Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыУрок по Изобразительному искусству "народные праздники и обряды"

урок по Изобразительному искусству "народные праздники и обряды"

Скачать материал
Скачать материал "Урок по Изобразительному искусству "народные праздники и обряды""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок на тему: «Народные  праздники и обряды.»Подготовила
учитель ИЗО, Музык...

    1 слайд

    Урок на тему:

    «Народные праздники и обряды.»
    Подготовила
    учитель ИЗО, Музыки
    МОУ СОШ с. Пушанина
    Камышова Т.А.

  • Цели Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления...

    2 слайд

    Цели

    Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
    Развивающие: развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе .
    Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

  • ОБРЯДТрадиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого...

    3 слайд

    ОБРЯД
    Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды бывают связаны с рождением, свадьбой, смертью.


  • Рождество- волшебный праздник. Рождение любого человека-чудо., а уж рожден...

    4 слайд


    Рождество- волшебный праздник. Рождение любого человека-чудо., а уж рождение Христа-великий праздник. Его празднуют 7 января.

  • 5 слайд



  • 6 слайд

  • Понедельник – назывался встречей;Вторник- назывался заигрышем;Сред...

    7 слайд










    Понедельник – назывался встречей;
    Вторник- назывался заигрышем;
    Среда – называлась лакомкой;
    Четверг- разгулом или переломом;
    Пятница- тещиным вечерком;
    Суббота- золовкиными посиделками;
    Воскресенье- проводами или прощенным днем

  • ПАСХА

    8 слайд

    ПАСХА

  • 9 слайд

  • ТРОИЦА

    10 слайд

    ТРОИЦА

  • В.Нагорнов «Ярмарка»«Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной се...

    11 слайд


    В.Нагорнов «Ярмарка»
    «Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали на пересечении торговых путей.

  • Перемены внес торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды...

    12 слайд


    Перемены внес торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

  • Б.Кустодиев «Сельская ярмарка»

    13 слайд

    Б.Кустодиев «Сельская ярмарка»

  • Б.Кустодиев «Ярмарка в деревне»

    14 слайд

    Б.Кустодиев «Ярмарка в деревне»

  • Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали...

    15 слайд

    Когда ярмарка заканчивалась, начиналась еще одна потеха: участники устраивали бои «стенка на стенку». И кто побеждал — тому на следующий год на лучших местах торговать!

  • Красный –восторженное
Оранжевое- радостное, теплое
Желтый –светлое, приятное...

    16 слайд

    Красный –восторженное
    Оранжевое- радостное, теплое
    Желтый –светлое, приятное
    Зеленый- спокойное
    Синий- грустное, неудовлетворяющее

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок ИЗО 5 класс

Подготовила учитель ИЗО,  Камышова Т.А.

Тема « Народные праздники, обряды»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: коллективная работа

Цели:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.

Развивающие: развивать творческую фантазию, активность, умение работать в  коллективе .

Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: групповая, практическая.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.

Материалы: ножницы, краски,  заготовки

Зрительный ряд: Презентация, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне»,  «Масленица», «Ярмарка»,, плакат с изображением дерева

Музыкальный ряд: русские песни

Литературный ряд: загадки  

Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением

Оргмомент.

Экспозиция (начало действия).

Завязка (разработка и постановка проблемы).

Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).

Развязка (практическая деятельность учащихся).

Эпилог (афиширование продукта деятельности).

Рефлексия (украшение дерева чувств).

Последействие (домашнее задание).

 

Приветствую класс.

 Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. На тему нашего урока отводится 2 часа. Так что слушайте внимательно и постарайтесь все запомнить, знания полученные сегодня пригодятся вам на следующем уроке.

Организационный момент

 Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

 Ответ:  на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз  праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

 Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?

 Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию.  В разных регионах России существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.

Завязка (разработка и постановка проблемы).

 Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!     (Масленица)

Весть летит во все концы:

Трубят Ангелы-гонцы,

В небесах поют Христа:

Он от тления восстал!

То не выдумка, не сказка,

Главный праздник - наша ... !   ( Пасха)

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – Христово…  ( Рождество)

Ребята, кто из вас догадался ? Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

 Ответ: О народных праздниках.

Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).

 Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздники Слайд 1

- Какие народные праздники вы знаете? (Рождество, пасха и т.тд.)

Кто из вас знает как называют такие праздники? ( церковные)

Да действительно, такие праздники называют церковные.

Давайте поговорим  о народных праздниках и обрядах.

Учитель: Что такое обряд?

ОБРЯД, традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью ( Энциклопедия) Слайд 3

А начнем с первого праздника в новом году. Кто знает какого?. ( рождество)

-Что вы можете рассказать об этом празднике?

Слайд 4 Ученик Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена. Рождество Христово празднуют 7 января.

       В рождественскую ночь начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что будет, чем сердце успокоится».

 Вечером, перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, всей семьёй выходили на двор «глядеть звёзды». По приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве.

           Рождественскую неделю называли игрищенской. На рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали Коляду, пели песню.

                         Пришла коляда накануне Рождества.

                         Дайте коровку, масляну головку!

                         А дай Бог тому, кто в этом дому.

Учитель.  Кто из вас прославлял Христа? ( Дети читают рождество)

Учитель . Хорошо. Следующий праздник. Масленица.

Учитель: Еще один очень интересный праздник -  Масленица.  Кто знает,  как праздновали Масленицу на Руси? Об этом вам  подробнее расскажет… Ученик 2

Слайд 5,6,7

 Ученик  Масленица – один из самых любимых народных праздников. Масленица – проводы зимы и встреча весны. На Масленицу народ веселился.

 Устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски.

 

 Среди других праздников  Масленица занимало особое место, она  вобрала в себя элементы язычества и христианства. К Масленице относятся несколько видов обрядов, первый из которых – поминальный. Согласно этому обряду, в те дни поминали усопших родителей и родственников. Это сопровождалось употреблением ритуальной пищи  - блинов, пирогов, хвороста, лепешек.

Каждый из дней сырной недели имел свое название: понедельник – назывался встречей ; вторник - заигрышем; среда -  лакомкой; четверг – разгулом или переломом; пятница – тещиным вечерком; суббота – золовкиными  посиделками; ; воскресенье – проводами или прощеным днем.

Проводы масленицы сопровождались зажиганием костров, масленичными поездами, ряженьем.

Пекли блины, раздавали их и пели песни. ( Звучит песня « Ой блины, блины, блины»

 В некоторых районах нашей страны к приходу масленицы изготавливали чучело.

Чучело служило олицетворением праздника, который начинался на самом высоком месте в деревне. Соломенную или деревянную куклу наряжали в старые платья и ставили на самом видном месте. Чучело закликали, сопровождая это песнями-причитаниями. После всех представлений Масленицу увозили за околицу и там сжигали.

Учитель  Кто знает о каком празднике сейчас пойдет речь? Правильно о пасхе. Слайд 8,9

Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи Христовой. Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в праздничных рисунках и обрядовых действах

 На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца.

 Главный символ праздника – окрашенное яйцо.

 Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

 Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.

 Красят яйца обычно в Чистый четверг.

 На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".

 На Пасху существует обычай красить яйца.

 Обычай красить яйца предполагает следующая легенда: Однажды к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с вестью: «Христос воскрес!». Император, усмехнувшись, ответил, что скорее яйцо станет красным, чем воскреснет Христос. В тот же миг яйцо в руках императора стало красным. С тех пор пошла традиция красить яйца  в честь праздника пасхи. Слайд 7

          Первоначально яйца красили природными красителями: луковой шелухой, от этого они становились  красно коричневыми. Позже научились окрашивать яйца  в желтый (молодыми листьями березы), зеленый (шалфеем) цвета. Считалось , что окрашенное и освещенное яйцо бережет от сглаза, спасает от грозы и пожара,  крашенные яйца  прикладывали к лицу девушки, чтобы стать красивыми.

Учитель А как красите яйца вы?

          По виду оформления яйца можно разделить на два типа: писанки расписанные при помощи узоров и крашенки – покрашенные в один тон. Использовали также деревянные яйца называемые яйгатами .  ( Показываю деревянное яйцо)

Слайд 10

Учитель Какой еще народный праздник вы знаете?  (Троица.)

О Троице сложено множество народных поговорок;

 - Бог любит троицу.

 - Без троицы дом не строится.

Есть у неё свои приметы  «На Троицкой дождь – много грибов»,

 Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю после Пасхи. Часто эта неделя называлась « русальной» или « зеленой», что у славян по большей части связано с  язычеством.

 Люди прощались с весной и радушно принимали в свой дом лето.

 Троичные праздники длились около трех недель. Начинались они в субботу перед самой троицей.. В этот   день крестьяне украшали свои дома зеленью – снаружи и внутри, чаще всего ветвями березы. Березка играла главную роль в обрядах на Троицу, без нее праздник считался неполноценным. на Троицу девушки связывали ветви березы и проходили под ними с песнями и приговорками. Такой обычай назывался «кумиться» - целоваться под березой. Девушки плели венки из веток березы, которая символизировала девичью чистоту.

Учитель  Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Кто слышал о таком празднике?

 Ото всех дверей, ото всех ворот,
К нам на праздник спеши,
Весь честной народ!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!
Собирайся, - народ! Всех ярмарка зовет!
Заходите – не пожалеете,

                               коли время имеете!
Будьте как дома, не стесняйтесь!
По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Слайд   11,12  Это праздник ярмарка.

«Ярмарка» — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали на пересечении торговых путей.

Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк. 

На ярмарках показывали разных забавных животных. Например, дрессированных медведей! Они потешали народ как могли! Популярность медведей была велика!

 Скоморохи и шуты тоже развлекали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар, выкрикивали запоминающиеся фразы.
Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар. «Ты постой, красотка, такого горшка – обыщи весь свет – не найдешь». То были первые, живые рекламные ролики.

 Звучит припев песни Ярмарки- краски в исполнении В. Леонтьева.

Работа с картинами  Слайд 13,14

Развязка (практическая деятельность учащихся).

А  сейчас мы будем делать символы   того праздника, который вам больше всего нравится Рождество, пасха, троица, масленица, ярмарка.

Дети делают зарисовки.

Учитель: Работы крепятся на доску на плакат. Получается  праздничная картинка.

Рефлексия

 Учитель:  сейчас я предлагаю вам  выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные листочки. Обратите внимание на слайд

Слайд 16. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый листочек:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

черный - упадок, уныние.

 Вам необходимо прикрепить к «дереву чувств» тот листочек, который больше соответствует вашему настроению.

 Уборка рабочих мест.

 Учитель: Спасибо, до свидания!

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 843 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 1167
    • PPTX 4.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Камышова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5636
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 32 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 12 регионов

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе