Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению 2 класс "Лиса и журавль "

Урок по литературному чтению 2 класс "Лиса и журавль "

Скачать материал

 Формирование способности воображения на материале русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Возраст учащихся:

8 лет (2 класс).

Тип содержания образования:

 Мыследеятельностное. Традиционная педагогика и существующие на сегодняшний день учебные программы не позволяют развивать у детей способности мышления и действия. Мыследеятельностная педагогика ориентирована на формирование способностей воображения, различения, понимания, рефлексии, организации действия у всех детей, а не только у одарённых.

Технология, обеспечивающая освоение содержания:

 

 Технология работы по формированию способности воображения на материале русских народных сказок:

1. Выявление отсутствия у детей способа действия в жизненных ситуациях и подбор соответствующей сказки;

2. Знакомство детей со сказкой;

3. Постановка вопроса по выявлению первичного понимания содержания сказки;

4. Разыгрывание сказки по ролям с вопросами и обсуждением характеров героев, мотивов и причины их действий;

5. Схематизация способов действия героев;

6. Придумывание новых способов действия, основанных на жизненном опыте детей;

7. Проверка построенных способов на реализуемость в сюжете сказки и в жизненных ситуациях, достраивание способов;

8. Схематизация нового способа действия;

9. Перенос нового способа действия в жизненные ситуации.

Единица содержания (дидактическая единица):

 Единицей содержания является прирост, происходящий у учащихся,  в способностях понимания и воображения. В способности понимания: от понимания сюжета дети переходят к пониманию идеи произведения, учатся различать сюжет и содержание. В способности воображения: появляется новый осознанный опыт действия (способ действия по предотвращению конфликта).

Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц:

 

 Место дидактической единицы можно рассматривать как этап в системе других единиц данного содержания образования.

Учебный материал:

 На уроке дети знакомятся с текстом русской народной сказки «Лиса и Журавль». Основным предметом обсуждения является вопрос «Почему Лиса и Журавль поссорились?» Первичное и последующие понимания причины возникновения конфликта коллективно схематизируются.

 Новый способ действия - предотвращение конфликта также фиксируется в виде схемы:

 

Деятельность, в которую включаются учащиеся:

 

 1. Выдвижение версий ответа на вопрос «Почему Лиса и Журавль поссорились?» Их аргументация.

2. Схематизация причин появления конфликта.

3. Придумывание способа предотвращения конфликта и его проверка на реализуемость в ходе разыгрывания сказки.

4. Схематизация нового способа действия.

5. Применение нового способа действия в жизненных ситуациях.

Подведение итогов занятия:

 

 При подведении итогов занятия дети фиксируют построенный способ действия предотвращения конфликта. Ученики примеряют новый способ действия к прожитым ранее ситуациям и определяют его значимость для коллектива в целом и каждого члена в отдельности.

Изложение сценария занятия в произвольной форме:

 

 После чтения сказки «Лиса и Журавль» детям было предложено ответить на вопрос «Почему Лиса и Журавль поссорились?» Ученики определили виновником конфликта Лису. В данной сказке, как и во многих других, она является отрицательным героем: всегда хитрит и обманывает. Однако у одной девочки возникло иное мнение. Инесса считала, что Лиса просто не догадалась подать угощенье в другой посуде. Дети наперебой пытались опровергнуть новую версию, но аргументы были весьма серьёзны: 1. «Сказка начинается со слов «Подружились Лиса с Журавлём…», а друзья не хитрят друг перед другом»; 2. «Может быть, у Лисы не было другой посуды».

После разыгрывания данного варианта сказки мнения о виновнике конфликта разделились. Первая группа придерживалась традиционного понимания сказки. Поступок Лисы расценивался, как отрицательный (обманула), а действия Журавля рассматривались, как положительные (проучил). Вторая группа рассматривала поступок Лисы, как положительный (пригласила в гости, была приветлива), а Журавля – отрицательный (обиделся, умышленно сделал неприятное). Свои версии появления конфликта дети изобразили схематично.

Ученикам было предложено вспомнить, всегда ли у них в похожих ситуациях получается не поссориться с другом. Дети часто совершают проступки по недомыслию, по невнимательности к окружающим, не задумываясь над последствиями. Даже, зная элементарный способ избегания конфликта в подобных ситуациях, зачастую просто забывают им воспользоваться.

После обсуждения близких детям жизненных ситуаций, я предложила изменить и разыграть сюжет таким образом, чтобы Лиса и Журавль смогли избежать конфликта. Вторая группа детей прокомментировала действие следующим образом: «Лиса старалась для друга, но у неё не получилось. Журавль решил не проучить, а научить подругу быть внимательной. Лиса же смогла признать свою ошибку и исправить её. Действия Журавля были признаны более удачными, чем в исходной сказке. В результате – конфликта между героями не произошло.

Попытки перестроить сюжет с традиционно принятой «хитрой» Лисой вызвали у детей первой группы серьёзные затруднения. «Журавль» никак не мог придумать, как, не создав конфликта, «вывести Лису на чистую воду». Некоторые уже были готовы «обидеться» на неё, но способа к разоблачению никак не находилось. Наконец один мальчик попросил разрешения выйти на «сцену». «Хитришь, Лиса», - с улыбкой, погрозив пальчиком, тихо произнёс новый «Журавль», - «Если хочешь дружить, так будь честной». «Прости, голубчик. Виновата. Это всё старые привычки…Больше хитрить не буду, - протяжным голосом произнесла «Лиса». Все дети зааплодировали. Был найден новый способ действия, и это было настоящей победой!

После совершённого открытия ученикам было предложено вернуться к первой схеме. Дети внесли изменение. Теперь в традиционном понимании сказки действия Журавля также расценивались, как отрицательные (обиделся, воспользовался хитростью, отомстил).

Новый способ действия – предотвращение конфликта также был зафиксирован в виде схемы.

Все сделали вывод, что друзья должны быть внимательными друг к другу, доброжелательными. «Обида» - верный путь к конфликту. Нужно научиться побеждать в себе это чувство. Лучший способ не поссориться с другом – понять причину его проступка, дать возможность осознать его и признать, научиться прощать.

Примерив новый способ действия к прожитым ранее ситуациям, дети смогли определить его значимость для коллектива в целом и каждого члена в отдельности.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению 2 класс "Лиса и журавль ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

 

образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;

воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

 

Оборудование:

Текст сказки с заданием и пословицей, напечатанный на отдельном листе для каждого ребёнка (см. Приложение 1).

Пособие “Солнце дружбы” (см. Приложение 2).

Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. Приложение 3).

Плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного (см. Приложение 4).

Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 593
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скойбеда Татьяна Афанасьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скойбеда Татьяна Афанасьевна
    Скойбеда Татьяна Афанасьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 653
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов