Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по истории Казахстана в 10-11 классах. Тема: Репортаж из декабря 86…Осмысление событий

Урок по истории Казахстана в 10-11 классах. Тема: Репортаж из декабря 86…Осмысление событий

Скачать материал

Г.К. Дисенбаева

Учитель истории и географии

Раздольненской СОШ

Зеленовский район

Западно-Казахстанская область

 

 

Тема: Репортаж  из декабря  86…Осмысление событий.

Содержание: сценарий проведения внеклассного мероприятия, посвящённое  декабрьских событий.

Цель:  Показать  сложности и трудности процесса демократизации в

          Республике, последствия для участников и значимость

          борьбы за свободу.

Задачи:

1)образовательные: познакомить с хроникой событий, свидетельством очевидцев;

2) воспитательные: формирование активной жизненной позиции, казахстанского патриотизма;

3) развивать навыки: а) осмысления политических событий, б)умение давать оценку происшедшему, в)ораторское искусство.

Форма проведения: репортаж с места событий с элементом театрализованного представления.

 Межпредметные связи: новейшая история Казахстана, литература, информатика.

Методы: интерактивные, анализа и обобщения.

Оформление: карта СССР, на которой отмечена динамика формирования «горячих» точек 1998-91 годов красными флажками, кафедра.

ТСО: мультимедийный комплекс, магнитофон.

Участники:  учащиеся 10 -11 класса.

Место проведения: большой кабинет или малый зал.

Предварительное задание для участников встречи: выяснить у родителей:

·         Что известно о событиях декабря 1986 года?

·         Как в то время они оценивали эти события?

Участники театрализации: ученики 10 -11класса.

Действующие лица:

 Ведущий.

Студенты: активист 1, активист 2 – комсомольский вожак, скептик, честный бунтарь, девушка.

Докладчик

Песня О. Митяева «Мой отец» в записи.

МОЙ ОТЕЦ

О.Митяев

 

Мой отец алкоголиком не был,

Хоть и выпить считал - не грешно.

Хорошо было с водкой. И с хлебом

Не всегда было так хорошо.

Тридцать лет профсоюзных событий,

Ни прогулов, ни громких побед,

Восемь грамот, привод в вытрезвитель

И награда за выслугу лет.

 

        Люди будущего - на фронтонах ДК...

        Да задумчивый стих Окуджавы...

        И, как цены, волненья снижались тогда

        За прекрасное "завтра" державы.

 

Очень рано отца хоронили...

Очень много, казалось ему,

Мы неправды тогда говорили,

Да все думал - видней наверху,

Верил Сталину, верил Хрущеву,

Верил, верил, работал и пил...

И быть может, пожил он еще бы,

Если б он алкоголиком был.

 

        А с фронтона ДК, как и прежде, глядят

        Те слепые красивые лица.

        И все так же, как прежде, лет тридцать назад, -

        Радость в гипсовых белых глазницах.

 

Не сорваться бы, не закружиться

Да мозги бы свои не пропить,

Да молитвы читать научиться,

Чтоб отца и детей не забыть.

Жизнь и боль - вот и все, что имею,

Да от мыслей неверных лечусь.

А вот правды сказать не умею,

Но, даст Бог, я еще научусь.

1986

 

Ведущий : Мы начинаем репортаж из прошлого. Начало новой эпохи,

 « прекрасного завтра державы». Начало перестройки. Начало надежд на лучшее. Итак, 1985 год, Москва

 

На трибуне выступающий. На слайде фотография М.С. Горбачёва.

            «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства  Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму, а не в сторону от него…Кадры и Система: Мы действительно отобрали лучшие кадры…но как только человек оказывался в этой… системе, он начинал делать то, что требовала система. Поэтому вообще вопрос стоит так: нам надо заменить и модель политического руководства, и управления экономикой… Если мы этого не сделаем, система любого поставит на место.»

 

Ведущий :Казахская Советская Социалистическая Республика, далёкий 1986 год, декабрь, ставший началом и концом – нового и старого, прошлого и настоящего.

 

Слайд №2

Хроника событий:

16/XII 1986 года.

            Состоялся пленум ЦК КПК.

Повестка дня:

1.Организационный вопрос.

            Выборы первого секретаря ЦК КПК.

Решили:

            Первым секретарём единогласно избран  тов. Г.В. Колбин.

Тов. Д.А. Кунаев отправлен в отставку.

Примечание: продолжительность – 18 минут.

 

Студенты  сидят  среди зрителей, встают по очереди, выходя на авансцену, свободно рассаживаясь

Девушка : Ребята, вы слышали? Вчера внеочередной Пленум прошёл. Кунаева сняли! Назначили Колбина -  из Ульяновска – кто такой? Ничего про него не слышали?

Активист 1: Наконец-то! Сколько можно ждать. Перестройка началась, а у нас в Казахстане ничего не меняется – всё по старому. Надоело! Может, теперь начнется демократия с новым лидером! Как его зовут?

Девушка: Колбин из Ульяновска.

Скептик:  А ты думаешь, что сменили Первого секретаря – и всё, вот  она – перестройка? Вот она демократия! Чем тебе не нравилось при Динмухамеде Ахметовиче? При нём в Казахстане здорово пошли дела – и в промышленности, и в сельском хозяйстве. А транспорт – когда такое было? Даже в посёлках асфальт кладут!

Честный бунтарь: А ты роман Бека  «Новое назначение» читал? Как здорово там представлен человек – наш советский – «винтиком», потому что он в системе! А Кунаев 24 года был лидером! Горбачев ломает систему, пора менять кадры! Надо и нам ему помогать.

Активист 2:  Правильно, Максим! Партия всегда вовремя выбирает новый курс. Завершим перестройку – изменится система! А это могут сделать только молодые, энергичные, знающие дело!

Девушка: Кто это знает дело? Колбин? А что ты слышал про него? Он вообще ни разу не был в Казахстане, не знает о нашей Республике ничего. Что, у нас нет достойных лидеров? Молодых и энергичных? А нас почему не спросили?

Честный бунтарь: Ребята, а ведь правда, демократия – это власть народа! Опять сами всё решили, а когда же будут считаться с нами? С нашим мнением. Опять мы – «винтиками»  оказались?

Активист 2: А давайте напишем Горбачёву.

Активист 1:  Кто же ему наше письмо даст читать? Давайте лучше спросим у нашего руководства -  что они ответят? Почему опять без народа власть поменяли?

Честный бунтарь: Да! Сколько можно!

Скептик: Зря вы это затеяли, бесполезно. Это право ЦК КПСС принимать такие решения. Всё равно у вас ничего не получится!

Девушка: Ну, Тимур, с тобой перестройку не сделаешь! Ребята, пошли на площадь, спросим у ЦК КПК. Почему Колбин, а не наш, Казахстанский?

Активист 1: Почему без нас? А где народ?

Честный бунтарь:  Пошли!

Активист 2: Ребята, может, всё-таки письмо?

Девушка: Не смеши! Так и скажи – струсил! Боишься за своё комсомольское кресло? Ну и оставайся! Таких как ты Горбачёв скоро всех сменит.

Активист 2: Нет, с вами. Идём. Мы ведь только спросим. Я позвоню секретарю в Архитектурный – как они, пойдут с нами?

Скептик: Я, пожалуй, останусь.

Активист 1: Ну уж, нет, всем – значит – всем! Идём!

Скептик: Ладно. А вдруг Кунаева вернут!

Все: Идём, зовите ребят из других групп! Пошли на Площадь! Пусть нам объяснят! Почему Колбин из Ульяновска? Мы – за демократию! Правду не спрячешь!

Студенты уходят

Ведущий :  Так начинались эти события 17 декабря 1986 года. Вполне мирно. Молодёжь искала истину.

 

Слайд №3    17/XII  УТРО:

            Молодежь выступила с протестом против принятия решения пленума.

Власти не вышли к демонстрантам.

 

Слайд№4   17/XII      ПОЛДЕНЬ:

            На площади им. Л.И. Брежнева – 5 тысяч демонстрантов.

 

Площадь оцеплена силами МВД,

Курсантами школы милиции и

Пожарно-техническим училищем.

 

Слайд№5.   17/XII      ПОЛДЕНЬ:

Перед собравшимися выступали:

З.Камалиденов – секретарь ЦК,

С.Мукашев – Председатель президиума,

Н.Назарбаев – Председатель Совета Министров,

Г. Елемисов – прокурор Республики.

Это были не те!

Ждали Кунаева и Колбина.

 

Слайд№6.   17/XII      ВЕЧЕР:

            Первая попытка разгона демонстрантов.

Применялись:

            Пожарные машины;

                        Сапёрные лопатки;

                                    Дубинки и служебные собаки.

 

Начались массовые беспорядки.

 

Слайд№7  18/XII     УТРО,

            В Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны.

                              ВЕЧЕР:

Началась операция «Метель» - «вытеснение» демонстрантов с площади.

Демонстрация в Алма-Ате разогнана.

 

Слайд №8   18-19/XII  митинги и демонстрации протеста прошли :

            Джезказгане и Павлодаре,

            Караганде и Талды-Кургане,

            Аркалыке и Кокчетаве.

 

 (Комментарии ведущего)

 

Ведущий: Посмотрим, как эти события отражены в советских  СМИ.

 

Слайд №9-10 (фотографии газет 17-18 декабря 1986 года)

            - «Правда» - 17-18/XII

            - «Комсомольская правда» -17-18/XII

            - «Казахстанская правда» - 17-18/XII

Всё спокойно.

 

И только 19/ XII краткое сообщение ТАСС от 18/XII

На трибуне выступающий:

            «Вчера вечером и сегодня днём в Алма-Ате группа учащейся молодёжи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК КПК. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитирующие и другие националистические лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинили поджоги продовольственных магазинов, личных автомобилей, оскорбительных действий против граждан города».

            Это официальная версия.

Ведущий: Мы оцениваем события спустя 28 лет. Партия тоже дала оценку происходящему 20 лет назад.  Дважды. И каждое мнение исключало предыдущее. В этом – противоречие эпохи. В этом – беда последних советских лидеров.

Оценка 1987 года

Докладчик:

            Из постановления ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся

 «…Серьёзные ошибки и просчёты в работе партийных комитетов Республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того замалчивались или квалифицировались, как обычное хулиганство…Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ата…»

 Студент: Ложь! Мы не этого добивались!

 

Слайд №11

Лозунги:

«Каждому народу - своего руководителя!»

«Нам нужен руководитель – казах!»

«Хватит диктовать!»

«Идёт перестройка, а где демократия?»

«Мы за ленинскую национальную политику!»

 

Оценка через три года.

Докладчик:

            Из постановления Политбюро ЦК КПСС « О постановлении ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» от 18 мая 1990 года.

 

« ..1. Отметить, что выполняя постановление ЦК КПК партийные организации, советские органы Республики проводят целенаправленную работу по перестройке интернационального и патриотического воспитания. С учётом этого постановление  ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» с контроля снять.

2.Признать, что содержащаяся в постановлении оценка массовых нарушений общественного порядка в городе Алма-Ате в декабре 1986 года, как проявления казахского национализма считается ошибочной.»

 

 Ведущий: Партия стала подстраиваться под массы!

            Два дня взорвавшие жизнь в столице Республики. Расколовшие историю на ту, что было, и ту, которая будет. Заставившие всю большую страну – СССР – увидеть и услышать: в Казахстане есть проблемы и их нужно решать! А индикатором этих процессов стала молодёжь. Всё ли получилось так, как они хотели?

 

Студенты: (Вновь выходят по одному из зала на авнсцену)

Активист №2 : Меня исключили комсомола. Я мечтал поехать на ударную комсомольскую стройку по путёвке со своей девушкой. Что теперь я её скажу? Как буду жить дальше?

Активист №1 : Меня исключили из института. Какой позор для семьи! Домой я не поеду – стыдно перед аулчанами. Буду работать, попробую поступить учиться дальше в другом ВУЗе. Ведь меня провожали на учёбу всем аулом!

Скептик: Говорил я вам, зря пошли на площадь! Кунаеву так и не дали выступить. А что толку, что пытались оправдаться те, кто сам ничего не знал про назначение и ничего не решает. Сейчас бы Горбачёва услышать! Как он объяснился бы? Колбина – как он собирается работать в Республике после всего этого?

Девушка: Знаете, как нам было страшно! Ужасов натерпелись! Нас всё время какие-то парни уговаривали идти на штурм ЦК! Даже толкать начали, да мы смогли убежать вовремя! А они и водку раздавали в толпе, и громить машины потом начали, драка началась!

Ведущий:    Это действительно было страшно. Послушаем тех, кто видел это сам.

 

Слайд №12             ВИДЕО (воспоминая Ломидзе В.В.)

 

Слайд №13     ИТОГИ:

            Погибло: 2 человека.

            Пострадало: 13 общежитий,

                                       5 ВУЗов.

                                       6 предприятий торговли,

                                     4 административных здания.

            Сожжено 11, выведено из строя 24 транспортных средства.

Слайд№14   Репрессии против участников событий.   

 

Административное наказание – около 900 человек.

Отчислено из ВУЗов более 300 человек,

Уволены с работы  319 человек,

Исключены из рядов КПСС  52,

Исключены из ВЛКСМ -758,

Комсомольские взыскания – 1138.

Слайд №15.     Репрессии против участников событий.   

 

Общее число задержанных -8500 человек,

Осуждены к различным срокам лишения свободы -99,

Двое – к высшей мере наказания.

Из них К. Рыскулбекову – по обвинению в убийстве С.Савицкого –

Заменено 20 годами.

Честный бунтарь:  Ребята, а мы правильно поступили, что пошли на площадь? Нас ведь использовали, и мы остались виноваты! Только кто и зачем?

Студенты обращаются к присутствующим в зале.

ü  Надо ли нам было идти на Площадь? Может, стоило бы промолчать? Отсидеться, как раньше, дома, у телевизоров, с друзьями?

ü  Можно ли было уберечься от участия в беспорядках?

ü  Правильный ли путь борьбы выбрали?

ü  Что вам известно о событиях декабря 1986 года от родителей?

ü  Как в то время они оценивали эти события?

 

Диалог с участниками мероприятия направляется учителем истории.

 

Фрагмент песни О.Митяева «Мой отец»

Жизнь и боль - вот и все, что имею,

Да от мыслей неверных лечусь.

А вот правды сказать не умею,

Но, даст Бог, я еще научусь.

 

Учитель истории: Участники событий выразили свою правду так, как умели, так, как получилось. Они первые, кто в СССР так смело, поверив в идеалы перестройки, сказали своё слово.

 

Слайд№16            ВИДЕО

       (воспоминания студентки 2-го курса истфака 1986г Артёмовой Е.М.)

Учитель истории: Да, итог печальный – да, получилась смута. Но мы, зная о сценарии развития последних лет СССР можем с уверенностью сказать: выступление молодёжи – это попытка научиться говорить правду!

 

Ведущий:      Это выступление молодёжи в Алма-Ате сняло напряжённость в Республике, спасло нашу страну от правовых выступлений и массовой гибели людей, таких, как

(Студенты по мере названия «горячих точек» на карте отмечают красными флажками  названные населённые пункты)

1988г.

ü  Армянский погром в Сумгаите;

ü  Беспорядки в Баку. Начало столкновений в Карабахе.

1989 г.

ü  Межэтнические столкновения в Ферганской (Узбекистан) и Ошской (Киргизия) областях.

ü  Начало грузино-осетинского вооружённого конфликта;

ü  Беспорядки в Кишинёве.

1990г.

ü  Беспорядки в Душанбе;

ü  Расстрел молдавской полицией безоружных людей (Преднистровье) на мосту в Дубоссарах;

1991г.

ü  Вторжение грузинских вооружённых отрядов (грузин) в Цхинвал, обстрел города;

ü  Начало полномасштабной войны в Нагорном Карабахе;

ü  Начало гражданского конфликта в Таджикистане;

ü  Начало десятилетней войны в Чечне.

 

Ведущий: Свобода!! – вечная категория, которая требует жертв. Каждый народ, каждая страна идёт своей дорогой, борясь за свободу.

Композитор: Шевчук Ю.

Автор слов: Шевчук Ю. (Учеников  10-11 классов)

В последнюю осень ни строчки, ни вздоха

Последние песни осыпались летом

Прощальным костром догорает эпоха

И мы наблюдаем за тенью и светом

В последнюю осень

В последнюю осень

Осенняя буря шутя, разметала

Все то что душило нас пыльною ночью

Все то что давило играло, мерцало

Осиновым ветром разорвано в клочья

В последнюю осень

В последнюю осень

 

Слайд №17. фотографии из газет.

            Уже 15 лет Казахстан идёт по пути прогресса, созидания, поступательного развития, добиваясь значительных успехов.

            Степной орёл, как символ свободы Казахстана показывает дорогу к тому будущему, которое уже ясно просматривается. Казахстану – быть среди 50 сильнейших государств мира.

Мы сможем добиться ещё большего!

 

Песня в исполнении ученика 10 класса и всех участников встречи песня «Орёл» А. Маршала.

Когда-то помню в детстве я

Мне пела матушка моя

О том, что есть счастливый край,

В котором жизнь – не жизнь, а рай.

Там нет ни слёз, ни бед, ни бурь,

А в небе чистом, как лазурь

Над очертанием рек и сёл

Парит, парит степной орёл.

Припев:

Не улетай, не улетай,

Ещё немного покружи

И в свой чудесный, дивный край

Ты мне дорогу покажи.

И хоть он очень далеко,

Ты долетишь туда легко,

Преодолеешь путь любой,

Прошу, возьми меня с собой.

Возьми меня с собой

Возьми меня с собой

 

 

 

На трибуне выступающий . На слайде фотография М.С. Горбачёва.

                РАХМЕТ «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства  Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму, а не в сторону от него…Кадры и Система: Мы действительно отобрали лучшие кадры…но как только человек оказывался в этой… системе, он начинал делать то, что требовала система. Поэтому вообще вопрос стоит так: нам надо заменить и модель политического руководства, и управления экономикой… Если мы этого не сделаем, система любого поставит на место.»

Примечание: продолжительность – 18 минут.

Студенты  сидят  среди зрителей, встают по очереди, выходя на авансцену, свободно рассаживаясь

Алмагуль Девушка : Ребята, вы слышали? Вчера внеочередной Пленум прошёл. Кунаева сняли! Назначили Колбина -  из Ульяновска – кто такой? Ничего про него не слышали?

Кристина Горбач  Активист 1: Наконец-то! Сколько можно ждать. Перестройка началась, а у нас в Казахстане ничего не меняется – всё по старому. Надоело! Может, теперь начнется демократия с новым лидером! Как его зовут?

Алмагуль Девушка: Колбин из Ульяновска.

Темирлан Скептик:  А ты думаешь, что сменили Первого секретаря – и всё, вот  она – перестройка? Вот она демократия! Чем тебе не нравилось при Динмухамеде Ахметовиче? При нём в Казахстане здорово пошли дела – и в промышленности, и в сельском хозяйстве. А транспорт – когда такое было? Даже в посёлках асфальт кладут!

Толя Честный бунтарь: А ты роман Бека  «Новое назначение» читал? Как здорово там представлен человек – наш советский – «винтиком», потому что он в системе! А Кунаев 24 года был лидером! Горбачев ломает систему, пора менять кадры! Надо и нам ему помогать.

Жанар Активист 2:  Правильно, Максим! Партия всегда вовремя выбирает новый курс. Завершим перестройку – изменится система! А это могут сделать только молодые, энергичные, знающие дело!

Алмагуль Девушка: Кто это знает дело? Колбин? А что ты слышал про него? Он вообще ни разу не был в Казахстане, не знает о нашей Республике ничего. Что, у нас нет достойных лидеров? Молодых и энергичных? А нас почему не спросили?

Толя Честный бунтарь: Ребята, а ведь правда, демократия – это власть народа! Опять сами всё решили, а когда же будут считаться с нами? С нашим мнением. Опять мы – «винтиками»  оказались?

Жанар Активист 2: А давайте напишем Горбачёву.

Горбач Кристина Активист 1:  Кто же ему наше письмо даст читать? Давайте лучше спросим у нашего руководства -  что они ответят? Почему опять без народа власть поменяли?

Толя Честный бунтарь: Да! Сколько можно!

Темирлан Скептик: Зря вы это затеяли, бесполезно. Это право ЦК КПСС принимать такие решения. Всё равно у вас ничего не получится!

Алмагуль Девушка: Ну, Тимур, с тобой перестройку не сделаешь! Ребята, пошли на площадь, спросим у ЦК КПК. Почему Колбин, а не наш, Казахстанский?

Кристина Активист 1: Почему без нас? А где народ?

Толя Честный бунтарь:  Пошли!

Жанар Активист 2: Ребята, может, всё-таки письмо?

АлмагульДевушка: Не смеши! Так и скажи – струсил! Боишься за своё комсомольское кресло? Ну и оставайся! Таких как ты Горбачёв скоро всех сменит.

Жанар Активист 2: Нет, с вами. Идём. Мы ведь только спросим. Я позвоню секретарю в Архитектурный – как они, пойдут с нами?

Темирлан Скептик: Я, пожалуй, останусь.

Горбач Кристина Активист 1: Ну уж, нет, всем – значит – всем! Идём!

Темирлан Скептик: Ладно. А вдруг Кунаева вернут!

Все: Идём, зовите ребят из других групп! Пошли на Площадь! Пусть нам объяснят! Почему Колбин из Ульяновска? Мы – за демократию! Правду не спрячешь!

 

Ведущий: Посмотрим, как эти события отражены в советских  СМИ.

 

Слайд №9-10 (фотографии газет 17-18 декабря 1986 года)

                - «Правда» - 17-18/XII

                - «Комсомольская правда» -17-18/XII

                - «Казахстанская правда» - 17-18/XII

Всё спокойно.

 

И только 19/ XII краткое сообщение ТАСС от 18/XII

РАШИД На трибуне выступающий:

                «Вчера вечером и сегодня днём в Алма-Ате группа учащейся молодёжи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК КПК. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитирующие и другие националистические лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинили поджоги продовольственных магазинов, личных автомобилей, оскорбительных действий против граждан города».

                Это официальная версия.

Ведущий: Мы оцениваем события спустя 28 лет. Партия тоже дала оценку происходящему 28 лет назад.     Дважды. И каждое мнение исключало предыдущее. В этом – противоречие эпохи. В этом – беда последних советских лидеров.

Оценка 1987 года

Докладчик: АНТОН

                Из постановления ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся

 «…Серьёзные ошибки и просчёты в работе партийных комитетов Республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того замалчивались или квалифицировались, как обычное хулиганство…Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ата…»

 АЛМАГУЛЬ Студент: Ложь! Мы не этого добивались!

 

Оценка через три года.

Докладчик:Саша Людвиг

                Из постановления Политбюро ЦК КПСС « О постановлении ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» от 18 мая 1990 года.

 

« ..1. Отметить, что выполняя постановление ЦК КПК партийные организации, советские органы Республики проводят целенаправленную работу по перестройке интернационального и патриотического воспитания. С учётом этого постановление  ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» с контроля снять.

2.Признать, что содержащаяся в постановлении оценка массовых нарушений общественного порядка в городе Алма-Ате в декабре 1986 года, как проявления казахского национализма считается ошибочной.»

 

 Ведущий: Партия стала подстраиваться под массы!

                Два дня взорвавшие жизнь в столице Республики. Расколовшие историю на ту, что было, и ту, которая будет. Заставившие всю большую страну – СССР – увидеть и услышать: в Казахстане есть проблемы и их нужно решать! А индикатором этих процессов стала молодёжь. Всё ли получилось так, как они хотели?

 

Студенты: (Вновь выходят по одному из зала на авнсцену)

Активист №2 ЖАНАР : Меня исключили комсомола. Я мечтал поехать на ударную комсомольскую стройку по путёвке со своей девушкой. Что теперь я её скажу? Как буду жить дальше?

Активист №1  ГОРБАЧ КРИСТИНА : Меня исключили из института. Какой позор для семьи! Домой я не поеду – стыдно перед аулчанами. Буду работать, попробую поступить учиться дальше в другом ВУЗе. Ведь меня провожали на учёбу всем аулом!

Скептик ТЕМИРЛАН : Говорил я вам, зря пошли на площадь! Кунаеву так и не дали выступить. А что толку, что пытались оправдаться те, кто сам ничего не знал про назначение и ничего не решает. Сейчас бы Горбачёва услышать! Как он объяснился бы? Колбина – как он собирается работать в Республике после всего этого?

АЛМАГУЛЬ Девушка: Знаете, как нам было страшно! Ужасов натерпелись! Нас всё время какие-то парни уговаривали идти на штурм ЦК! Даже толкать начали, да мы смогли убежать вовремя! А они и водку раздавали в толпе, и громить машины потом начали, драка началась!

Ведущий:    Это действительно было страшно. Послушаем тех, кто видел это сам.

Заменено 20 годами.

Честный бунтарь ТОЛЯ :  Ребята, а мы правильно поступили, что пошли на площадь? Нас ведь использовали, и мы остались виноваты! Только кто и зачем?

Студенты обращаются к присутствующим в зале.

ü  Надо ли нам было идти на Площадь? Может, стоило бы промолчать? Отсидеться, как раньше, дома, у телевизоров, с друзьями?

ü  Можно ли было уберечься от участия в беспорядках?

ü  Правильный ли путь борьбы выбрали?

ü  Что вам известно о событиях декабря 1986 года от родителей?

ü  Как в то время они оценивали эти события?

Диалог с участниками мероприятия направляется учителем истории.

Ведущий: Свобода!! – вечная категория, которая требует жертв. Каждый народ, каждая страна идёт своей дорогой, борясь за свободу.

Слайд №17. фотографии из газет.

                Уже 23  года  Казахстан идёт по пути прогресса, созидания, поступательного развития, добиваясь значительных успехов.

                Степной орёл, как символ свободы Казахстана показывает дорогу к тому будущему, которое уже ясно просматривается. Казахстану – быть среди 50 сильнейших государств мира.

Мы сможем добиться ещё большего!

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории Казахстана в 10-11 классах. Тема: Репортаж из декабря 86…Осмысление событий"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Г.К. Дисенбаева

Учитель истории и географии

Раздольненской СОШ

Зеленовский район

Западно-Казахстанская область

 

 

Тема: Репортаж  из декабря  86…Осмысление событий.

Содержание: сценарий проведения внеклассного мероприятия, посвящённое  декабрьских событий.

Цель:  Показать  сложности и трудности процесса демократизации в

          Республике, последствия для участников и значимость

          борьбы за свободу.

Задачи:

1)образовательные: познакомить с хроникой событий, свидетельством очевидцев;

2) воспитательные: формирование активной жизненной позиции, казахстанского патриотизма;

3) развивать навыки: а) осмысления политических событий, б)умение давать оценку происшедшему, в)ораторское искусство.

Форма проведения: репортаж с места событий с элементом театрализованного представления.

 Межпредметные связи: новейшая история Казахстана, литература, информатика.

Методы:интерактивные, анализа и обобщения.

Оформление:карта СССР, на которой отмечена динамика формирования «горячих» точек 1998-91 годов красными флажками, кафедра.

ТСО: мультимедийный комплекс, магнитофон.

Участники: учащиеся 10 -11 класса.

Место проведения: большой кабинет или малый зал.

Предварительное задание для участников встречи: выяснить у родителей:

·         Что известно о событиях декабря 1986 года?

·         Как в то время они оценивали эти события?

Участники театрализации: ученики 10 -11класса.

Действующие лица:

 Ведущий.

Студенты: активист 1, активист 2 – комсомольский вожак, скептик, честный бунтарь, девушка.

Докладчик

Песня О. Митяева «Мой отец» в записи.

МОЙ ОТЕЦ

О.Митяев

 

Мой отец алкоголиком не был,

Хоть и выпить считал - не грешно.

Хорошо было с водкой. И с хлебом

Не всегда было так хорошо.

Тридцать лет профсоюзных событий,

Ни прогулов, ни громких побед,

Восемь грамот, привод в вытрезвитель

И награда за выслугу лет.

 

        Люди будущего - на фронтонах ДК...

        Да задумчивый стих Окуджавы...

        И, как цены, волненья снижались тогда

        За прекрасное "завтра" державы.

 

Очень рано отца хоронили...

Очень много, казалось ему,

Мы неправды тогда говорили,

Да все думал - видней наверху,

Верил Сталину, верил Хрущеву,

Верил, верил, работал и пил...

И быть может, пожил он еще бы,

Если б он алкоголиком был.

 

        А с фронтона ДК, как и прежде, глядят

        Те слепые красивые лица.

        И все так же, как прежде, лет тридцать назад, -

        Радость в гипсовых белых глазницах.

 

Не сорваться бы, не закружиться

Да мозги бы свои не пропить,

Да молитвы читать научиться,

Чтоб отца и детей не забыть.

Жизнь и боль - вот и все, что имею,

Да от мыслей неверных лечусь.

А вот правды сказать не умею,

Но, даст Бог, я еще научусь.

1986

 

Ведущий: Мы начинаем репортаж из прошлого. Начало новой эпохи,

 « прекрасного завтра державы». Начало перестройки. Начало надежд на лучшее. Итак, 1985 год, Москва

 

На трибуне выступающий. На слайде фотография М.С. Горбачёва.

            «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства  Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму, а не в сторону от него…Кадры и Система: Мы действительно отобрали лучшие кадры…но как только человек оказывался в этой… системе, он начинал делать то, что требовала система. Поэтому вообще вопрос стоит так: нам надо заменить и модель политического руководства, и управления экономикой… Если мы этого не сделаем, система любого поставит на место.»

 

Ведущий:Казахская Советская Социалистическая Республика, далёкий 1986 год, декабрь, ставший началом и концом – нового и старого, прошлого и настоящего.

 

Слайд №2

Хроника событий:

16/XII 1986 года.

            Состоялся пленум ЦК КПК.

Повестка дня:

1.Организационный вопрос.

            Выборы первого секретаря ЦК КПК.

Решили:

            Первым секретарём единогласно избран  тов. Г.В. Колбин.

Тов. Д.А. Кунаев отправлен в отставку.

Примечание: продолжительность – 18 минут.

 

Студенты  сидят  среди зрителей, встают по очереди, выходя на авансцену, свободно рассаживаясь

Девушка : Ребята, вы слышали? Вчера внеочередной Пленум прошёл. Кунаева сняли! Назначили Колбина -  из Ульяновска – кто такой? Ничего про него не слышали?

Активист 1: Наконец-то! Сколько можно ждать. Перестройка началась, а у нас в Казахстане ничего не меняется – всё по старому. Надоело! Может, теперь начнется демократия с новым лидером! Как его зовут?

Девушка: Колбин из Ульяновска.

Скептик:  А ты думаешь, что сменили Первого секретаря – и всё, вот  она – перестройка? Вот она демократия! Чем тебе не нравилось при Динмухамеде Ахметовиче? При нём в Казахстане здорово пошли дела – и в промышленности, и в сельском хозяйстве. А транспорт – когда такое было? Даже в посёлках асфальт кладут!

Честный бунтарь: А ты роман Бека  «Новое назначение» читал? Как здорово там представлен человек – наш советский – «винтиком», потому что он в системе! А Кунаев 24 года был лидером! Горбачев ломает систему, пора менять кадры! Надо и нам ему помогать.

Активист 2:  Правильно, Максим! Партия всегда вовремя выбирает новый курс. Завершим перестройку – изменится система! А это могут сделать только молодые, энергичные, знающие дело!

Девушка: Кто это знает дело? Колбин? А что ты слышал про него? Он вообще ни разу не был в Казахстане, не знает о нашей Республике ничего. Что, у нас нет достойных лидеров? Молодых и энергичных? А нас почему не спросили?

Честный бунтарь: Ребята, а ведь правда, демократия – это власть народа! Опять сами всё решили, а когда же будут считаться с нами? С нашим мнением. Опять мы – «винтиками»  оказались?

Активист 2: А давайте напишем Горбачёву.

Активист 1:  Кто же ему наше письмо даст читать? Давайте лучше спросим у нашего руководства -  что они ответят? Почему опять без народа власть поменяли?

Честный бунтарь: Да! Сколько можно!

Скептик:Зря вы это затеяли, бесполезно. Это право ЦК КПСС принимать такие решения. Всё равно у вас ничего не получится!

Девушка: Ну, Тимур, с тобой перестройку не сделаешь! Ребята, пошли на площадь, спросим у ЦК КПК. Почему Колбин, а не наш, Казахстанский?

Активист 1: Почему без нас? А где народ?

Честный бунтарь:  Пошли!

Активист 2: Ребята, может, всё-таки письмо?

Девушка: Не смеши! Так и скажи – струсил! Боишься за своё комсомольское кресло? Ну и оставайся! Таких как ты Горбачёв скоро всех сменит.

Активист 2: Нет, с вами. Идём. Мы ведь только спросим. Я позвоню секретарю в Архитектурный – как они, пойдут с нами?

Скептик: Я, пожалуй, останусь.

Активист 1: Ну уж, нет, всем – значит – всем! Идём!

Скептик: Ладно. А вдруг Кунаева вернут!

Все: Идём, зовите ребят из других групп! Пошли на Площадь! Пусть нам объяснят! Почему Колбин из Ульяновска? Мы – за демократию! Правду не спрячешь!

Студенты уходят

Ведущий :  Так начинались эти события 17 декабря 1986 года. Вполне мирно. Молодёжь искала истину.

 

Слайд №3    17/XII  УТРО:

            Молодежь выступила с протестом против принятия решения пленума.

Власти не вышли к демонстрантам.

 

Слайд№4   17/XII      ПОЛДЕНЬ:

            На площади им. Л.И. Брежнева – 5 тысяч демонстрантов.

 

Площадь оцеплена силами МВД,

Курсантами школы милиции и

Пожарно-техническим училищем.

 

Слайд№5.   17/XII      ПОЛДЕНЬ:

Перед собравшимися выступали:

З.Камалиденов – секретарь ЦК,

С.Мукашев – Председатель президиума,

Н.Назарбаев – Председатель Совета Министров,

Г. Елемисов – прокурор Республики.

Это были не те!

Ждали Кунаева и Колбина.

 

Слайд№6.   17/XII      ВЕЧЕР:

            Первая попытка разгона демонстрантов.

Применялись:

            Пожарные машины;

                        Сапёрные лопатки;

                                   Дубинки и служебные собаки.

 

Начались массовые беспорядки.

 

Слайд№7  18/XII     УТРО,

            В Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны.

                              ВЕЧЕР:

Началась операция «Метель» - «вытеснение» демонстрантов с площади.

Демонстрация в Алма-Ате разогнана.

 

Слайд №8   18-19/XII  митинги и демонстрации протеста прошли :

            Джезказгане и Павлодаре,

            Караганде и Талды-Кургане,

            Аркалыке и Кокчетаве.

 

 (Комментарии ведущего)

 

Ведущий: Посмотрим, как эти события отражены в советских  СМИ.

 

Слайд №9-10 (фотографии газет 17-18 декабря 1986 года)

            - «Правда» - 17-18/XII

            - «Комсомольская правда» -17-18/XII

            - «Казахстанская правда» - 17-18/XII

Всё спокойно.

 

И только 19/ XII краткое сообщение ТАСС от 18/XII

На трибуне выступающий:

            «Вчера вечером и сегодня днём в Алма-Ате группа учащейся молодёжи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК КПК. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитирующие и другие националистические лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинили поджоги продовольственных магазинов, личных автомобилей, оскорбительных действий против граждан города».

            Это -  официальная версия.

Ведущий: Мы оцениваем события спустя 28 лет. Партия тоже дала оценку происходящему 20 лет назад.            Дважды. И каждое мнение исключало предыдущее. В этом – противоречие эпохи. В этом – беда последних советских лидеров.

Оценка 1987 года

Докладчик:

            Из постановления ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся

 «…Серьёзные ошибки и просчёты в работе партийных комитетов Республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того замалчивались или квалифицировались, как обычное хулиганство…Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ата…»

 Студент:Ложь! Мы не этого добивались!

 

Слайд №11

Лозунги:

«Каждому народу - своего руководителя!»

«Нам нужен руководитель – казах!»

«Хватит диктовать!»

«Идёт перестройка, а где демократия?»

«Мы за ленинскую национальную политику!»

 

Оценка через три года.

Докладчик:

            Из постановления Политбюро ЦК КПСС « О постановлении ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» от 18 мая 1990 года.

 

« ..1. Отметить, что выполняя постановление ЦК КПК партийные организации, советские органы Республики проводят целенаправленную работу по перестройке интернационального и патриотического воспитания. С учётом этого постановление  ЦК КПСС «О работе Казахской республиканской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» с контроля снять.

2.Признать, что содержащаяся в постановлении оценка массовых нарушений общественного порядка в городе Алма-Ате в декабре 1986 года, как проявления казахского национализма считается ошибочной.»

 

 Ведущий: Партия стала подстраиваться под массы!

            Два дня взорвавшие жизнь в столице Республики. Расколовшие историю на ту, что было, и ту, которая будет. Заставившие всю большую страну – СССР – увидеть и услышать: в Казахстане есть проблемы и их нужно решать! А индикатором этих процессов стала молодёжь. Всё ли получилось так, как они хотели?

 

Студенты:(Вновь выходят по одному из зала на авнсцену)

Активист №2 : Меня исключили комсомола. Я мечтал поехать на ударную комсомольскую стройку по путёвке со своей девушкой. Что теперь я её скажу? Как буду жить дальше?

Активист №1 : Меня исключили из института. Какой позор для семьи! Домой я не поеду – стыдно перед аулчанами. Буду работать, попробую поступить учиться дальше в другом ВУЗе. Ведь меня провожали на учёбу всем аулом!

Скептик: Говорил я вам, зря пошли на площадь! Кунаеву так и не дали выступить. А что толку, что пытались оправдаться те, кто сам ничего не знал про назначение и ничего не решает. Сейчас бы Горбачёва услышать! Как он объяснился бы? Колбина – как он собирается работать в Республике после всего этого?

Девушка: Знаете, как нам было страшно! Ужасов натерпелись! Нас всё время какие-то парни уговаривали идти на штурм ЦК! Даже толкать начали, да мы смогли убежать вовремя! А они и водку раздавали в толпе, и громить машины потом начали, драка началась!

Ведущий:    Это действительно было страшно. Послушаем тех, кто видел это сам.

 

Слайд №12             ВИДЕО (воспоминая Ломидзе В.В.)

 

Слайд №13     ИТОГИ:

            Погибло: 2 человека.

            Пострадало: 13 общежитий,

                                      5 ВУЗов.

                                      6 предприятий торговли,

                                     4 административных здания.

            Сожжено 11, выведено из строя 24 транспортных средства.

Слайд№14   Репрессии против участников событий.   

 

Административное наказание – около 900 человек.

Отчислено из ВУЗов более 300 человек,

Уволены с работы  319 человек,

Исключены из рядов КПСС  52,

Исключены из ВЛКСМ -758,

Комсомольские взыскания – 1138.

Слайд №15.     Репрессии против участников событий.   

 

Общее число задержанных -8500 человек,

Осуждены к различным срокам лишения свободы -99,

Двое – к высшей мере наказания.

Из них К. Рыскулбекову – по обвинению в убийстве С.Савицкого –

Заменено 20 годами.

Честный бунтарь:  Ребята, а мы правильно поступили, что пошли на площадь? Нас ведь использовали, и мы остались виноваты! Только кто и зачем?

Студенты обращаются к присутствующим в зале.

ü  Надо ли нам было идти на Площадь? Может, стоило бы промолчать? Отсидеться, как раньше, дома, у телевизоров, с друзьями?

ü  Можно ли было уберечься от участия в беспорядках?

ü  Правильный ли путь борьбы выбрали?

ü  Что вам известно о событиях декабря 1986 года от родителей?

ü  Как в то время они оценивали эти события?

 

Диалог с участниками мероприятия направляется учителем истории.

 

Фрагмент песни О.Митяева «Мой отец»

Жизнь и боль - вот и все, что имею,

Да от мыслей неверных лечусь.

А вот правды сказать не умею,

Но, даст Бог, я еще научусь.

 

Учитель истории: Участники событий выразили свою правду так, как умели, так, как получилось. Они первые, кто в СССР так смело, поверив в идеалы перестройки, сказали своё слово.

 

Слайд№16            ВИДЕО

       (воспоминания студентки 2-го курса истфака 1986г Артёмовой Е.М.)

Учитель истории: Да, итог печальный – да, получилась смута. Но мы, зная о сценарии развития последних лет СССР можем с уверенностью сказать: выступление молодёжи – это попытка научиться говорить правду!

 

Ведущий:      Это выступление молодёжи в Алма-Ате сняло напряжённость в Республике, спасло нашу страну от правовых выступлений и массовой гибели людей, таких, как

(Студенты по мере названия «горячих точек» на карте отмечают красными флажками  названные населённые пункты)

1988г.

ü  Армянский погром в Сумгаите;

ü  Беспорядки в Баку. Начало столкновений в Карабахе.

1989 г.

ü  Межэтнические столкновения в Ферганской (Узбекистан) и Ошской (Киргизия) областях.

ü  Начало грузино-осетинского вооружённого конфликта;

ü  Беспорядки в Кишинёве.

1990г.

ü  Беспорядки в Душанбе;

ü  Расстрел молдавской полицией безоружных людей (Преднистровье) на мосту в Дубоссарах;

1991г.

ü  Вторжение грузинских вооружённых отрядов (грузин) в Цхинвал, обстрел города;

ü  Начало полномасштабной войны в Нагорном Карабахе;

ü  Начало гражданского конфликта в Таджикистане;

ü  Начало десятилетней войны в Чечне.

 

Ведущий: Свобода!! – вечная категория, которая требует жертв. Каждый народ, каждая страна идёт своей дорогой, борясь за свободу.

Композитор: Шевчук Ю.

Автор слов: Шевчук Ю. (Учеников  10-11 классов)

В последнюю осень ни строчки, ни вздоха

Последние песни осыпались летом

Прощальным костром догорает эпоха

И мы наблюдаем за тенью и светом

В последнюю осень

В последнюю осень

Осенняя буря шутя, разметала

Все то что душило нас пыльною ночью

Все то что давило играло, мерцало

Осиновым ветром разорвано в клочья

В последнюю осень

В последнюю осень

 

Слайд №17. фотографии из газет.

            Уже 15 лет Казахстан идёт по пути прогресса, созидания, поступательного развития, добиваясь значительных успехов.

            Степной орёл, как символ свободы Казахстана показывает дорогу к тому будущему, которое уже ясно просматривается. Казахстану – быть среди 50 сильнейших государств мира.

Мы сможем добиться ещё большего!

 

Песня в исполнении ученика 10 класса и всех участников встречи песня «Орёл» А. Маршала.

Когда-то помню в детстве я

Мне пела матушка моя

О том, что есть счастливый край,

В котором жизнь – не жизнь, а рай.

Там нет ни слёз, ни бед, ни бурь,

А в небе чистом, как лазурь

Над очертанием рек и сёл

Парит, парит степной орёл.

Припев:

Не улетай, не улетай,

Ещё немного покружи

И в свой чудесный, дивный край

Ты мне дорогу покажи.

И хоть он очень далеко,

Ты долетишь туда легко,

Преодолеешь путь любой,

Прошу, возьми меня с собой.

Возьми меня с собой

Возьми меня с собой

 

 

 

На трибуне выступающий . На слайде фотография М.С. Горбачёва.

                РАХМЕТ «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию с

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4718
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 374
    • DOCX 51.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дисенбаева Гульжан Каировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дисенбаева Гульжан Каировна
    Дисенбаева Гульжан Каировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2554
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 728 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека