Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по истории "Начало освоения Сибири"

урок по истории "Начало освоения Сибири"

Скачать материал

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учебное заведение  средняя общеобразовательная школа № 4

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока « Начало освоения Сибири»

Элективный курс «История России в лицах» 10 класс.

 

Учитель Шачкова З.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2014 год

Тема урока: «Начало освоения Сибири»

Цели:

·         Познакомить учащихся с причинами и началом процесса освоения Сибири;

·         Показать роль династии Строгановых в освоении Сибири, развитии хозяйства и культуры России;

·         Показать роль казачества во главе с Ермаком в начале освоения Сибири;

Задачи:

·         Образовательные:  показать, как шло освоение Сибири; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.

·            развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать развивать работать с     исторической картой и историческими личностями..

·             Воспитательные: вызвать чувство восхищения смелостью первопроходцев, воспитывать чувство признательности и глубокого уважения к мужественным, самоотверженным людям, первым проложившим путь в неизведанные земли.

    Оборудование и материалы

·            Медиапроектор, презентация в формате РРТ «Поход Ермака, освоение Сибири», (прилагается в электронном варианте).

·         Карта «Освоение Сибири»

Ход урока:

1.      Оргмомент.

2.      Актуализация знаний, подход к новой теме. Вопросы:

- при каком царе начинается освоение Сибири?  (Иван Грозный)

- Кто был организатором освоения Сибири? ( братья Строгановы)

             - Что привлекало их в этом крае?

 Люди не представляли себе истинных размеров Сибири. Велики ее богатства. Земля Сибири была богата залежами каменного угля, драгоценными камнями.  В полноводных реках было множество рыбы, в лесах – пушного зверя. Здесь начинают добывать соль.

О чем сегодня на уроке пойдет речь? О начале освоения Сибири.

Огромны просторы Сибири. Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали.

 Обратимся к карте.

Территория Сибири и Дальнего Востока – велика, а население немногочисленно. В северной тундре проживали ненцы, чукчи, эскимосы. По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили эвенки (тунгусы). В среднем течении Лены жили якуты. Народы эти были кочевыми.

 Жили они в чумах – легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы напоминают юрту. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место. Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством.  В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали до 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.  В Сибири расположено прекрасное озеро Байкал. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты. Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.    Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии.  Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают.

3.      Рассказ учащегося о купцах Строгановых. ( прилагается).

4.      Проблемное задание: Можно ли сравнить Ермака с Колумбом? Западные историки утверждают, что покорение Сибири Ермаком ничем не отличалось от экспедиций европейцев в Азию, Африку, Америку. Ответить на данное задание после просмотра презентации «Поход Ермака, покорение Сибири»

5.      Показ презентации

6.      Учащиеся отвечают на вопросы по презентации:

- в презентации выявлен спорный вопрос: кто стал инициатором освоения Сибири? Государство, Строгановы, казаки Ермака?

-как шел процесс освоения?

- ответ на проблемное задание, учащиеся делают выводы.

7.      Написание эссе: «Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело». Н.М.Карамзин.

 

 

 

Купцы Строгановы: покорение Сибири

В продолжение всего пятнадцатого столетия русские промышленные люди (купцы, охотники) продолжали посещать Сибирские земли, находящиеся за Уральским Камнем и знакомиться с зауральским населением. Покорение Великого Новгорода, а также Казанского и Астраханского царства пододвинуло еще ближе границы Русского государства к Уральским горам. В 1558 году, один из представителей купеческого дома, богатый промышленник  Григорий Аникеев Строганов, написал правительству Ивана Грозного грамоту,  в которой говорилось, что за Чердынью, по обеим сторонам реки Камы, до самой Чусовой, находящеюся по эту сторону Уральских гор, есть не заселенные, пустынные, дикие места,  «для всех бесполезные», и просил у Великого царя дозволения «варить соль, призывать работников, и рубить лес». При этом он обязывался строить дома и укрепления, за свой счет, снабжая их всем необходимым «иметь пушки и беречь нашу границу от набегов ногайских и других враждебных орд». Так эти места, о которых писал Строганов, были исследованы мало, царь Иван Грозный велел навести справки. Посланные служивые люди расспросили «тамошних людей и узнали, что за Чердынью земли точно лежат впусте, что с этих пустошей не только теперь никаких пошлин в царскую казну не поступает, но даже и прежде, Казанскому Царству обитатели этих мест никакой подати или ясаков не взносили: значит, земля эта была чисто – ничья». Царь выполнил просьбу Григория Строгонова и четвертого апреля 1558 года выдал ему грамоту на аренду этих «ничейных» земель с определенными сроками пользования. Так как, местность эта находилась в соседстве с ногайскими и другими ордами то были сделаны определенные разграничения территории владения: «место на безоброчное пользование землей и на выварку соли назначено от устья речки Лысвы, по обе стороны реки Камы, до впадения в нее реки Чусовой; на Черных лесах,  дозволено городок поставить и на нем пушки и пищали учинить для сбереженья от неверных.  Разрешено искать разсола и соль варить; позволено по общепринятому порядку, подзывать к себе из Русского – Царства людей, только с условием, чтобы приманенные люди были не письменные и не тяглые, то есть, не утвержденные за поземельными владельцами и другими людьми кабальною записью; льгота от платежа податей со стороны будущих пахарей, будущих колонистов дана на двадцать лет». Но при всех данных Строгановым льготах, этой царской грамотой, ему строго внушалось, что бы он «не дерзал принимать к себе воров и боярских людей беглых с животом и татей разбойников».   Получив эту «грамоту» Строгоновы разослали «бирючей»  в ближайшие места и «кликнули клич; переход крестьян от одного поземельного владельца к другому тогда был свободный». К Строгановым стали являться разные люди, и через шесть лет   был уже выстроен Канкор Городок, или слобода на реке Каме, то есть эти поселения все еще находились не за Уралом территории. Лет через десять после того, другой Строгонов, Яков, нашел новые соляные озера, которые опять таки находились по эту сторону Уральских гор, «на пустошах не подвластных теперь Руси, ни прежде Казани». Видя, что эти места так же ничьи , написал об этом царю и просил дозволения и тут, «заодно уж, распространять свои промыслы». Царь Иван Грозный был очень доволен тем, что границы тогдашней России еще ближе приблизились к Сибири, которая, конечно же его очень давно интересовала. После этого, владения Строгоновых продвинулись дальше и постепенно стали заселяться работниками и казаками. Как пишет, в своих исторических исследованиях Небольсин П.Г. «Главная заслуга Строгоновых для России того времени состояла в том , что они представляли собою первое торговое общество в огромном размере: это были купцы – политики, родственный союз которых был действительно первою большою сибирскою компаниею, и в этом отношении связь Строгановых с Сибирью несомненна, влияние их операций на последующие события естественна и неоспорима». По прошествии некоторого времени, Строгоновы доносили Ивану Грозному, следующие подробности о Сибирском правители Кучуме : «что за Югорским Камнем, меж Сибири и Ногаи и Тахчеи, есть река Тахчея и река Тобол, где собираются Сибирские люди, но говоря при этом, что это именно в Сибирской Украине, то есть, на границах с Сибирью, не в территориях Сибирского Юрта, а в территории, который Иван Грозный может назвать своей отчиной, то есть, государственным достоянием и что Сибирский хан убил нашего посланника Третьяка Чабукова и что они Строгоновы сами собой, без спроса, не осмеливаются послать своих казаков (то есть сторожей) в погоню за сибирской ратью». И вследствие описанных неприятностей от Сибирского хана Кучума, Строгоновы просили дозволения им в тех местах соль варить, пашни пахать, железо плавить и всякими угодьями владеть, а в месте с тем , для обороны себя, поставить там, крепости, нанять сторожей и держать огненный наряд с тем, чтоб защищать русских подданных от Сибирского хана Кучума».   

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории "Начало освоения Сибири""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Конспект урока "Начало освоения Сибири". Можно использовать для изучения в 6 классе, или на элективном курсе "История России в лицах". Перед уроком учащиеся дожны подготовить дополнительный материал о Строгановых. Примерный рассказ входит в конспект урока.

2. Презентация к уроку. Учащиеся должны сами рассказать по данной презентации сведения о Ермаке и его походах в Сибирь.

3. На уроке необходимо использовать карту "Освоение Сибири" , таким образом, развивается умение работать с исторической картой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1231
    • DOCX 23.4 кбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шачкова Зоя Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шачкова Зоя Васильевна
    Шачкова Зоя Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12460
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек