Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению на тему "Краски и звуки лета" (3 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Краски и звуки лета" (3 класс)

Скачать материал

Литературное чтение

Урок 21.

Тема раздела: Природа летом

Тема: Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

2

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина, Б. Пастернака.

2. Чтение авторского текста на с. 88.

Вопросы после чтения:

– Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий читатель.)

Почему Настя, которая читает быстрее папы, ещё не очень хорошо умеет читать? Что имел в виду её отец, когда сказал об этом? (Она кое-что пропускает: описания природы...)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4 2 1 3

I. Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли оно вам? (Дети могут вспомнить рассказы для детей «Каштанка» и «Белолобый».)

– Антон Павлович Чехов – один из великих русских писателей. С его творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его «взрослых» произведений вполне можно выбрать отрывки, которые будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения.

– Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.)

– Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами?

– Кто знает, что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.)

– Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? (Телега с лошадью называлась подвода. Несколько подвод – обоз.)

– Что может предвещать это небо, какую опасность? Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

Читает учитель, по ходу чтения делая необходимые комментарии, помогающие детям увидеть мастерство Чехова, представить картины грозы в степи. Кроме того, по ходу чтения учитель объясняет значения слов: рогожа – грубая плетёная ткань из мочала; фосфорическая – светящаяся бледным светом; обложной (дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо покрыто тучами; перекати-поле – сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи.

2. Повторное самостоятельное чтение детей, выполнение задания 1 учебника (с. 91).

– Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и отметьте, где говорится о ветре, туче, громе, рогожке, как о живых существах. (Выборочное чтение.)

3. Обобщающая беседа.

а) Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу?

б) В каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим приёмом? (С. Есенина.)

в) А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчётливо.)

г) Чьими глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик?

д) А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка?

В отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы. Давайте посмотрим, какие картины летней природы нарисовал Михаил Пришвин.

II. Чтение рассказа «Золотой луг».

1. Работа с текстом до чтения (учебники закрыты).

– Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если автор его – Михаил Пришвин, а название – «Золотой луг»? (Обращаем внимание на запись темы урока на доске. Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы Пришвина, которые читали раньше, – «Медведь», «Берестяная трубочка» и др.)

– Откройте с. 106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.

Михаил Пришвин

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?)

Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?)

«Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. (О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно предположить?)

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». (Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. (Догадались почему?) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (Что же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.)

2. Выявление первичного восприятия.

– Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы?

– Вас что-то удивило в этом рассказе?

3. Обобщающая беседа, выборочное чтение.

а) Какое же открытие сделал рассказчик, когда был ещё мальчиком? Можно ли считать это открытием?

б) С чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой ладонью.)

в) Что можно сказать о герое-рассказчике, какой он?

г) А вам случалось делать свои открытия в природе? Расскажите.

3. Работа с текстом после чтения.

Творческое задание (выполняется по вариантам, в группах, парах или как домашнее): выписать (подчеркнуть) слова, выражения, с помощью которых поэты и писатели передают краски (I вариант) и звуки (II вариант) лета. Задание выполняется на текстах А.П. Чехова, М.И. Пришвина, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака.

 

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

ΙΙΙ. Итог.

 

 

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

 

ΙV. Домашнее задание.

 

 

1. Выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» (с. 20).

2. Самостоятельно прочитать 1-ю часть главы «В купальне» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты», провести работу с текстом до чтения, записать вопросы к автору (работа в тетради, с. 11–12).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению на тему "Краски и звуки лета" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент), М. Пришвин, «Золотой луг») 3 класс Автор учебника Бунеев УМК Школа 2100

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 458
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Азнаева Лэйсан Ришатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Азнаева Лэйсан Ришатовна
    Азнаева Лэйсан Ришатовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2387
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе