Формирование способности воображения на
материале русской народной сказки «Лиса и Журавль».
Возраст учащихся:
8 лет (2 класс).
Тип содержания образования:
Мыследеятельностное. Традиционная педагогика
и существующие на сегодняшний день учебные программы не позволяют развивать у
детей способности мышления и действия. Мыследеятельностная педагогика
ориентирована на формирование способностей воображения, различения, понимания,
рефлексии, организации действия у всех детей, а не только у одарённых.
Технология, обеспечивающая освоение
содержания:
Технология работы по формированию способности
воображения на материале русских народных сказок:
1. Выявление отсутствия у детей способа
действия в жизненных ситуациях и подбор соответствующей сказки;
2. Знакомство детей со сказкой;
3. Постановка вопроса по выявлению первичного
понимания содержания сказки;
4. Разыгрывание сказки по ролям с вопросами и
обсуждением характеров героев, мотивов и причины их действий;
5. Схематизация способов действия героев;
6. Придумывание новых способов действия,
основанных на жизненном опыте детей;
7. Проверка построенных способов на
реализуемость в сюжете сказки и в жизненных ситуациях, достраивание способов;
8. Схематизация нового способа действия;
9. Перенос нового способа действия в жизненные
ситуации.
Единица содержания (дидактическая единица):
Единицей содержания является прирост,
происходящий у учащихся, в способностях понимания и воображения. В способности
понимания: от понимания сюжета дети переходят к пониманию идеи произведения,
учатся различать сюжет и содержание. В способности воображения: появляется
новый осознанный опыт действия (способ действия по предотвращению конфликта).
Место осваиваемой дидактической единицы в
системе других единиц:
Место дидактической единицы можно
рассматривать как этап в системе других единиц данного содержания образования.
Учебный материал:
На уроке дети знакомятся с текстом русской
народной сказки «Лиса и Журавль». Основным предметом обсуждения является вопрос
«Почему Лиса и Журавль поссорились?» Первичное и последующие понимания причины
возникновения конфликта коллективно схематизируются.
Новый способ действия - предотвращение
конфликта также фиксируется в виде схемы:
Деятельность, в которую включаются учащиеся:
1. Выдвижение версий ответа на вопрос «Почему
Лиса и Журавль поссорились?» Их аргументация.
2. Схематизация причин появления конфликта.
3. Придумывание способа предотвращения
конфликта и его проверка на реализуемость в ходе разыгрывания сказки.
4. Схематизация нового способа действия.
5. Применение нового способа действия в
жизненных ситуациях.
Подведение итогов занятия:
При подведении итогов занятия дети фиксируют
построенный способ действия предотвращения конфликта. Ученики примеряют новый
способ действия к прожитым ранее ситуациям и определяют его значимость для
коллектива в целом и каждого члена в отдельности.
Изложение сценария занятия в произвольной
форме:
После чтения сказки «Лиса и Журавль» детям
было предложено ответить на вопрос «Почему Лиса и Журавль поссорились?» Ученики
определили виновником конфликта Лису. В данной сказке, как и во многих других,
она является отрицательным героем: всегда хитрит и обманывает. Однако у одной
девочки возникло иное мнение. Инесса считала, что Лиса просто не догадалась
подать угощенье в другой посуде. Дети наперебой пытались опровергнуть новую
версию, но аргументы были весьма серьёзны: 1. «Сказка начинается со слов
«Подружились Лиса с Журавлём…», а друзья не хитрят друг перед другом»; 2.
«Может быть, у Лисы не было другой посуды».
После разыгрывания данного варианта сказки
мнения о виновнике конфликта разделились. Первая группа придерживалась
традиционного понимания сказки. Поступок Лисы расценивался, как отрицательный
(обманула), а действия Журавля рассматривались, как положительные (проучил).
Вторая группа рассматривала поступок Лисы, как положительный (пригласила в
гости, была приветлива), а Журавля – отрицательный (обиделся, умышленно сделал
неприятное). Свои версии появления конфликта дети изобразили схематично.
Ученикам было предложено вспомнить, всегда ли
у них в похожих ситуациях получается не поссориться с другом. Дети часто
совершают проступки по недомыслию, по невнимательности к окружающим, не
задумываясь над последствиями. Даже, зная элементарный способ избегания
конфликта в подобных ситуациях, зачастую просто забывают им воспользоваться.
После обсуждения близких детям жизненных
ситуаций, я предложила изменить и разыграть сюжет таким образом, чтобы Лиса и
Журавль смогли избежать конфликта. Вторая группа детей прокомментировала
действие следующим образом: «Лиса старалась для друга, но у неё не получилось.
Журавль решил не проучить, а научить подругу быть внимательной. Лиса же смогла
признать свою ошибку и исправить её. Действия Журавля были признаны более
удачными, чем в исходной сказке. В результате – конфликта между героями не
произошло.
Попытки перестроить сюжет с традиционно
принятой «хитрой» Лисой вызвали у детей первой группы серьёзные затруднения.
«Журавль» никак не мог придумать, как, не создав конфликта, «вывести Лису на
чистую воду». Некоторые уже были готовы «обидеться» на неё, но способа к
разоблачению никак не находилось. Наконец один мальчик попросил разрешения
выйти на «сцену». «Хитришь, Лиса», - с улыбкой, погрозив пальчиком, тихо
произнёс новый «Журавль», - «Если хочешь дружить, так будь честной». «Прости,
голубчик. Виновата. Это всё старые привычки…Больше хитрить не буду, - протяжным
голосом произнесла «Лиса». Все дети зааплодировали. Был найден новый способ
действия, и это было настоящей победой!
После совершённого открытия ученикам было
предложено вернуться к первой схеме. Дети внесли изменение. Теперь в традиционном
понимании сказки действия Журавля также расценивались, как отрицательные
(обиделся, воспользовался хитростью, отомстил).
Новый способ действия – предотвращение
конфликта также был зафиксирован в виде схемы.
Все сделали вывод, что друзья должны быть
внимательными друг к другу, доброжелательными. «Обида» - верный путь к
конфликту. Нужно научиться побеждать в себе это чувство. Лучший способ не
поссориться с другом – понять причину его проступка, дать возможность осознать
его и признать, научиться прощать.
Примерив новый способ действия к прожитым
ранее ситуациям, дети смогли определить его значимость для коллектива в целом и
каждого члена в отдельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.