Урок по литературе для 7 класса «Система
образов в пьесе Е. Шварца «Тень».
Этап
обучения: основной.
Тип
урока: комбинированный.
Оборудование:
текст, памятка характеристики героя в драматическом произведении, афиша
спектакля, доска.
Формируемые
компетентности: публичного выступления, поиска и обработки информации,
коммуникативности.
Ход
урока
Приветствие.
Сегодня
мы продолжаем общаться с произведением, написанным для театра, пьесой Е.
Шварца «Тень». Но прежде, чем мы перейдем к теме урока , добавим несколько
штрихов к биографии писателя. Послушайте, как о жизни поэта рассказала в своей
статье Дарья Акимова
Сообщение
ученика.
Вопросы
классу.
-
Как передана биография писателя? ( В виде ролей, зарисовок)
-
Что вы можете сказать о жизни писателя после этого сообщения? ( его жизнь
разнообразна, многопланова, с разными лицами)
-
Дома вы характеризовали героев пьесы, а их образы просты и понятны, или сложны
и многоплановы? ( сложны)
-
Давайте сформулируем тему урока. Если мы будем давать характеристики героям
пьесы, то мы обязательно будем говорить о том, как они относятся друг к другу,
оценивать их роль и значимость в пьесе, то есть выстроим… (систему персонажей).
-
Запишем тему урока.
Какие
задачи мы будем решать?
·
как раскрывается образ героя
драматического произведения,
·
в чем проявилось новаторство писателя.
На
прошлом уроке анализируя отдельные сцены, вы задались вопросом: «Почему в
сказочном городе к тени относятся хорошо, а к ученому плохо?». Этот вопрос
есть на доске, вернемся к нему, подводя итоги урока.
Древний
символ театральной условности, роли, которую исполняет актер, - маска. Я вам
предлагаю для каждого героя подобрать современную маску – смайлик и поместить
его на светлую или теневую сторону жизни в нашей таблице.
Итак,
начнем. Дайте характеристику ученому и его тени. Для этого разойдитесь
по группам и обобщите свои домашние наблюдения. Приветствуются и выступления от
лица героев.
Выступления
учеников.
1. О
Христиане-Теодоре.
(
- Благородный, талантливый ученый -историк знает жизнь только по книгам. Он
мечтает сделать мир лучше, мир, который он совсем не знает. По ходу пьесы он
постигает реальный мир, и его методы борьбы за счастье людей сильно меняются.
Принцесса,
в которую влюбился ученый, совсем далека от его идеала, но он считает, что в
силах ее изменить. Христиан –Теодор мечтает с помощью своей тени проникнуть в
мысли и душу возлюбленной, в сказке его мечты стали реальностью, но какой.
Потеряв часть себя, ученый болеет. Но, видя, что творит его Тень, он
вынужден бороться с ней, то есть - с частью себя.)
2. О Тени.
(
Тень намного деятельнее своего хозяина. Она
обитает на темной стороне жизни , там ,где нет нужды скрывать свои истинные
желания. Поэтому тень очень хорошо знает реальный мир и быстро становится
властной и влиятельной. Но как же глупо пытаться уничтожить часть себя самой,
то есть Христиана-Теодора. Какого бы могущества не достигла Тень, она не может
жить сама.)
Слово
учителя. Сам Шварц отношения между ученым и тенью
понимал следующим образом: «Карьерист, человек без идей, чиновник может
победить человека, одушевленного идеями и большими мыслями, только временно. В
конце концов, побеждает живая жизнь».
-
Какие смайлики вы предложите для главных героев?
(
Ученый – светлый, грустный и улыбающийся, Тень – темная с нервной улыбкой.)
-
Вот мы с вами и увидели героя и того, кто ему противостоит.
Христиан-Теодор
Тень
Герой Антигерой
(антагонист)
Получается,
что герой ведет борьбу сам с собой, значит конфликт внутренний, но его
разрешение возможно только в обществе и влияет на судьбу последнего.
-
Кто же представители этого общества?
-
Можно ли объединить в какие-то группы жителей сказочной страны?
(женские образы, образы чиновников, бывшие людоеды и доктор)
-
Расскажите о женских образах в пьесе.
Выступления
учеников.
1.Аннунциата.
( Милая, искренняя, добрая девушка, любовь которой спасает ученого. Образ
Аннунциаты в пьесе статичен, она по ходу пьесы не станет другой, не изменит
своего отношения к жизни. Но ее желание помогать, приходить на помощь создают
ощущение движения. Девушка росла без матери, но всем окружающим старается
дарить свою заботу и приветливость. Этим Аннунциата напоминает Золушку, но в
отличие от последней, Аннунциата доказывает, что она – настоящая добрая
принцесса, которая обязательно должна быть в каждой сказке.)
Смайлик
- улыбающийся, светлый.
2.
Принцесса Луиза. Из разговоров о ней можно понять, что девушка производит на
окружающих очень неприятное впечатление, тем не менее все хотят жениться на
ней. Не случайно растерялся ученый: «Все не так просто, как кажется. Мне
казалось, что ваши мысли гармоничны, как вы… Но вот они передо мной…Они вовсе
не похожи на те, которые я ждал… и все-таки… Я люблю вас». Он готов ради нее на
все, он посылает к ней свою тень, чтобы та передала девушке его слова: «Мой
господин любит вас, так любит, что все будет прекрасно. Если вы
царевна-лягушка, то он оживит вас и превратит в прекрасную женщину».
Но на дороге принцессы возникла тень, героиня поставлена перед необходимостью
выбора и делает его согласно своим привычкам и понятиям, плывет по течению,
идет за тем, кто настойчивее, чьи речи приятнее. Таким образом, она предпочла
тень и этим решила свою судьбу. И ее собственное поведение привело к тому, что
все происходящее с ней стало напоминать превращение царевны в отвратительную
холодную лягушку.
Смайлик
– нечто безликое, всегда в тени.
2.
Юлия Джули . «Говорят, это та самая девочка, которая наступила на хлеб,
чтобы сохранить свои новые башмачки,» - говорит Аннунциата о ней. Но называть
Юлию «девочкой, наступившей на хлеб», можно лишь в переносном смысле. Ей
приходится «наступать на хороших людей, на лучших подруг, даже на самое себя –
и все это для того, чтобы сохранить свои новые башмачки, чулочки, платьица».
Она исполняет приказы министра финансов, чтобы не потерять место в высшем
обществе. Но Юлия не бездушная кукла , она искренне хочет быть другом ученого.
В течение всей пьесы в Юлии идет постоянная душевная борьба. В ней
борется желание помочь хорошему человеку и боязнь, что ее саму за это
растопчут. Она не знает сама, что победит в ней. В начальных репликах ее
разговора с ученым можно увидеть и то и другое, она мечется: погибнуть,
оставшись с ученым, или погибнуть, предав его? Отсюда ее «оставайтесь», «нет,
идемте», «простите». Но именно Юлия помогает ученому избежать казни и обрести
счастье с Аннунциатой.
Эта душевная борьба делает образ Юлии драматичным. Юлия у Шварца после
сцен ее запугивания, устрашения министром финансов предстает перед нами, как
жертва, как характер драматический, она вынуждена «наступать на самое себя», и
это выводит ее за пределы сатирического образа. Интересно, что Шварц сделал
свою героиню близорукой.
Близорукость характеризует не сколько остроту зрения героини, сколько
определяет ее мировоззрение - не хотеть видеть, когда это удобно.
Она дает точную, характеристику Цезарю Борджиа («Он раб моды…»), но, тем
не менее, ей спокойнее не думать об этом, ведь он пишет хвалебные рецензии о
ней. Юлия притворяется, что не замечает гнусности предложения министра
финансов, притворяется близорукой, «чтобы сохранить свои новые платьица,
башмачки, чулочки».
Если Юлии удобнее быть близорукой по отношению к окружающим ее «настоящим
людям», то ученый, напротив, стремится избавиться от всей «близорукости» и
избавляется в конце концов.
Смайлик героини сложен , светлое и темное в ней постоянно
ведут борьбу.
- Каковы же женские образы в пьесе? (Светлая, почти
идеальная Аннунциата, активная, яркая, но страдающая от своей раздвоенности
Юлия и холодная бездушная Луиза.)
- А есть ли что-то, объединяющее эти образы?
(Они все определяют ученого как хорошего человека.)
- Если все девушки видят в ученом хорошего человека, может мы поспешили
сказать, что в городе к нему относятся плохо?
(нет, защищает и любит ученого только Аннунциата, Юлия соглашается на
предательство, а Луизе вообще все равно, она соглашается с тем, кто в данный
момент рядом.)
- Какую роль эти героини играют в развитии действия пьесы?
(как ни странно , но «продвигают» сюжет Юлия и Луиза, а Аннунциата выступает
скорее своеобразным индикатором «живой и мертвой» жизни)
- Мотив любви не единственный в пьесе и, возможно, не главный. На следующем
уроке мы с вами продолжим эту тему и посмотрим на чиновников сказочной страны и
жителей города.
- А сейчас несколько слов о вашей работе и пьесе. При подготовке к уроку
трудности были? (Характеризовать героя драмы по его
речи и репликам других сложнее, чем по поступкам и портрету в эпических
произведениях.)
- Что вы скажете о пьесе? В чем новаторство писателя?
(Непривычное отношение к сказке, очень сложные персонажи. Образы с одной
стороны узнаваемы по другим сказкам, с другой – действуют не по сказочным
законам. Это словно сказка наоборот. В сказочном городе победила темная сторона
сознания человека, сказка разрушилась, герои потеряли свой привычный статус. К
великому сожалению, именно добрым и благородным пришлось хуже всего. Поэтому
Тень в сказочном городе и смогла устроиться лучше своего хозяина)
- Посмотрите на наши смайлики, что вы можете по ним сказать?(образы делятся
на светлые и темные, бледные. Выделяется Юлия Джули, ее образ сложен и
динамичен. Во многом она похожа на ученого, только ему, чтобы разобраться в
окружающем мире пришлось взглянуть на себя со стороны, а ей, хорошо понимающей
жителей сказочного города, известна природа и собственных поступков.)
Домашнее задание: предложите свои версии, как поведут себя другие сказочные
персонажи, очутившись в сказочном городе, созданном Е. Шварцем.
Литература:
1.Шварц Е.Л. Тень // Шварц
Е.Л. Избранное. СПб., 1998
3.
Акимова Д. Тень
Принца Вечерняя Москва28 декабря 2005
http://edu.vmdaily.ru/news/2005/12/28/ten-printsa-19272.html?page=2
4.
Абрамович Р. Система
образов в пьесе Е. Шварца «Тень» http://www.stihi.ru/2012/11/23/1500
5.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00017901189519608316/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.