Инфоурок Литературное чтение Другие методич. материалыУрок по литературному чтению на тему

Урок по литературному чтению на тему

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино»

                       Пушкинского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Конспект урока по литературному чтению

                 для учащихся 3 класса

    «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок)

                         А.С.Пушкин

 

 

 

 

 

                                                         подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                       Клюева Алевтина Александровна

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Пушкино   2012

 

 

Цель урока:

  помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма).

 

Задачи:

          образовательный аспект:

- проверить знание детей особенностей народных сказок;

- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение);                                                                                                                   - анализировать текст, ориентироваться в тексте;  

- расширять словарный запас детей;

 

             развивающий аспект:

- способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;

- развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции;

- развивать творческие и артистические способности учащихся;

 

            Воспитательный аспект:

- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии;

- воспитывать уважительное, толерантное  отношение к народам разных национальностей;

- воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.

 

  Оборудование к уроку:

- учебник «Литературное чтение. 3 класс», Э.Кац, М., «Астрель», 2012;

- портрет А.С.Пушкина;

- баннер «У лукоморья»;

- телевизор, DVD;

- диск с м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент);

- реквизит для инсценировки сказок

 

 

                                           Ход урока

 

I. Организационный момент

- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку.

- Поприветствуем гостей, присутствующих на нашем уроке.

- Вы видите к нам пришли герои из разных сказок, и я хочу начать наш урок стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова.

                         Недаром дети любят сказку.

                         Ведь сказка тем и хороша,

                         Что в ней счастливую развязку

                         Уже предчувствует душа.

                         И на любые испытанья

                         Согласны храбрые сердца

                         В нетерпеливом ожиданье

                         Благополучного конца.

- Мы с вами отправимся в сказочное путешествие и наших гостей пригласим.

 

II. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел мы закончили изучать?              / «Народные сказки»/

 

- Почему сказки называются «народные»? /Их сочинил, придумал народ и

                                                передавал  следующим поколениям из уст в уста/

 

- Сказки каких народов мы прочитали?           /русского, литовского,

                                                                 таджикского, китайского, казахского/

 

- Какие особенности присущи народным сказкам?

                                                              /Необычные герои, сказочные животные,

                                                   чудесные предметы, троекратное повторение,

                                                   постоянные сочетания слов, зачин, концовка/

- Чему учат эти сказки?

 

- Давайте перелистаем вновь страницы полюбившихся сказок. Проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из каких сказок они к нам пришли.

 

/Далее следует инсценировка сказок:

1. «Семь Симеонов»: Симеон-младшенький -  Куслов Сергей;

2. «Жаба-королева»: королевич - Кулинич Ярослав;

3. «Птица Кахна»: птица Кахна - Фомина Маша, старик -  Бикеев Слава;

4. «Иван -  крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата -  Костенко Петя,

                                                                        Иванищев Саша, Дудукин Саша,

                                                                       Старушка – Сухова Лада;

5. «Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая – Галащук Арина/

 

                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

- Молодцы, вы очень хорошо знаете народные сказки. Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше.

 

III. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

- Сейчас я прочту стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.

 

Уж небо осенью дышало,                                      Опрятней модного паркета

Уж реже солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.

Короче становился день,                                        Мальчишек радостный народ

Лесов таинственная сень                                        Коньками звучно режет лёд...

С печальным шумом обнажалась…

 

- Кто автор этих строк?                                 /А.С.Пушкин/

 

- Да, это А.С.Пушкин. Родился он в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

 

- С какими ещё произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

 

- Назовите сказки, принадлежащие перу Пушкина?

 

- Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны в стихах) 

- Итак, мы знаем, что Пушкин писал стихи и сказки, т. е. поэтические произведения.

- А чем поэзия отличается от прозы?

 

IV. Усвоение новых знаний.

- Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…».

Наверняка вы его уже читали.

- Что вы знаете об этом произведении?                                                                                  

 

а) - Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести это произведение?                           

                                  (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение)

- Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».

 

- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова?              / В толковом словарике в конце учебника /

- Давайте посмотрим.

                                         / Дети говорят, что в словарике нет объяснения

                                         этого слова /

- Как быть? Где будем смотреть?

                                         / У нас есть толковый словарь С.И.Ожегова.

                                            Посмотрим в этом словаре /

Учитель делит класс на 7 команд.

- Какая группа быстрее найдет объяснение слова «ПОЭМА»?

/ Дети работают в группах.

Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему./

 

- Будем читать про лукоморье. А что это такое?   /работа со сноской/

- Подберите синонимы и антонимы к словам НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.

- Какие значения может иметь слово ЗАВОДИТЬ?    /работа со словарём синонимов/

б)- Послушайте отрывок из поэмы.    /читает учитель/

 

 V. Первичная проверка восприятия.

- Каким поэт изобразил лукоморье?         /Сказочным, таинственным,

                                                                   загадочным, волшебным/

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

 

                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

VI. Закрепление знаний.

/Чтение поэмы хорошо читающими учениками/

а) Словарная работа

- Какие непонятные слова вам встретились ?

- Объясним значение слов:

ДОЛ

МИМОХОДОМ

ПЛЕНЯЕТ

ЧАХНЕТ

ПОВЕДАТЬ

ЗЛАТАЯ (ЦЕПЬ)

БРЕГ (ПЕСЧАНЫЙ)

ЧРЕДОЙ (ВЫХОДЯТ)

б) Выборочное чтение, работа с иллюстрацией

/Поочередно учитель открывает фрагменты баннера «У лукоморья», а учащиеся находят в тексте отрывки к этим иллюстрациям/

в) Работа над структурой и эмоциональным строем текста

- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?   /2 части/

- О чем говорится в первой части?  /Описывается, где и когда происходят

                                                           события сказочного мира/

- Прочитаем первую часть.

- Что вы можете сказать о второй части?   /Она большая, в ней перечисляются

                                                       герои и чудеса, которые  с ними происходят/

- Перечитаем вторую часть.

г) Работа над расстановкой пауз; выделение логического ударения

/Учитель обращает внимание детей на интонацию перечисления и расстановку пауз в последних пяти строчках отрывка/

д) Просмотр клипа

- Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

 

 

VII.Итог.

- Вступление к какому произведению мы с вами сегодня читали?

                                                                                  / «Руслан и Людмила»/

- К какому литературному жанру относится это произведение?

                                                                                / Поэма /

VIII.Рефлексия.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Опишите свое настроение от прочитанного произведения.

IX.Домашнее задание.

- Выучить отрывок наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос

 

 

 

 

 

                Список использованной литературы.

 

1. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь – справочник по литературному чтению. 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс: учебник: Ч. 1 – М.: АСТ: Астрель, 2011.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Рус.яз., 1988.

4. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

5. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

                                                                        

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель данного урока помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести детей к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма).Задачи:

          образовательный аспект:

- проверить знание детей особенностей народных сказок;

- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение);                                                                                                                   - анализировать текст, ориентироваться в тексте;  

- расширять словарный запас детей;

 

             развивающий аспект:

- способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;

- развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции;

- развивать творческие и артистические способности учащихся;

 

            Воспитательный аспект:

- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии;

- воспитывать уважительное, толерантное  отношение к народам разных национальностей;

- воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока по литературному чтению "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (3 кл.)
  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Александр Сергеевич Пушкин
  • 19.09.2020
  • 421
  • 6
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Конспект урока по литературному чтению, «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» (3 класс)
  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Александр Сергеевич Пушкин
  • 13.08.2020
  • 688
  • 7
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Презентация - тестирование (с поддержкой макросов) по литературному чтению на тему "А. С. Пушкин - биография, стихотворения" - 3 класс
  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Александр Сергеевич Пушкин
  • 09.07.2020
  • 669
  • 50
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 559
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Клюева Алевтина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Клюева Алевтина Александровна
    Клюева Алевтина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 78
    • Всего просмотров: 214883
    • Всего материалов: 69

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе