СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ 1класс
урок № 15
Тема. Черное море
и его обитатели
Цель: продолжить
работу по формированию представлений о природе родного края, расширять знания учащихся
о Черном море, познакомить с растительным и животным миром Черного моря,
развивать речь учащихся, прививать любовь к родному краю, воспитывать
уважительное и бережное отношение к природе (к Черному морю, растительному и
животному миру).
Оборудование: рабочая
тетрадь по курсу « Севастополеведение» 1кл., презентация
« Черное море и его обитатели », изображение
кота Матроскина и дяди Федора, карта Севастополя и его окрестностей,
изображение лодочки, рыбок.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, мы продолжаем путешествие по
нашему любимому городу. Сегодня к нам на урок приехали гости. Кот Матроскин и
дядя Федор уже давно мечтали побывать в Севастополе, покупаться и порыбачить
на Черном море.
-Что должны сделать гостеприимные
хозяева?
-Давайте попробуем составить план
наших действий.
План
- Рассказать гостям о Севастополе.
(Историческая справка, достопримечательности города, памятники, показать
карту Севастополя и его окрестностей.)
- Рассказать о Черном море. (Расположение,
размер, особенности, животный и растительный мир.)
- Организовать морскую прогулку, рыбалку.
-Ребята, какой
пункт плана мы точно уже сможем осуществить? (1, т.к. уже изученный материал)
Повторение пройденного материала.
- Давайте расскажем нашим гостям о
Севастополе?!
- Кто основал город? Когда город отмечает свой
день рождения?
- Где находится музей Черноморского флота?
- Каким адмиралам установлены памятники в
городе?
- Покажите на карте расположение Севастополя?
- Какие бухты вы знаете?
- Сколько районов в Севастополе?
- Спасибо, вы отлично рассказали нашим гостям
о городе.
2. Мотивация учебной деятельности
- Переходим ко второму пункту плана. Кто
расскажет коту Матроскину о Черном море?
- Ребята, как вы считаете, достаточно ли этих
знаний, чтобы поделиться ими? (Нет)
- Дядя Федор и Матроскин хотят знать намного
больше!
- Что нам делать, как выйти из этой ситуации?
( Надо самим узнать больше информации.)
3.Постановка цели и определение темы урока:
Дети в группах определяют цель и
тему урока.
- Какую цель вы ставите перед собой? (
Овладеть более глубокими знаниями о Черном море и о его обитателях)
- Как бы вы назвали тему урока?
- Тема урока: Черное море и его обитатели.
4. Первичное восприятие и осознание нового
материала
Рассказ учителя.
(Презентация)
- Ребята, кто из вас знает, почему наше
море получило такое название?
Давным-давно древние племена -меоты называли
наше море «Тамарун», что означало - «Черное». Меотов сменили другие племена -
скифы, которые тоже были согласны с цветовой характеристикой моря и называли
его по-своему - «Ахшаэна», что тоже означало «Черное, темное». Более двух тысяч
лет назад древний географ, историк Страбон сообщил, что у Черного моря есть еще
название « Понт Аксинский», т.е. «Море мрачное, черное, негостеприимное». Дело
в том, что на море часто свирепствуют штормовые ветра, и волны вздымаются на
высоту 6-8 метров. Если смотреть на море с гор Южного берега Крыма море и
впрямь выглядит довольно темным даже в хорошую погоду.
Черное море очень глубокое, т.к. оно имеет
огромную чашу. Море имеет много заливов
и бухт, много островов. Один из самых крупных
- Змеиный. Море имеет очень богатый и разнообразный состав воды (все химические
элементы). В отличие от других морей вода в нем очень недосолена (почти в
половину меньше, чем в других морях). Это оттого, что в черноморскую «тарелку»
вливаются пресные воды множества рек.
Есть у Черного моря одна уникальная
особенность: очень большая толщина воды (2000метров) насыщена сероводородом,
из-за которого нет жизни. В этой водной части нет кислорода, нет рыб, никаких
живых существ.
На дне Черного моря обнаружены кратеры и
вулканы, ныне они бездействуют. Но некоторые из них нет-нет, да и дают знать о
себе.
1) Беседа по содержанию. Игра «Я начну, а
ты продолжи»
*В древние времена Черное море называли…
*Черное море получило такое название …
*На Черном море часто бывают …
*Черное море имеет много …
*Один из самых крупных островов …
* В отличие от других морей вода в Черном
море…
*У Черного моря есть уникальная особенность…
* На дне моря обнаружены…
А теперь я предлагаю перейти к третьему
пункту плана, посадить наших гостей в лодочку и совершить вместе с ними морскую
прогулку, а заодно и порыбачить. Кот Матроскин очень ждал этого момента!
- Итак, мы плывем по морю и видим, что на
поверхности воды плавают рыбки. Что это за рыбки могут быть?
- Как вы думаете? Каких рыбок вы уже знаете?
Рассказ учителя и презентация.
В Черном море всего 180 видов рыб. Это
объясняется тем, что большую часть глубины заполняет сероводород и очень
маленькая соленость моря.
Черное море напоминает слоеный пирог.
Верхний слой (до 150-200 м) населен разнообразными животными и растениями. В
нижнем сероводородном слое, живут лишь бактерии.
Все животные и растения, обитающие на
дне моря: водоросли, моллюски, мидии, креветки, ракообразные, морские тараканы,
крабы. (Демонстрация презентации)
К донным животным Черного моря
относятся: мидия, рапана, сердцевидка.
Особенно интересными жителями Черного
моря являются: морской конек и ночесветка - стекловидное шарообразное существо,
ночью оно светится.
Рыбы Черного моря: сельдь, хамса,
бычок, камбала, кефаль, пеламида, скумбрия, ставрида, султанка, морской петух и
т.д. Кроме того, в нашем море обитают три вида дельфинов: белобочка, афалина,
азовка (морская свинья).
- Ребята, как вы думаете какой рыбки наловил
наш гость Матроскин?
- А какие черноморские обитатели больше всего
понравились дяде Федору?
Работа с тетрадью
- Откройте тетради на стр.26-27. Выполним
задания на этих страницах.
Коллективная работа в тетради на печатной
основе.
5. Закрепление и обобщение знаний
- Ребята, вы убедились в том, что Черное
море удивительное?
- Что необходимо делать, чтобы море с его
обитателями продолжало нас радовать красотой и необычайностью?
- Действительно, необходимо беречь то, что мы
имеем. Не загрязнять море, тогда и его обитателям будет хорошо там жить.
- Дяде Федору очень понравилось гостить на
Черном море. Он в благодарность составил для вас кроссворд. Попробуйте его
решить! (коллективная работа)
КРОССВОРД « ОБИТАТЕЛИ ЧЕРНОГО МОРЯ »
(Появляется изображение из презентации на экране, дети выбирают подходящего
обитателя. Учитель заполняет кроссворд. Ключевое слово СПАСИБО.)
По вертикали : 1.сельдь, 2.рапана, 3.камбала
4.султанка, 5.мидия, 6.бычок, 7.конек
р
а к м к
с п а с и б о
е а м у д ы н
л н б л и ч ё
ь а а т я о к
д л а к
ь а н
к
а
6. Итог урока
- Вам понравился наш урок?
- Что нового узнал(а) на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
Каждый ребенок получает маленький листочек.
- Нарисуйте морского обитателя, который вам
понравился больше всего! (3мин)
- На листочке возле рисунка нарисуйте смайлик
(радостный или грустный), который будет отображать ваше настроение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.