Инфоурок Литература Другие методич. материалыУрок по литературе на тему"Введение в мир фольклора. Детский фольклор."(5класс)

Урок по литературе на тему"Введение в мир фольклора. Детский фольклор."(5класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Персональный урок Павлова С.В..docx

Тема: Введение в мир фольклора. Детский фольклор.

Класс: 5

Место работы: Г. Магнитогорск, МОУ СОШ №61

Учитель: Павлова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Учебник: Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. Автор-составитель В. Я. Коровина и др.

Тип урока: Комбинированный .

Методы и приемы: работа с презентацией, слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа.

Цель: Введение понятия фольклора и различия разных жанров фольклора.

Задачи:

 1. Образовательная: дать представление о фольклоре, о жанрах фольклора и их различиях.

2. Развивающая: развивать навык самостоятельной работы со статьей, умение выделять главное и делать выводы.

3. Воспитательная: содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру.

Ход урока.

1) Организационный этап.

(Приветствие, контроль укомплектованности рабочего места учащихся (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка) и учителя, последняя проверка оборудования для работы на уроке)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя (СУ): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Как звучит наша тема? Знакомы ли вам слова, записанные в теме? Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня?

(Ученики совместно с учителем формулируют  цель урока, учитель проговаривает образовательную и развивающую задачи)

3) Актуализация знаний.

Работа с презентацией.

СУ: Итак, что же такое фольклор?! (слайд№2). Фольклор или (более знакомое для нас)устное народное творчество - (в переводе с англ. folklore — «народная мудрость») обозначает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.

Вопрос учителя (ВУ): Как вы понимаете выражение «передается из поколения в поколение»? Запишите определение фольклора в тетрадь.

4) Первичное усвоение новых знаний.

СУ: (Слайд №3) Теперь давайте  рассмотрим особенности фольклора.

1.      Много раз изменялся.

ВУ: Как вы думаете, с чем это связано? Почему фольклор много раз изменялся? ( Ф. существует очень давно и множество раз был  преобразован новыми и новыми рассказчиками).

1.      Помогает узнать, как жили наши предки.

ВУ: Каким образом, по-вашему, фольклор помогает узнать об этом? (Благодаря, например, народным песням и сказкам ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время).

2.      Передавали  из уст в уста.

ВУ: Как вы понимаете это выражение? (т.е. устно).

3.      Отсутствие известного автора.

ВУ: Чем это можно объяснить? кого можно считать автором фольклора? (автором Ф. можно назвать весь народ).

4.      Показывает особенности народа.

ВУ: Как вы понимаете это высказывание? Перекликается ли эта особенность со второй? (Ф. отображает индивидуальные особенности каждого народа, его отличие от других)

СУ: Запишите их в тетрадь.  И не забывайте! (Слайд №4) В каждой стране свой фольклор, и у каждого народа он особенный.

5) Первичная проверка понимания

СУ: Молодцы! теперь настало время немножко отдохнуть, и я предлагаю вам разгадать загадки. (Слайды 5,6,7)

(Ученики разгадывают загадки).

СУ: Но обратите внимание, что каждая первая загадка на слайде относится к французскому фольклору, а вторая - к русскому. Заметили ли вы различия?

6) Первичное закрепление

СУ: (Слайд 8) А теперь давайте рассмотрим жанры фольклора. Как видите жанров много, но наша цель сегодня познакомиться с детским фольклором.

Задание учителя(ЗУ): Мы уже многое узнали, а сейчас настало время  самостоятельно поработать с учебником. У каждого из вас на столе лежат домики. Как они называются? (Детские жанры фольклора). Как вы думаете почему они так называются и что мы можем к нему отнести (Детский, потому что придуман для детей, к нему мы можем отнести загадки, скороговорки, приговорки, заклички, считалки, колыб.песни и т.д. ).

Итак, ваша задача заселить этот домик. А поможет вам статья из учебника на стр.7-8.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

 

 

 


Детские жанры фольклора

ДЖФ

Описание

1.      Колыбельные песни

Наполнены материнской любовью. Сулят детям грядущие удачи и благополучие.

2.      Пестушки и потешки

От слов «нянчить», «холить», «пествовать», «ходить» за кем-нибудь.

3.      Заклички

Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

4.      Приговорки

Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

5.      Считалки

Счетом решали, кому водить.

6.      Скороговорки

Когда игра словом становится источником веселья, соревнованием кто лучше скажет.

7.      Загадки

Означает «задумывать», «замышлять», предлагать что-либо неизвестное для решения.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ЗУ: 1) Подберите пример к каждому ДЖФ, т.е. попробуйте найти в хрестоматиях или интернете колыбельную песню, пестушку, потешку и т.д. Запишите их в свою тетрадь. Домик с жанрами фольклора приклейте в свою тетрадочку.

2)Прочтите статью о фольклоре стр.7-8,выпишите непонятные слова и попробуйте найти их значение в словаре, запишите их в тетрадь.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

СУ: Давайте попробуем вспомнить цель, которую мы сформулировали вначале урока. Как вы думаете, выполнили ли мы ее?

ВУ: 1. Что обозначает слово фольклор в переводе с английского языка? (народная мудрость)

2.      Назовите особенности фольклора.

( - Много раз изменялся;

- Помогает узнать, как жили наши предки;

- Передавали  из уст в уста;

- Отсутствие известного автора;

- Показывает особенности народа).

3. Назовите известные вам жанры фольклора.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе на тему"Введение в мир фольклора. Детский фольклор."(5класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация Павлова С.В..pptx

Скачать материал "Урок по литературе на тему"Введение в мир фольклора. Детский фольклор."(5класс)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Введение в мир фольклора. Детский фольклор.Приготовила: учитель русского язы...

    1 слайд

    Введение в мир фольклора.
    Детский фольклор.
    Приготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №61 Павлова Светлана Владимировна.

  • Фольклор(устное народное творчество)-(в переводе с англ. folklore — «народна...

    2 слайд

    Фольклор(устное народное творчество)-
    (в переводе с англ. folklore — «народная мудрость»)
    обозначает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.

  • Фольклор(или Устное Народное Творчество)Отсутствие известного автораМного ра...

    3 слайд

    Фольклор(или Устное Народное Творчество)

    Отсутствие известного автора
    Много раз изменялся

    Помогает узнать, как жили наши предки

    Показывает особенности народа

    Передавали
    из уст в уста

  • Не забывайте!!!В каждой стране свой фольклор , и у каждого народа он особенный.

    4 слайд

    Не забывайте!!!
    В каждой стране свой фольклор , и у каждого народа он особенный.

  • Минутка отдыхаДождь ли ветер на дворе-
Сидит монах в монастыре.
Не выходит за...

    5 слайд

    Минутка отдыха
    Дождь ли ветер на дворе-
    Сидит монах в монастыре.
    Не выходит за порог,
    А весь до ниточки промок.
    ***
    За стеной костяной
    Соловейко спой.

    Язык

  • Минутка отдыхаБез крыльев и без лестницы
Поднимется до месяца.
***
На улице с...

    6 слайд

    Минутка отдыха
    Без крыльев и без лестницы
    Поднимется до месяца.
    ***
    На улице столбом,
    В избе скатертью.

    Дым

  • Минутка отдыхаКруглый, круглый, словно сито,
Длинный, длинный, как веревка,
У...

    7 слайд

    Минутка отдыха
    Круглый, круглый, словно сито,
    Длинный, длинный, как веревка,
    У развилки встал,
    В небо рот раскрыл.
    ***
    Стоит копытце-полно водицы.
    Колодец

  • Жанры фольклораЧастушкиЗагадкиПословицы и поговоркиПесниПестушки и потешкиЗак...

    8 слайд

    Жанры фольклора
    Частушки
    Загадки
    Пословицы и поговорки
    Песни
    Пестушки и потешки
    Заклички
    Приговорки
    Скороговорки
    Сказки
    Считалки
    Былины
    Заговоры
    Приметы
    Побасенки
    Предания
    Бывальщины
    Былички
    Легенды

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 5

Место работы: Г. Магнитогорск, МОУ СОШ №61

Учитель: Павлова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Учебник: Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. Автор-составитель В. Я. Коровина и др.

Тип урока: Комбинированный.

Методы и приемы: работа с презентацией, слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа.

Цель: Введение понятия фольклора и различия разных жанров фольклора.

Задачи:

 1. Образовательная: дать представление о фольклоре, о жанрах фольклора и их различиях.

2. Развивающая: развивать навык самостоятельной работы со статьей, умение выделять главное и делать выводы.

 

3. Воспитательная: содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 574 материала в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 14.09.2020
  • 348
  • 0
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 540
    • ZIP 4.9 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Светлана Владимировна
    Павлова Светлана Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1056
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Технология управления махорочно-набивными машинами

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы горного дела: принципы и особенности добычи различных полезных ископаемых

180 ч.

2490 руб. 1490 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель гражданско-правовых дисциплин

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 184 человека

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе