- 30.09.2020
- 655
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок литературы в 9 классе "Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова"
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели урока: расширить знания учащихся о лирическом герое; раскрыть тему жизни и смерти в лирике поэта; понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, презентация к стихотворениям.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
II. Целеполагание.
III. Фронтальная беседа.
-Назовите основные темы и мотивы в лирике Лермонтова. (Свободолюбивая лирика, гражданская лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика)
-Какое настроение чаще всего преобладает в стихотворениях поэта? (Грусть, одиночество, тоска)
IV. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Валерик» или «Как часто пестрою толпою окружен…» или «Сон».
V. Беседа по теме урока.
-Назовите вечные темы в мировой литературе (тема жизни и смерти, взаимоотношения поколений, любовь и ненависть ит. д.).
-Тема жизни и смерти - вечная во всей литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Вот некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "Смерть" и другие .
VI. Работа в группах.
1 группа
Анализ стихотворения «Валерик».
Необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. "С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста "Журнала военных действий" и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами "Журнала военных действий" видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения "Журнала" и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова.
Вопросы и задания к стихотворению "Валерик" (1840)
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: . В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического "я" особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, "прозаической" речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
2 группа
Анализ стихотворения «Сон».
Вопросы и задания к стихотворению "Сон" (1841)
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический герой и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который "в родимой стороне" видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
VII. Итог урока.
-Что общего в стихотворениях, которые мы проанализировали?
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни.
Домашнее задание - прочитать статью в учебнике о поэзии Лермонтова.
6 663 264 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зубакина Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.