Тема: «Сравнительный
анализ сказок «Два жадных медвежонка»(Венгерская сказка) и «Как барсук и куница
судились»(Корейская сказка).
УМК «Перспективная начальная школа»
1
Тема: «Сравнительный анализ сказок
«Два жадных медвежонка» (Венгерская сказка) и «Как барсук и куница
судились»(Корейская сказка).
Вид урока: урок изучения нового
произведения
Цель урока: продолжить знакомство со
сказками народов мира, формировать читательские умения у детей при работе с текстом,
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность,
расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать,
сопоставлять и другие операции мышления;
Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной
нагрузки художественного произведения.
Задачи в формировании УУД
Образовательные и познавательные УУД:
1. познакомить
учащихся с венгерской народной сказкой
«Два жадных медвежонка»
и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»
2. формировать
умение анализировать литературный текст;
3. совершенствовать
навыки скоростного чтения.
Развивающие:
4. развивать
образное мышление, речь;
5. совершенствовать
навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
6. воспитание
норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного
произведения .
Коммуникативные УУД:
-Работать с соседом по парте, распределять между собой роли,
выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.
Оборудование:
·
учебник «Литературное чтение»,авт.Чуракова Н.А.(УМК «ПНШ»)
·
Проекты учащихся «Литературная копилка»;
·
Мультимедийное оборудование
·
плакаты с анаграммой
·
выставка книг сказки народов мира;
·
презентация урока.
Планируемые
результаты. Обучающиеся получат возможность
продолжить обучаться правильному и выразительному чтению целыми
словами,учитывая индивидуальный темп чтения.;
-характеризовать
героев сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.
-определять
тему текста по содержанию;
-высказывать
оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
-самостоятельно
работать со словарём.
2
3
Эпиграф урока:
« Ученье
без размышления
бесполезно,
но и размышление
без ученья опасно»
КОНФУЦИЙ.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
I.
Оргмомент
|
Пора, друзья ,урок начать,
Ведь дорога минута каждая.
Нас дело ждёт немаловажное…Мы будем сказки изучать.
- Вчитайтесь и задумайтесь над смыслом высказывания
Конфуция.
- О чём он предупреждает?
- Я надеюсь,что вы,ребята, будете продолжать и учиться, и
размышлять.
|
Дети слушают учителя,
Размышляют о смысле сказанного в эпиграфе урока.
|
А)Дыхательная
гимнастика.
II.
Повторение пройденного материала
|
Дыхательная гимнастика, речевая разминка.
«Правильно ,складно,красиво учимся мы говорить»ИГРА «Эхо».
Д: Ко-ко-ко ко-ко-ко
М: Там рыбак недалеко
Д:ке-ке-ке ке-ке-ке
М:Ловит рыбу на Оке
М:ко-ко-ко ко-ко-ко
Д:Рыба ловится легко
М:ка-ка-ка ка-ка-ка
Д: есть улов у рыбака
Игра «Вспомни и назови»
Дети читают отрывки из сказок со слайда№5
1. – Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня.
2. – У тебя доброе сердце, поэтому и ходить ты должен в красивой
одежде.
3. – Брал он орехи только с одного кедра.
4. Разрисовала ему шкуру чёрными узорами.(слайд)
Вывод:
Сказка – рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном,
фантастическом.
(слайд).
|
Приняли позу «ПРИГОТОВИЛИСЬ К РАБОТЕ»(здоровьесбережение)
Ученики должны вспомнить и назвать произведения.
|
III.
Вступительная
беседа
|
- Сегодня мы познакомимся с Венгерской сказкой «Два жадных
медвежонка».
(- №6),7
- И сейчас посмотрим,из какой страны пришла эта
сказка, познакомимся с достопримечательностями Венгрии.(№8-11)
1.Учитель показывает фотографии Венгрии.
2. – А сейчас начнём читать Венгерскую народную сказку
«Два жадных медвежонка».
3.Первичные знания о медведях.(№
4. Словарная работа перед первичным чтением сказки:
- для того чтобы понять смысл сказки давайте попытаемся
объяснить значение некоторых слов:
-пойти по белу свету;
-наказала им;
- чащоба;
- плутовка;
- с укоризной.
(приложение 3).
|
Беседа о Венгрии по слайдам
Дети находят значения слов в Толковом словаре.
Придумывают синонимы к этим словам произносят вслух.
|
III.
Работа над произведением, анализ
произведения
|
Учитель читает сказку «Два жадных медвежонка».Игра
«БУКСИР».Читает учитель(умышленно меняет слова в тексте, дети замечают
ошибки). После учителя читают хорошо читающие ученики.
1. Беседа по прочитанному.
1)-Почему медвежата ушли из
дома?
2)Какой наказ дала старая медведица медвежатам?
3)Что нашли медвежата в дороге?
4)Что они хотели сделать с сыром?
5)Как лиса помогла им делить сыр?
6) За что были наказаны медвежата?
- Кого осуждает сказка Лису или Медвежат?
- В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого
вызывает одобрение?
Учитель читает пословицы.
Задание – выбрать пословицу для сказки.
(приложение 4)
|
Дети слушают учителя,следят за чтением приняв правильную позу во
время чтения(здоровьесберегательные технологии)
Дети отвечают на вопросы учителя.
Диалог-рассуждение.
Выбор пословицы, которая выражает основную мысль сказки.
|
|
|
|
IV.
Физкультминутка
|
Руки за спину, головки назад,
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим-на парту гляди,
И снова наверх- где там муха летит?
Глазами повертим, поищем её.
И снова читаем. Немного ещё.
|
Дети выполняют упражнения,направленные на снятие напряжения в
теле и на глаза(здоровьесбережение) .
|
V .Знакомство со сказкой «Как барсук и
куница судились»
Анализ произведения
|
1.Словарная работа:
-кто такой барсук? (барсук-хищное млекопитающее семейства
куньих,ложится в зимнюю спячку Куница?(слайды)куница-хищница. Питается
белками ,мелкими мышевидными грызунами,птицами,насекомыми. Куницы ведут
ночной образ жизни.
-находка?
2Чтение сказки по цепочке.(до черты)
Вопросы по восприятию:
Учебник,с 77 Завершение чтения.
Сравнительный анализ
- вопросы,с 77
Похожи ли между собой эти истории?
Вывод:главное
сходство между сказками даже не в том,что судьёй является лиса, а в том,что
двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего,обращаются к нему
за помощью, а он их обманывает.
|
Дети в толковом словаре находят слово КУНИЦА.
Находят художественные приёмы из произведения.
|
VI.
Продолжение работы со сказкой.
VII. Итог урока, оценки.
Напутствие учителя.
|
2. Чтение сказки учащимися по ролям.Игра «ТЕАТР»(уч-ся
предварительно договариваются в парах,учитель-«режиссёр», назначает роли
учащимся- «актёрам»)
3. Работа с проектом «Литературная копилка». (1.Это проверка
домашнего задания).2.Выбираем и выписываем фразы,устойчивые выражения,
художественные приёмы из обеих сказок.
- Как вы относитесь к Медвежатам?А к барсуку и кунице?
- Когда переживали?
- Что поняли?
Какой вывод можно сделать?(Не будь жадным,а то будешь
наказан)
ИГРА-ПИКТОГРАММА:
ЛОДМОЫЦ,ТЯБЕРА!
ПУСТЬ
КНИГИ ДРУЗЬЯМИ ЗАХОДЯТ В ДОМА. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
|
Читают свои проекты.
(метод
проектов)
|
VIII. Домашнее задание
|
- Выразительное чтение сказок.(по ролям)
- Найти информацию о Корее.
-Продолжить работу с «Литературной копилкой».
|
|
(Приложение
* СЛАЙДЫ*)
1. Тема
урока.
2. Эпиграф
урока.
3. Речевая
разминка.
4. Игра
«Вспомни и назови»
5. Вывод:Сказка
– рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном,
фантастическом. Если у сказок есть автор, такие сказки называют литературными
или авторскими.
6-Обложка
книги.
7-Два
живых медвежонка.
8-Фотографии
Венгрии.№№8,9,10,11
12-словарная
работа.
13-Текст
пословиц.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.