Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению во 2 классе

Урок по литературному чтению во 2 классе

Скачать материал

Тема: Поступок, продиктованный любовью, в произведении  Л.Н.Толстого «Акула».

Цель: ученик научится понимать текст, формулировать тему и цель, передавать содержание произведения, анализировать поступки главных героев.

Задачи:

образовательные:

создать условия для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте); обучение вдумчивому прочтению произведения;

формировать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

совершенствовать навык правильного и выразительного чтения.

развивающие:
создавать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге; развивать воссоздающее и творческое воображение;

воспитательные:
воспитывать чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

 

Оборудование:  презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись произведения, компьютер, проектор, экран, релакс «Одинокое море»; портрет писателя, интерактивная доска

Ход урока:

 

1. Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь,  и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,          Слайд 1

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»   гласит китайская пословица. Мы сегодня на уроке будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

2. - Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение.

А.С.Пушкин      Слайд 2

Л.Н.Толстой

М.Ю.Лермонтов

 

 

-Мы,  действительно, будем  сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого.

 - Что вы знаете об этом писателе?

-Прочтите, пожалуйста, статью о Л.Н.Толстом на своих компьютерах.

 В семье Толстого было пятеро детей. Когда Льву Николаевичу Толстому не было еще двух лет, умерла его мать. Воспитывала детей родственница Толстых, которую они называли “тетенькой”. Л. Н. Толстой был ребенком очень жалостливым, не мог видеть зла.  Он был поразительно способен к иностранным  языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

-Что вы узнали?

-А теперь обобщим  наши знания о Л.Н.Толстом с помощью игры (игра «кто хочет стать миллионером» на интерактивной доске)

- Ребята, какие вы знаете произведения Л.Н.Толстого? Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого.

-найдите его  название  среди этих букв:

РЬВNRTЛМАКУЛАСБТVZДЦГ          Слайд 3

 

-Да, наш рассказ называется «Акула»     Слайд 4 (картинка акулы)

- Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

- Что вы о них знаете?

-Послушайте сообщение об акуле

Рассказ ученицы об акуле:

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

-Ну, что вам захотелось прочитать этот рассказ? Для чего?

-Кто может назвать тему нашего урока?

-Сформулируйте цель урока (познакомиться с содержанием, учиться правильно выразительно читать, высказывать свои мысли и чувства, давать характеристику героев)

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

 -Где можно найти объяснение этим словам?  (в словаре)

-Я предлагаю вам поработать в парах со словарём.

1 пара-фитиль, артиллерист

2 пара-палуба, якорь

3 пара-хобот

4 пара-ропот

3.- Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

Прослушивание аудиозаписи рассказа с остановками, предположения детей

( Остановка «акула плыла прямо на мальчиков»)

-предположите, что будет дальше?

-слушаем текста до конца.

 -Совпали ли ваши  предположения?

-Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

4. Физминутка

Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло.

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море»

  -Л.Н.Толстой назвал рассказ «Акула

-А как бы вы назвали это произведение?

 

5.Анализ произведения (работа в группах)

-Ребята , а теперь поработаем в группах. Вам нужно будет ответить на вопросы по тексту, пользуясь учебником, после подготовки мы выслушаем каждую группу.

Вопросы на карточках:

1 группа

-Где происходили события рассказа?

-Почему матросы устроили купальню в парусе?

 

-Как мальчики оказались в открытом море?

- Как забавлялись мальчики в море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам мальчика?

2группа

 

– Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх? (Морское чудовище.)

– Как ведут себя матросы? (Сначала они обрадовались купанию, но когда появилась акула, они бросились к шлюпкам, чтобы спасти ребят. Те, кто остался на палубе, замерли от страха и ждали, что будет. Они были искренне рады спасению мальчиков.)

 

-Как были спасены мальчики?

-Кого можно назвать главным героем рассказа, почему? (Старого артиллериста.)

 

6.Выборочное чтение

-         Найдите отрывок, где говорится, какая опасность угрожала мальчикам?

-         А поведение мальчиков?

(Ни о чем не думали, ничего вокруг себя не видели)

-         Кто является главным героем рассказа? Попробуйте нарисовать словесную картину

(как выглядел)

-         Давайте проследим, как вел себя старый артиллерист в разных ситуациях:

а) когда мальчики купались в море;

б) когда он увидел акулу;

- Почему он был в таком состоянии?

в) когда услышал пронзительный визг;

г) когда прозвучал выстрел.

-         Что можно сказать об этом человеке?

(Мужественный, сильный духом, опытный)

-         Состояние людей после выстрела?

 

7. Тестовая проверочная работа. (каждому на парту)
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин
2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) матрос в) артиллерист
7. Самый напряженный момент в произведении называется
а) завязка б) развязка в) кульминация


Проверка тестовой работы ( на доске)     Слайд 5
/а, б, в, в, б, в, в/

 

 

8. Итог урока

-Ребята, вспомните цель нашего урока, достигли мы её? Чему мы научились?

 - Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)

9.Рефлексия

- Если сегодня на уроке  вы хорошо поработали, прикрепите к кораблю красный парус, если были небольшие затруднения-зелёный, если вам было трудно и непонятно –белый.

10.Д/з По выбору:1.Разделить текст на части

                              2.Придумать 5-7 вопросов для одноклассников

                             3. Пересказать текст

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению во 2 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по теме А.Толстой "Акула". Данный конспект урока составлен по новым требованиям ФГОС, урок включает в себя презентацию, аудиозапись произведения. На данном уроке используются разные формы деятельности: групповя работа,индивидуальная, парная.Применяются ИКТ технологии, дети самостоятельно работают на компьютерах.В конце урока предлагается тестовая работа на усвоение произведения. В конце урока очень интересная рефлдексия, где каждый ребёнок участвует и выражает своё отношение к уроку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 250
    • DOCX 24.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Парфёнова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Парфёнова Ольга Викторовна
    Парфёнова Ольга Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 18771
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 25 регионов

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 41 региона

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции