МКОУ «Извековская основная
общеобразовательная школа»Большесолдатского района, Курской области
Открытый урок
Предмет:
история
Тема
«Ассирийская держава»
Класс:
5
Учитель:
Струтинская О.А.
Уч.год.:
2014-2015
Конспект открытого урока по истории
Древнего мира в 5 классе
Тема: Ассирийская
держава.
Цель : ознакомление
учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с
причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев,
их нравами и обычаями.
Задачи урока:
Образовательная: установить
связь между началом железного века и появлением могучей военной державы-
Ассирии.
Развивающая: развивать
способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания,
хорошо ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательная: осознать
вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры
всего мира.
Методы, использованные на уроке:
беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная
работа, рефлексия, коррекция.
Формы работы: работа
в парах, индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.
Понимать/знать: знать,
когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи
ассирийцев.
Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической
картой.
Плакаты:
·
"Ниневия - город крови";
·
"Ассирия - логово львов";
·
"Цари - владыки вселенной".
Тип
урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Причины
возникновения Ассирийской державы.
2. Освоение
железа.
3. Ассирийское
войско.
4. Завоевания
ассирийских царей.
5. Гибель
Ассирийского царства.
Ход урока.
I Мобилизующий этап урока.Предлагаю с помощью смайликов
отобразить своё настроение в
начале урока
II Актуализация знаний. Загадки
Загадки.
1. Евреи после
странствий и скитаний
Искали
плодородную долину,
Ведь Моисей,
согласно всем преданьям,
Ведет их в
область, названную… (Палестиной).
2. У этой крепости
решалась их судьба,
Все это было
правда, а не сон,
В едином крике
завершилась та борьба,
Названье этой
крепости… (Иерихон).
3. Есть главный
город в каждом государстве,
Его столицей
называют.
И таким для
всех евреев Израильского царства
Стал город,
называемый… (Иерусалим).
4. В его правление
на холме построен храм,
В честь бога
Яхве появился он,
Народ был
благодарен мастерам,
Правителя же
имя… (Соломон).
-Давайте по
карте и атласам отправимся на восток от Палестины:
-Какая древняя
цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?
- На этой
территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна
из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?
-Как называлась
другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что
особенного в этой цивилизации?
- А теперь
посмотрите на север Междуречья.
Во II
– I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия,
частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в
мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. (Работа с картой. Слайд
№ 1 )
II1 Целеполагание. Определение темы урока
1.Создание проблемной
ситуации.
Учитель знакомит учащихся с
мнением двух археологов
- люди благодарны государству,
которое первым стало использовать железо.
- все ненавидели Ассирийское
государство
Плакаты:
·
"Ниневия - город крови";
·
"Ассирия - логово львов";
·
"Цари - владыки вселенной".
Ассирийцы
вели
войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь
воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то
назвали «
Городом крови»
Почему? Хотите
узнать?
Чему сегодня
посвящаем урок?
Что будем
исследовать?
IIIПроблемный вопрос:Почему Ассирийцы создали ненавистное всем
государство?
Задача:
«В гробнице египетского фараона
Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи,
которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего
три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».
- Предположите, почему железных
изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников:
железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес
золота.
Широкое освоение железа
произошло около 10-го века до н.э.
-лента времени,
-какие металлы использовали до
железа?
Учитель:
Какой металл применялся во время
построения пирамиды Хеопса?
Предполагаемый ответ учеников:
медь.
Учитель:
Какой металл использовали во времена
правления Хаммурапи?
Предполагаемый ответ учеников: (бронза)
Учитель:
Когда стало применяться железо?
(используйте линию времени)
Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в
до н.э.)
Учитель:
Где стали использовать железо, как
орудие труда?
Предполагаемый ответ учеников: (в
земледелии).
10 век до н.э. – широкое применение
железа.
Тысячи лет люди ходили по
рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой
можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо
попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных
тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным
камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже
золота.
Вопрос: Вспомните, какими
двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра
и Евфрата? Ассирия же горная страна,
скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной
кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами
рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и
земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими
плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми
условиями для жизни людей.
Ассирийское войско (работа в
группе) Составление фишбоуна. Слайды № 2, 3, 4, 5, 6
Карточка
№ 1Ассирийцы
создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме
пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска
и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного
превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств,
необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для
наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей
шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом
городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.
Карточка
№ 2
Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я
взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу
свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости
сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои
я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском
злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…
Каким
вооружением пользовались ассирийцы?
Изображение ассирийского воина
(Слайд № 2)
-конница
При нападении страшны были
также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них
обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и
оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия
старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал,
воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали
беглецов в реку.
В Ассирии впервые появилась
конница как самостоятельный род войск.
-осада городов
После того как пройдет
ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят
орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с
металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с
железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну – ка, ну – ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Давайте же попробуем выяснить,
действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу
Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови
-жестокость
Карточка
№ 3 Отрывок
из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч
человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов,
крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в
Ассирию».
Какой
вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских
подходов? Слайд № 7
Карточка
№4В
8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с
богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали
необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на
страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей,
покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты
или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли
Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей
Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены,
а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный
город».
Карточка № 5Из
надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как
реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото;
прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что
можно сказать о завоевателях?
Завоевания ассирийских царей Прослеживают по карте.
Слайд
Урарту
Финикия
Палестина
Египет
Определение «держава»- в
тетрадь, работа с контурными картами.
Достижения Ассирии.Работа
в парах по уч. стр. 85(царский дворец,
библиотека глиняных книг) Последним ассирийским царём был
Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612
г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена
вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека
Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые
книги и мифы народов Древнего Двуречья.Слайд № 8, 9
Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)Слайд № 10
Ответ на проблемный вопрос:Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?
-Ассирийцы были жестокими,
убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.
IV. Закрепление новой темы:
Составление
синквейна
Правила
написания синквейна :
На
первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема
синквейна.
На
второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На
третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к
теме синквейна.
На
четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких
слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое
отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата,
пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая
строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает
личное отношение учащегося к теме.
Ассирия
Могучая, жестокая
Воевала, убивала, пленяла
Но оставила культурное
наследие – библиотеку
Великая
Составление кластера «Ассирия-ассоциации»
Подводя итог урока отметим:
1. древние ассирийцы создали огромную
державу, завоевав многих соседей;
2. крупные завоевания ассирийцев стали
возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;
3. в Ассирии так же развивалось искусство
– строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.
V. Рефлексия:
В какую страну мы сегодня
совершили путешествие?
«Меня удивило на
уроке……………………..»
«Я сумел понять,
что………………………….»
«Я не успел на уроке
………………………....»
«Я бы еще хотел узнать о том,
что…………»
Возвращаемся к смайликам.
Прошу показать своё настроение в конце урока
VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо
или зло для человечества?» или рисунок.
Дополнительный
материал в оставшееся время.
Археологические раскопки,
проводившиеся на территории Месопотамии с сер. 19 в., открыли остатки древних
ассирийских городов, представлявших собой цитадели с огромными
дворцово-культовыми комплексами (крупнейшими городами Ассирии были Ашшур,
Ниневия, Кальху). Значительным достижением ассирийцев была историческая
хроника. К числу наиболее распространенных ассирийских текстов относятся
царские надписи, т. е. «анналы». Помимо создания анналов именно ассирийцы
широко практиковали переписывание уже существовавших произведений с целью их
сохранения. Один из крупнейших клинописных архивов — библиотека Ашшурбанипала,
найденная при раскопках Ниневии, — фактически главный источник о многих
сторонах жизни Двуречья. Дворцовые комплексы в Ассирии, как и в остальной Месопотамии,
представляли собой сложное сочетание внутренних, обнесенных оградой дворов,
помещений святилищ, соединявших в себе также хозяйственные функции и функции
жреческих жилищ. До нас дошли великолепные настенные рельефы в основном из
дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II в Калахе, Саргона II в Дур-Шаррукине,
Ашшурбанипала в Ниневии. Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры
крылатых духов, полубыков-полулюдей — ламассу, защитников царя и царского дома.
Стены дворцов с фризами покрывали рельефы, вероятно, первоначально расписанные.
В целом, для ассирийского искусства характерны повествовательность действия и
документальность: рельефы представляют своего рода хронику событий,
происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными
надписями, по существу дополняя царские анналы. Шедевры ассирийского искусства
— рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце
Ашшурбанипала в Ниневии. Помимо рельефов известны и памятники ассирийской
круглой скульптуры, хотя встречаются они достаточно редко, что, скорее всего,
объясняется отсутствием твердых пород камня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.