.
Раздел IV. Результаты
Ученик в любой момент может
ознакомиться с личными достижениями при изучении темы с помощью таблицы «Результаты»,
куда выводится номер задачи, результат ее решения («колобок»), число сделанных
попыток и общее время, затраченное на ее решение.
После решения любой задачи
ученик нажимает на кнопку «Готово» и получает на рабочей линейке «колобка» с
одним из трех выражений:
– задача решена верно;
–
задача решена неверно;
–
задача ждет проверки учителем.
Критерии оценок:
- “5” – за 10–11 правильно выполненных
заданий;
- “4” – за 8– 9 правильно выполненных
заданий;
- “3” – за 6–7 правильно выполненных заданий;
- “2” – за 1–5 правильно выполненных заданий.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Учитель предлагает учащимся повторить виды преобразования
графиков функций с использованием раздела I «Основные сведения» и слайдов (Приложение 2, слайды 1-17)
III. Формирование новых знаний
Урок построен в виде презентации
мини-проектов. Учащиеся были предварительно разбиты на группы по два человека,
которые изучали построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную
под знаком модуля в свете ранее изученных функций: 7 класс – линейная функция,
8 – 9 классы – квадратичная функция, 10 класс – тригонометрические функции, 11
класс – логарифмическая функция. В ходе презентации один участник пары (теоретик)
рассказывает о преобразованиях графиков, а другой (практик) показывает
соответствующие преобразования на экране монитора.
Учащиеся демонстрируют свои
презентации.
I-я пара рассматривает линейную функцию y = x – 2 (Приложение
3, слайды 1-2)
Задача 1. Построить график функции y = | x – 2 |
Задача 2. Построить график функции y = | x | – 2
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x – 2
II-я пара рассматривает квадратичную функцию y = x2–
2х – 3
(Приложение
4, слайды 1-2)
Задача 1. Построить график функции y = | x2 – 2х –
3 |
Задача 2. Построить график функции y = | x2 | – 2 |
х | - 3
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x2 –
2х – 3
III-я пара рассматривает тригонометрическую функцию y
= sin х
(Приложение 5, слайды 1-2)
Задача 1. Построить график функции y = | sin х. |
Задача 2. Построить график функции y = sin | х |
Задача 3. Построить график уравнения | y | = sin х
IV. Формирование умений и навыков
1)Практическая работа, с
использованием учебного электронного издания.
Работа с компьютерной программой.
1. Учитель формулирует правила регистрации в электронном
классном журнале.
2. Учитель объясняет учащимся, как правильно выбрать в
оглавлении тему данного урока.
3. Учитель предлагает учащимся самостоятельно
зарегистрироваться в журнале, выбрать
тему урока и выполнить на компьютере серию заданий по следующим блокам.
Первый блок (Уровень 1) работы с программой заключается в выборе
учащимися пре -
образований, позволяющих из графика функции y = f(x) получить график
некоторой дру-
гой функции, содержащих модуль (задачи № 1 – 2).
Упражнения
|
№ 1. Как получается график функции y = |
x2 – 4 | из графика функции y = x2?
Укажите
соответствующие геометрические преобразования.
|
№ 2. Как получается график функции y = |
– 2 cos(4| x |)|2 из графика функции
y = cos(x)? Укажите соответствующие
геометрические преобразования.
|
№ 3. Как получается график функции y = | tg(x)
+ 3 |из графика функции y = tg(x)?
Укажите соответствующие геометрические преобразования.
|
Физкультминутка
для глаз.
Второй блок (Уровень 2) работы с программой заключается в
построении графиков
функций, содержащих модуль, с использованием необходимых преобразований
(задачи
№ 4 -8).
Упражнения
|
№ 4. Дан график функции y = sin (x).
Постройте график функции y = 2| sin(x) | + a,
проходящий через точку (π;3) и укажите соответствующее значение a.
|
№ 5. Дан график функции . Постройте график функции . Отметьте
точки, принадлежащие построенному графику.
а) (2; – 1); в) (0; – 3);
б) (3; 1); г) (1; – 2).
|
№ 6. График функции
отразили относительно оси OX а полученный график
растянули
в 2 раза относительно оси OY. График какой функции
получили в результате этих
преобразований? Выберите правильный ответ.
1. y = 2 cos (x); 2. y = cos
(2x); 3. y = – 2 cos (x); 4. .
|
№7. Дан график функции f(x) = sin(x).
Постройте график функции .
Чему равно значение этой функции при х = π?
|
№ 8. Используя график
функции y = x2, а также подходящие
преобразования
графиков, постройте график функции y = | – 2(x
+ 1)2 – 5 |. Отметьте те
преобразования, которые были использованы.
|
К третьему блоку (Уровень 3)
приступают лишь те учащиеся, которые успешно спра-
вились с выполнением заданий первого и второго блоков. Ученикам необходимо вос
произвести алгоритмы, по которым строятся графики функций | y | = |
f(x) |,
y = | f (| x |) |.
Упражнения
№ 9. Построить график функции y = | x2
– 4 | x | + 3 |. Укажите соответствующие гео-
метрические преобразования.
|
№ 10. Построить график функции y = sin
(x) + |sin (x) |. Выполните необходимые
геометрические преобразования.
|
№ 11. Построить график функции. Выполните необходимые
алгебраические и
геометрические преобразования.
|
2) Тест. Выполнение теста учащиеся
осуществляют по готовым графикам
(приложение 6, слайды 1-4)
V. Итоги урока:
1) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2) Что еще вы хотите узнать?
3) Выставление оценок.
а) учитель рекомендует учащимся
обратиться к разделу «Результаты», где отражены ито-
ги их деятельности, время и количество попыток, затраченных на выполнение
каждого
задания, проводит анализ всех работ, отмечает лучшие из них.
б) Учащиеся оценивают свою деятельность в соответствии с ранее
установленными
критериями и анализируют её результаты.
в) Учитель концентрирует внимание
учащихся на рассмотренных методах построения
графиков функций, содержащих модуль, намечает цели последующей
деятельности и
комментирует домашнее задание
VI. Домашнее задание.
Уровень 1.
Построить графики функций и указать виды
преобразований:
1. у = │x2+2х -3│;
2. у = │sin3x│
Уровень 2.
1) Повторить
алгоритм построения графика функции │у│=│f(х) │
2) Построить графики
функций:
1) │у│=│х2-5│
2) │у│=│sin2x│
Уровень 3
Вам предлагается: график функции y = lnx
Построить графики:
1 . у = |lnx|
2. y = ln |x|
3. |y| = lnx
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.