Главная / История / Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать материал
hello_html_77b31047.gifhello_html_m2017ab6a.gifhello_html_m2ba6694f.gifhello_html_m2b2d71d6.gif



МКОУ «Извековская основная общеобразовательная школа»Большесолдатского района, Курской области






Открытый урок


Предмет: история

Тема «Ассирийская держава»

Класс: 5

Учитель: Струтинская О.А.

Уч.год.: 2014-2015

















Конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема: Ассирийская держава.

Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Задачи урока:

Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.

Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.

Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.

Плакаты:

  • "Ниневия - город крови";

  • "Ассирия - логово львов";

  • "Цари - владыки вселенной".



Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Причины возникновения Ассирийской державы.

  1. Освоение железа.

  2. Ассирийское войско.

  3. Завоевания ассирийских царей.

  4. Гибель Ассирийского царства.










































Ход урока.

I Мобилизующий этап урока.Предлагаю с помощью смайликов1604558-09aa5771a4b11601.gif1604571-3be24ac086ad4aa7.gif1604555-ad32c25e94a984fc.gif

отобразить своё настроение в начале урока

II Актуализация знаний. Загадки

Загадки.

1. Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную… (Палестиной).


2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Названье этой крепости… (Иерихон).


3. Есть главный город в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев Израильского царства

Стал город, называемый… (Иерусалим).


4. В его правление на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя… (Соломон).


-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.


Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. (Работа с картой. Слайд № 1 )



II1 Целеполагание. Определение темы урока

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель знакомит учащихся с мнением двух археологов

- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- все ненавидели Ассирийское государство

Плакаты:

  • "Ниневия - город крови";

  • "Ассирия - логово львов";

  • "Цари - владыки вселенной".

Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то назвали « Городом крови»


Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?



IIIПроблемный вопрос:Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?

Задача:

«В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».

- Предположите, почему железных изделий так мало?

Предполагаемый ответ учеников: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес

золота.

Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.

-лента времени,

-какие металлы использовали до железа?

Учитель:

Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?

Предполагаемый ответ учеников: медь.

Учитель:

Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи?

Предполагаемый ответ учеников: (бронза)

Учитель:

Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)

Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в до н.э.)

Учитель:

Где стали использовать железо, как орудие труда?

Предполагаемый ответ учеников: (в земледелии).

10 век до н.э. – широкое применение железа.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

Ассирийское войско (работа в группе) Составление фишбоуна. Слайды № 2, 3, 4, 5, 6

Карточка № 1Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.



Карточка № 2 Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…


Каким вооружением пользовались ассирийцы?



Изображение ассирийского воина (Слайд № 2)

-конница

При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

-осада городов

После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови

-жестокость Карточка № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов? Слайд № 7


Карточка №4В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».






Карточка № 5Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Что можно сказать о завоевателях?



Завоевания ассирийских царей Прослеживают по карте. Слайд


Ассирияя

Урарту





Финикия



Палестина

Египет



Определение «держава»- в тетрадь, работа с контурными картами.

Достижения Ассирии.Работа в парах по уч. стр. 85(царский дворец, библиотека глиняных книг) Последним ассирийским царём был Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.Слайд № 8, 9



Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)Слайд № 10

Ответ на проблемный вопрос:Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?

-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.

IV. Закрепление новой темы:

Составление синквейна

Правила написания синквейна :


На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.


На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.


На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.


На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.


Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.



Ассирия

Могучая, жестокая

Воевала, убивала, пленяла

Но оставила культурное наследие – библиотеку

Великая

Составление кластера «Ассирия-ассоциации»

Подводя итог урока отметим:

1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.



V. Рефлексия:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока

VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» или рисунок.


Дополнительный материал в оставшееся время.

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Месопотамии с сер. 19 в., открыли остатки древних ассирийских городов, представлявших собой цитадели с огромными дворцово-культовыми комплексами (крупнейшими городами Ассирии были Ашшур, Ниневия, Кальху). Значительным достижением ассирийцев была историческая хроника. К числу наиболее распространенных ассирийских текстов относятся царские надписи, т. е. «анналы». Помимо создания анналов именно ассирийцы широко практиковали переписывание уже существовавших произведений с целью их сохранения. Один из крупнейших клинописных архивов — библиотека Ашшурбанипала, найденная при раскопках Ниневии, — фактически главный источник о многих сторонах жизни Двуречья. Дворцовые комплексы в Ассирии, как и в остальной Месопотамии, представляли собой сложное сочетание внутренних, обнесенных оградой дворов, помещений святилищ, соединявших в себе также хозяйственные функции и функции жреческих жилищ. До нас дошли великолепные настенные рельефы в основном из дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II в Калахе, Саргона II в Дур-Шаррукине, Ашшурбанипала в Ниневии. Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры крылатых духов, полубыков-полулюдей — ламассу, защитников царя и царского дома. Стены дворцов с фризами покрывали рельефы, вероятно, первоначально расписанные. В целом, для ассирийского искусства характерны повествовательность действия и документальность: рельефы представляют своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными надписями, по существу дополняя царские анналы. Шедевры ассирийского искусства — рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце Ашшурбанипала в Ниневии. Помимо рельефов известны и памятники ассирийской круглой скульптуры, хотя встречаются они достаточно редко, что, скорее всего, объясняется отсутствием твердых пород камня.



Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • История
Описание:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с применениями методик технологии критического мышления: фишбоун, кластер, синквейн.

Цель урока: ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Причины возникновения Ассирийской державы

2. Освоение железа

3. Ассирийское войско

4. Завоевания ассирийских царей

5. Гибель Ассирийского царства

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Струтинская Оксана Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 9393
Номер материала 4680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓