Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" (4 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Класс: 4

УМК: «Школа России».

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тип урока: Данный урок – урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока, приемы)

Цель: познакомиться с новым литературным жанром «сказ»

Задачи:

  1. Образовательные:

- выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка»,

2. Развивающие:,

- формировать читательскую самостоятельность учащихся ,

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение работать дружно, согласованно, воспитание взаимопонимания, взаимовыручки.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический; технология РКМ (сравнительная таблица, синквейн)

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: карточки, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 4 класс


Ход урока.

1.Вызов

- Начинаем урок литературного чтения

- Ребята, скажите, от чего будет зависеть качество выполняемой работы на уроке?.

- Я вам желаю сегодня на уроке:

Читать – вдумчиво;

Писать – грамотно;

Слушать – внимательно;

Говорить – внятно, доступно.


- Сегодня вы работаете в группах, значит, что вы еще должны помнить?

Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

- Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил:

«Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

-Ученики отвечают:

Я думаю, что прав …

- С каким произведением будем работаем уже не первый урок?

- Почему у детей возник спор? (потому что похоже на сказку и на рассказ)

- Исходя из этого сформулируйте цель урока? (к какому жанру относится произведение)

- Как мы это будем выяснять? (план работы)

2. Осмысление.

-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. (нужно восстановить текст)

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось? Согласны ли остальные группы?

- А теперь сравните с отрывком из произведения.

- Итак, характерные признаки рассказа, сказки мы будем с вами выявлять с помощью плана исследования, который вы видите на экране.

1. Место действия ( нет определенного места, есть определенное место)

2. Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)

3. Герои (живущие в реальной жизни, вымышленные, волшебные)

4. События (реальные, вымысел)

5. волшебство (есть, нет)

6. Повторы, цифра «3»

- А теперь слушайте задание: 1 группа исследует литературный жанр сказку (по сказке «Красная Шапочка», 2 группа – рассказ (Денискины рассказы) и 3 группа исследует по произведению «Серебряное копытце».

У вас на парте лежит план исследования. В скобках даны варианты ответов. Выбираете нужный вариант ответа и заполняете сравнительную таблицу.

Линия сравнения

сказка

рассказ


Где происходят события?

Место неопределенное

Есть определенное место

Есть определенное место

рассказчик

сказочник

Есть, участник события

Есть, участник события

герои

Волшебные, вымышленные

Живущие в реальной жизни

Живущие в реальной жизни, волшебные

события

вымысел

Реальные события

Реальные события,вымысел

волшебство

есть

нет

есть

повторы

есть

нет

есть

- Итак, 1 группа выступает, 2 группа, 3 группа.

- серебряное копытце это рассказ? Сказка? Тогда что?


- Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы все сделали с вами?

урока ответили?

-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки-помощники, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

Вывод: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

- Посмотрите на экран, если это новый жанр, то как он называется?

рассказ + сказка = ?

- Что общего в этих словах?

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

- А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.

- Где происходят события?

- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.

- А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите.

- Прочитайте описание из текста.

- То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок - волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)

- А теперь посмотрите на эти изображения? Кого описывает автор – козлика или оленя. Прочитайте и докажите, что это был олень а не козлик?

- Видимо на Урале их называют козлами.

- А кошка – сказочный персонаж или она обыкновенная? Докажите словами из текста (вдруг Муренка скок туда же…)

- О каких реальных событиях рассказывает нам писатель с помощью сказочных персонажей? О каких драгоценных камнях говорит?

+ Автор поясняет появление камней хризолитов. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков и камнерезов.

- Еще вы отметили, что в сказе встречаются повторы. Назовите их.

- А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?

- Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.

  1. Рефлексия.

- Мы добились цели урока?

- Какие знания вы приобрели?

Оценивание.














Урок по литературному чтению на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" (4 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок – урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология деятельностного  метода обучения, особенность которого  заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока, приемы)

 

Цель: познакомиться с новым литературным жанром  «сказ»

Автор Таминдарова Линиза Мадисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1361
Номер материала 46196
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓