Урок на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность»
«Кто стремится к великой цели, тот уже не должен думать о себе»
( И.С. Тургенев)
Цели урока: 1. Обсудить прочитанное произведение, упорядочить факты из
жизни Г.Я. Седова и экспедиции к Северному полюсу.
2. Показать историческое значение Архангельска в исследовании
Арктики.
3. Развивать умения учащихся строить развёрнутый,
аргументированный ответ, оценивать поступки героев.
4. Способствовать развитию интереса к чтению, истории родного
края
3. Воспитывать чувство уважения к людям, готовым
на любые жертвы ради славы России, чувство
Ход урока:
Вступление учителя: Ещё в октябре, в преддверии 300-летия М.В. Ломоносова, вам была предложена повесть Игоря Чеснокова «Иду в неизвестность», которая вошла в Ломоносовскую библиотеку, выпущенную к этой знаменательной для всей России и , конечно, для нас, земляков Михаила Васильевича дате. Эта книга современного автора написана для детей и юношества. А мне кажется, все восьмиклассники должны с ней обязательно познакомиться, потому что на уроках географии вы изучаете российскую Арктику, немного касались и вклада Георгия Седова в её исследование, а ещё 2012 год- это год 100-летия, начала экспедиции Седова к Северному полюсу.
Показ видео «Арктика» На фоне музыки слова
Арктика- с географической точки зрения – это самый северный район нашей планеты, в пределах которого простирается Северный Ледовитый океан и арктические острова. Арктика- это царство вечных снегов и льдов, которые словно панцирь укрывают океанские глубины и горные хребты. Это туманы и ледяной морозный воздух, плотной пеленой встающие на пути кораблей в любое время года. Морозы в 30 - 40 градусов, пронизывающие ветры, которые и сегодня крайне затрудняют освоение и исследование этих территорий- это обычные явления здешних мест.
Природа Арктики сурова, но завораживающе красива. Всеми цветами радуги вспыхивают в полярной ночи сполохи северного сияния.
Но как радуют первые лучи пусть не греющего, но такого долгожданного солнца.
Хозяин здешних мест- белый медведь. Встреча с этим хищником опасна для человека.
Лишь на короткое время в более низких широтах тают снега и льды.
Только отчаянно смелые и беззаветно любящие крайний Север люди отправлялись на в Арктику, к Серному полюсу, чтобы присоединить новые территории и славу своей родине.
Итак, повесть прочитана, что бы вы хотели сегодня предложить для обсуждения, о чём поговорить?
Детство и жизнь Г. Седова до экспедиции великая цель ( качества характера)
Начало экспедиции, трудности
Зимовки на Новой Земле и Земле Франца Иосифа
Путь к полюсу- последние дни жизни
Любовь в жизни Седова.
Сообщение учащегося на тему «Биография Г.Я. Седова»
- Какие качества характера позволили сыну рыбака стать капитаном, выдающимся исследователем и первооткрывателем? ( Величайшая целеустремлённость, трудолюбие, жажда познания неизведанного, умение не пасовать перед трудностями, выносливость )
- Назовите дату начала экспедиции? ( 27 августа 1912 года)
- Как восприняли архангелогородцы это событие?
С. 14 Седов во время отправления экспедиции
- Кто рядом с Седовым во время отправления экспедиции? Какие чувства и мысли?
С. 22-23 зачитать
- Что и почему беспокоит Георгия Яковлевича?
- позднее отправление экспедиции- слишком мало времени, чтобы добраться до ЗФИ, где намечена зимовка;
- команда собрана в последний момент, мало опытных моряков, много случайных людей;
Какие новые неприятности обнаруживаются уже в первые дни экспедиции?
- Треска и солонина, поставленные в последний момент оказались протухшими;
- Разлилась единственная бочка машинного масла ( восполнили на одном из маяков);
- собаки не приспособлены к работе в условиях крайнего Севера ;
- обшивка «Св. великомученика Фоки» в местах снесённых перегородок очень тонка, что
может привести в любой момент к гибели ( поэтому хозяин и прежний капитан Дикин
отказался отправиться в экспедицию; в случае затопления застрахованного судна всё
можно списать на льды и шторма);
- Судно старое, не всегда хватало мощности противостоять штормам.
- Часть экипажа оказалась больна .
Начало октября- «Фока» во льдах. Первая зимовка
Какая подготовка была проделана командой?
Седов ставит 2 задачи в области исследований:
- съёмка побережья, уточнение карт;
- исследование внутренних районов Новой Земли- там никто ещё не был.
Вместо физминутки будем отвечать на вопросы. Если Вы утвердительно ответили бы на заданный вопрос- вам необходимо встать, если отрицательно- сесть.
- Кушаков отвечал за хозяйство на корабле? (ДА)
- По профессии он был врач? (НЕТ- ветеринар)
- Седов для поднятия настроения устраивал праздники? (ДА)
- Полярники подобрали и стали выхаживать двух белых медвежат? (НЕТ – ТРЁХ)
ВАСЬКА, ТОРОС , ПОЛЫНЬЯ
- Было сформировано три группы по изучению Новой Земли? ( ДА)
- Седов был недоволен тем, как группы справились с поставленными задачами? (НЕТ)
- Самочувствие некоторых членов экипажа ухудшалось? (ДА)
- Седов не мог ничем помочь заболевшим! (НЕТ)
Стр 159- 167 Как отмечали праздник на «Фоке»?
Подготовка к переходу на ЗФИ ( заготовка дров, мяса- охота на медведя)
Стр. 184-185- зачитать
«Большинство зимовщиков, вялых и бледных, с радостью заметили положительные перемены в себе после появления солнца. Теперь улыбки на лицах стали появляться чаще, несмотря на туманы, висевшие над бухтой вот уже три недели…»
Георгия Яковлевич отправляет письмо Вере с пятью членами экипажа, чьё самочувствие и само пребывание не считает необходимым.
Капитана Захарова он отправляет под предлогом необходимости доставить результаты исследований побережья, уточнённые карты и т.д.
Также он отправляет письмо в комитет, в котором просит послать судно к мысу Флора ЗФИ с углём, провизией и собаками. Седов в письме просит Веру ускорить, подтолкнуть отправление судна для его экспедиции.
К ЗФИ смогли выйти только в начале сентября, но для этого пришлось выкалывать канал во льдах.
- судно останавливается тёмными ночами;
- на 5-е сутки кончился уголь, дров мало…
- Пинегин передаёт Седову мнение офицеров. Каково было предложение?
С 204- 205 зачитать
Непросто давалось это решение Седову, автор показывает его душевное состояние, размышления….- Рассказ учащегося.
ЗФИ . Остров Гукера- новая зимовка.
- Нашла ли экспедиция на ЗФИ то, что ожидала?
- Как справлялись со сложностями?
(- использовали моржовое мясо, сало в том числе и для отопления;
- почти не выходили из корабля- вся жизнь проходила на судне;)
Затеял подготовку к Новому году. Что на этот раз придумал Георгий Седов? ( строительство снежного дворца)
Седов в ясную погоду вычислил координаты корабля- 80 гр 19 мин С.Ш. 52 гр. 43 мин. В.Д.- до полюса 1076 км
Заболел Седов: температура, слабость, распухли и болели ноги, но он крепился изо всех сил.
Письмо Вере:
Заметил, что и люди, и собаки стали раздражительнее
- Кого берёт с собой к полюсу?
( Линника и Шуру Пустошного).
зачитать с 256
15 февраля 1914 г. Георгий Седов со своими спутниками отправляется к полюсу. Рассказ учащегося о попытке Седова достичь Северного полюса и последних днях его жизни.
Возвращение экспедиции на большую землю.
Домашнее задание: написать сочинение – размышление на тему «Г.Я. Седов. В стремлении к великой цели…»
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Урок на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность» Цели урока: Обсудить прочитанное произведение, упорядочить факты из жизни Г.Я. Седова и экспедиции к Северному полюсу. Показать историческое значение Архангельска в исследовании Арктики. Развивать умения учащихся строить развёрнутый, аргументированный ответ, оценивать поступки героев. Способствовать развитию интереса к чтению, истории родного края. Воспитывать чувство уважения к людям, готовым на любые жертвы ради славы России. Повесть Игоря Чеснокова «Иду в неизвестность»вошла в Ломоносовскую библиотеку, выпущенную к 300-летию М.В. Ломоносова. Это книга современного автора написана для детей и юношества. А мне кажется, все восьмиклассники должны с ней обязательно познакомиться, потому что на уроках географии вы изучаете российскую Арктику, немного касались и вклада Георгия Седова в её исследование, а ещё 2012 год- это год 100-летия, начала экспедиции Седова к Северному полюсу.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 17.11.2014 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 991 |
Номер материала | 1643 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: