Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «ЗАПОВЕДИ» (модуль «Основы православной культуры») (4 класс)

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «ЗАПОВЕДИ» (модуль «Основы православной культуры») (4 класс)

Скачать материал

           

 

 

Конспект урока

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

по теме: «ХРАМ»

(модуль «Основы православной культуры»)

 

 

Тип урока: комбинированный

Цели: Познакомить с понятием «храм»; познакомить с назначением, внешним видом и устройством православного храма; развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся;  воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    

Оборудование: учебник (А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5» Москва «Просвещение»,2010),мультимедийный проектор,  презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр.

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

II. Сообщение темы занятия.

 

На земле благословенной,

Где течёт Тобол-река,

Божий храм стоит смиренно-

Купол…Небо…Облака…

(слайд № 1) Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы совершим экскурсию в православный храм.

На слайде вы видите кафедральный храм Александра Невского в г. Кургане.  Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

(слайд № 2) (учитель сообщает цель и задачи урока)

 

II. Повторение.

Попробуем дать определение слову «храм».

(учащиеся дают определения слову «храм») (слайд № 3)

Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

Ученик 2: Храм-это центр  духовной жизни. В нём совершается духовное рождение и преображение.

 

III. Изучение нового материала.

 

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах. Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (слайд № 4)

Храм  по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому  на кресте Иисусу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

 

(слайд № 5)Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

 

(слайд № 6)Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». 

 

2.Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Вы услышите несколько видов колокольных звонов. Назовите их, что они обозначают?

 

3.Заочная экскурсия в храм.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. (слайд № 7)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

  Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

(слайд № 8-9) В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

 

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

 

(слайд №10) Самая большая часть- место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.

 У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.  Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

(слайд № 11) Целая стена из икон называется иконостас. В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата(ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

(слайд № 12) За иконостасом находится  алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

 

IV. Проверка усвоения нового материала.

В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

(Работа с терминами слайд № 13)     

 

 V. Коллективная работа.

(слайд № 14)Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм: (слайд № 15)

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

 

 

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.     

 

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

 

VI. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

(слайд № 16)

 

VII. Домашнее задание.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «ЗАПОВЕДИ» (модуль «Основы православной культуры») (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: проанализировать моральные и этические нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.

Задачи:

Воспитывающая: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Обучающая: ознакомление с понятием "заповеди", определение своего ценностного отношения к миру, к окружающим, к самому себе.

Развивающая: развитие умения работать в парах,коммуникативной компетенции обучающихся.

Методы обучения: метод эмоционального погружения, метод дискуссий, эвристическая беседа, диалог - сравнение, исследовательский метод, метод обратной связи, деятельностные методы.

Форма работы: индивидуальная работа, работа в парах.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 781 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 398
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Юлия Александровна
    Морозова Юлия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 65375
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 60 регионов

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе