Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 16 города Ишимбая
муниципального
района Ишимбайский район
Республики
Башкортостан
Открытый урок по литературному чтению.
2 класс. УМК «Школа 2100»
Составила: учитель начальных классов
Гридина Ольга Николаевна
Мудрые сказки о животных(русская
сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»).
Ход урока.
I.Организация начала урока.
У: Вот звонок нам
дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем. (слайд 2)
II.Артикуляционная разминка.
У:
Начинаем с разминки. На доске записано 2 скороговорки. Волки рыщут – пищу ищут). Для
каждой группы своя.
Бежит
лиса по шесточку
— Лизни, лиса, песочку! (слайд 3)
Сначала
прочитайте глазами, произнесите три раза себе, затем соседу по парте.
У:
Кто желает произнести? (по одному; каждый вариант с ряда; все вместе по
вариантам каждого ряда)
III. Целеполагание.
У:
Что общего заметили в скороговорках?
Д:
Тема о животных.
У: А
сегодня нам предстоит продолжить знакомство с животными, узнать о них что-то
новое.
У:
Вы хотите обогатить свои знания?
V. Подготовка к новому
материалу. (межпредметная
связь)
У: прочитайте, пожалуйста.
В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (ЛИСА) (слайд 4)
У:
Что вы прочитали?
Д:
Загадку.
У:
Вы отгадали ее?
Д:
Эта загадку про лису.
У: К
какой группе относится это животное?
Д:
Это животное относится к группе зверей.
У: А
чем звери отличаются от других животных?
Д: У
них тело покрыто шерстью.
У:
Вспомните, пожалуйста, русские народные сказки, где героем является лиса?
Д:
«лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «лиса и кот», «Лиса и медведь»,
«Колобок» и т.д. (слайд 5)
У:
Какой в сказке бывает лиса?
Д:
Хитрая, лживая, коварная, плутовка. (слайд 6)
У:
назовите, каких еще героев – животных вы знаете?
Д:
волк, медведь ,петух, заяц, еж. (слайд 7)
У:
Каким Бывает волк, медведь, петух, заяц, ёж?
Д:
Волк серый, злой, голодный. Медведь неуклюжий, добрый. Петух гордый, Заяц
трусливый, хвастливый. Ёж трудолюбивый.
У: в
каких сказках встречаются эти животные?
Д: «Заюшкина
избушка», «Три медведя» и т.д. (слайд 8)
У:
Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран?
Д:
Да. Животный мир отличается.
У: Отгадайте
следующую загадку.
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (РАК)( слайд 9)
У:
Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?
Д:
Под водой, ходит задом наперед.
VI. Выявление опорных знаний.
У:
Давайте вспомним, с какого жанра произведения мы начали урок?
Д:
Со скороговорки.
У:
Что мы с вами отгадывали?
Д:
Загадки.
У:
Что объединяет все эти произведения?
Д: В
них говорится о животных.
У: В
каком жанре произведения можно еще прочитать о животных?
Д: В
сказках.
У: Какие виды сказок вы знаете?
Д:
Волшебные, богатырские, бытовые.
У:
Как называются сказки о животных?
Д: Анималистические.
(Дети пользуются памятками)
У: В анималистических сказках животные наделяются именами, они
разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или
простотой, добродушием или злобой, завистью.
VII. Новый материал. Прогнозирование.
У: Определите цель урока.
Д:
Будем знакомиться со сказками о животных.
У:
кто будет героями нашей сегодняшней сказки?
Д:
Лиса и рак. (слайд 10)
Работа
со сказкой «Лиса и рак».
1.Работа с текстом до чтения?
У:
прочитайте заглавие.
Д:
«Лиса и рак».
У:
Какой народ сочинил эту сказку?
Д: Русский народ
2.
Рассматривание иллюстрации.
У:
Какой момент изображен на иллюстрации?
Д:
Ответы детей.
У: Как вы думаете, какая история
может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?
Д:
Высказывания детей.
У:
Сумеет ли обхитрить лиса рака?
Прочитаем
сказку и ответим на этот вопрос.
2.Работа с текстом во время
чтения.
Чтение
сказки вслух учащимися.
-
Что означает слово перегоняться?
-
Кто же кого обхитрил?
Д:
Рак обхитрил лису. (слайд 12)
У:
Какой же рак в сказке?
У:
Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?
Д: Он
знал, что проиграет и думал какой бы найти выход. (слайд 13)
У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак
решили перегоняться. Анализ ситуации. У:
Какие задачи герои должны решить?
Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что
она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу
У: Какие трудности должны преодолеть?
Д: мнения уч-ся.
У: Трудности
должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании,
значит, и у него был свой план победы.
У:
Как они будут это делать?
Д: лиса
большая сильная, а рак маленький хитрый.
У: Для того, чтобы решить
поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические
данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.
3.работа с текстом после
чтения.
У:
дайте характеристику сказки?
Д:
Это сказка о хитрости и находчивости.
У: . Эта сказка о том, что и
маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если
использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны
противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.
У:
На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению,
подходит к сказке, и докажите.
* Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
* Чего хочется, тому и верится.
* Любишь шутки над Фомой, люби и над собой. (слайд 14)
Физминутка.
Слайд 15.
Работа
со сказкой братьев Гримм «Ёж и заяц».
Работа
с текстом до чтения.
У: -
встречались ли вам похожие сказки, написанные разными народами?
Д:
Да.
У:
Мы познакомимся со сказкой «Ёж и заяц» из сборника немецких сказок, собранных
братьями Гримм. ( слайд 16)
Слайд
17 «Заяц и ёж».
Чтение
учащимися сказки.
Физминутка
для глаз. (слайд
18, 19)
Работа
с текстом после чтения.
Беседа:
У: -
Кто в сказке положительный герой? Почему?
Д:
Заяц.
У:
Жалко ли вам зайца?
Д:
высказывания своих мнений.
У:
Какая мудрость заключена в этой сказке?
Д:
Кто умен , тот и победит.
У:
Никто, каким бы ты знатным не был, не должен позволять себе глумиться над
простым человеком.
У:
Найдите предложение в тексте, которое будет соответствовать иллюстрации 1.
(слайд 20)
Иллюстрация
2 ( слайд 21)
Иллюстрация
3 ( слайд 22)
Иллюстрация
4 ( слайд 23)
Иллюстрация
5 ( слайд 24)
У:
пересказ сказки или чтение по ролям
Сравнение
сказок «лиса и рак» и Заяц и ёж».
У: У
вас на столах лежат словари. Вам надо выбрать слова для характеристики героев и
их поступков (идёт работа по характеристике героев).
Учащиеся
обсуждают каждая группа свою сказку. Делают выводы.
Словарь настроения
1. Бодрое 8.
Игривое 15. Спокойное
2. Беспокойное 9.
Мечтательное 16.Тоскливое
3. Боязливое 10.
Обиженное 17. Тревожное
4. Весёлое 11.
Отличное 18. Шаловливое
5. Возбуждённое 12.
Печальное 19. Хмурое
6. Высмеивающее 13.
Радостное 20. Сказочное
7. Грустное 14.
Сердитое 21. Озабоченное
|
У:
чем близки эти сказки? На парте лежат словарики. Найдите сходство.
Д:
Идеей, сюжетом, своей мудростью.
У:
Чем различаются сказки?
Д:
героями, деталями.
Итог
урока.
У:
На что намекают эти сказки?
Д:
что нужно быть внимательным, чтобы не попасться на удочку.
У:
похожи ли они на сказки о мудрости? Чем?
Д:
Похожи. Во все времена ценят ум, находчивость, мудрость.
У:
Чему вас научили эти сказки?
Д:
Нужно быть мудрым, находчивым. Мудрость не имеет возраста, не передается по
наследству.
У: Достигли
ли вы поставленной цели?
Д:
Познакомились со сказками, сравнили сказки, узнали чему научили сказки. У:
На столах лежат пазлы. Соберите 1 – группа сказку «Лиса и рак», 2 – группа
«Заяц и ёж». Выполненную работу собрать и приклеить. Показать на доске.
Рефлексия.
У:
Оцените свою работу на уроке. (Показ смайликов) Домашнее
задание. Выучить сказку наизусть.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.