Предмет: математика
Тип урока:
«Открытие нового знания»
Тема:
«Сложение и вычитание многозначных чисел»
Класс: 3
«Школа 2100»
Аннотация:
В
курсе математики 3класс по программе «Школа 2000» в разделе «Многозначные
числа» изучается тема «Сложение и вычитание многозначных чисел»
Цель урока: формирование способности к сложению и
вычитанию многозначных чисел, построению соответствующего алгоритма. Создать
ситуации успеха для каждого ребёнка, развивать мыслительные операции,
познавательный интерес, воспитывать самостоятельность.
Структура
урока выбрана по типу «Открытие нового знания». Главный акцент делается на
изучение нового материала.
На уроке использован такой метод обучения как
побуждающий диалог от проблемной ситуации. По характеру получения знаний использовала
методы обучения: практический, наглядный, словесный. Внимание уделяю методу
наблюдения, задания «Найди ошибку». Такие упражнения развивают у детей
самостоятельность мыслить, самоконтроль.
При проведении урока использовала принципы:
доступности, научности, от простого к сложному.
Средства достижения цели: использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих
раскрыть субъективный опыт учащихся, создание атмосферы заинтересованности
каждого ученика в работе класса, стимулирование учащихся к высказыванию,
использование различных способов выполнения заданий, дидактического материала,
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для лучшего понимания и закрепления знаний учащихся
использовала следующие формы проверки: коллективная, самопроверка,
взаимопроверка. Работоспособность учащихся обеспечивалась за счет использования
разных форм работы на уроке: в группе, в парах, индивидуальная работа.
Перегрузка детей предупреждалась наличием физ. минутки.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Цели:
1)
Формировать способность к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению и
использованию соответствующего алгоритма.
2)
Тренировать способность к чтению, записи, сравнению многозначных чисел,
закреплять умение пользоваться терминами класс, разряд, разрядная единица.
3)
Развивать познавательные интересы, математическую речь, долговременную память,
логическое мышление.
Тип урока: «Открытие нового знания».
Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями, алгоритм
сложения и вычитания многозначных чисел, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент:
-
Ребята, настройтесь на работу. Покажите свою готовность к уроку.
-
Сядьте правильно и красиво. Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.
П. Минутка чистописания. 3 750
-Какое
это число?
-Из
каких разрядов состоит?
-Какие
разряды отсутствуют?
-Запишите
число суммой разрядных слагаемых.
III. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос:
На
доске записаны числа
102
030 405
2
030 405 060
30
405 060 708
- Прочитайте числа.
-Запишите
в строчку, сколько единиц в разряде сотен миллионов каждого числа? (один учащийся
у доски, проверка с помощью сигнальных карточек) 1, 0, 4.
-Как
определили? (отбросили низшие разряды и прочитали оставшиеся числа)
-
Сколько всего сотен миллионов в этих числах? 1,20,304.
-Какое
число наибольшее? Почему?
-Какое
число наименьшее? Почему?
-Найдите
закономерность в записи чисел. Запишите следующее число. Прочитайте. 405 060
708 090.
-Какие
действия выполняли с натуральными числами? (читали, записывали, сравнивали)
-Какие
действия умеем выполнять с трёхзначными числами?
2. Повторение алгоритма сложения и вычитания трёхзначных
чисел:
На
доске запись
623 _459
+157
164
6387
395
-Найдите
ошибки. Запишите примеры и решите правильно, (двое учащихся у доски, проверка: сигнальные
карточки)
623 _459
+157 164
780 295
-Какие
числа складывали и вычитали?
-Каков
алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик?
Записываем ед. под ед., дес. под дес., сот. под
сот.
Начинаем складывать ед. с ед., дес. с дес, сот. с
сот.
Читаем ответ.
Опорный
сигнал алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.
млрд. млн. тыс. ед.
с д е
↓ ↓ ↓
с д е
3. Проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
-Какие
числа изучаем? (многозначные)
-Где
используем многозначные числа?
-Всё ли знаете о многозначных числах?
-Что
хотели бы узнать о многозначных числах? (как складывать и вычитать многозначные
числа)
-Сформулируйте
тему урока.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
-Какие
цели урока?
Составить алгоритм.
Научиться складывать и вычитать многозначные числа.
IV. «Открытие нового знания».
Запись
на доске.
16
325+3 723 16 325-3 723
-Как
выполнить предложенные действия? Обсудите в парах, (предположения детей, запись
на доске в столбик)
I
в II в.
16
325 _16 325
+ 3 723 3 723
-Сравним
вывод в учебнике с.68
-Можем
пользоваться алгоритмом + и - трёхзначных чисел?
-Чего
не хватает в этом алгоритме? (разрядов)
-
Добавим новые разряды в опорный сигнал алгоритма сложения и
вычитания
многозначных чисел.
млрд. млн. тыс. ед.
с д е с д е с д е с д е
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
с д е с д е с д е с д е
-Как
сложить и вычесть многозначные числа?
-Запишите
примеры по вариантам и решите (самопроверка)
-Как
поступим, если при сложении какой-нибудь разрядной единицы окажется 10 или
больше? (добавим число десятков к единицам следующего разряда)
-Если
при вычитании не будет хватать единиц? (займем у следующего разряда)
Вывод: как + и
- многозначные числа.
V. Физ. минутка.
2 348 697 864
-Прочитайте
число.
-Хлопните
в ладоши столько раз, сколько единиц в разряде сотен тысяч.
Сколько
раз хлопнули? (6).
-Топните
ногой столько раз, сколько единиц в разряде десятков миллионов?
Сколько
раз топнули? (4).
-Встаньте,
если присутствуют все четыре класса в записи данного числа.
-Присядьте
столько раз, сколько единиц в разряде сотни миллионов. (3).
VI. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику, с.68 №4
-Решите
примеры с комментированием, пользуясь алгоритмом.
с.68
№ 5 -работа в парах
-Исправьте
ошибки. Объясните правильность выбора.
Вывод: как + и
- многозначные числа.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
-Возьмите
карточку (работа в группе)
-Запишите
пример в столбик и выполните действие. Найдите ответы в группе. Расположите
числа в порядке убывания и расшифруйте слово. (Гепард)
7
893-Р 230 353-П 243 896-Е
2
317-Д 41 224-А 736 087-Г
Вывод: как + и
- многозначные числа.
-Где
можно использовать + и - многозначных чисел? (при решении задач)
VII. Повторение.
1.
Решение задач.
-Прочитайте
задачу на карточке.
В
трёх заповедниках 1840 гепардов. В первом 205 гепардов, во втором в 4 раза
больше. Сколько гепардов в третьем заповеднике?
-Обсудите
в группе: что известно, что неизвестно. Выберите схему
к
задаче. Почему?
?
1.
?
2.
3.
?
-Запишите
решение и ответ.
-Кому
нужна помощь при решении задачи? (индивидуальная работа с учащимися)
-Выберите
правильный ответ.
820,265,815
-Проверьте
решение в парах (взаимопроверка)
-Какой
вид задач решали? (на нахождение остатка)
-Какие
знания пригодились? (+ и - многозначных чисел)
Вывод: как + и
- многозначные числа.
VIII. Итог урока.
-Какие
ставили цели на уроке?
-В
чем отличие от алгоритма + и - трёхзначных чисел? (в записи чисел большее
количество разрядов)
-Кому
было легко?
-Кому было трудно? Когда
стало понятнее?
-Оцените свою работу по
«розе настроений».
Рефлексия.
понял
трудно
легко
не понял
Д/з:
1) Составить и решить примеры на сложение и
вычитание многозначных чисел.
2)
По выбору №7 с.69 или №11 с.70.
3) Дополнительное задание №12 с.80
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.