Инфоурок География КонспектыУрок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать материал

 

 

МКОУ «Извековская основная общеобразовательная школа»Большесолдатского района, Курской области

 

 

 

 

 

Открытый урок

 

Предмет: история

Тема «Ассирийская держава»

Класс: 5

Учитель: Струтинская О.А.

Уч.год.: 2014-2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема: Ассирийская держава.

Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обычаями. 

Задачи урока:

Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.

Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.

Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.

Плакаты:

·         "Ниневия - город крови";

·         "Ассирия - логово львов";

·         "Цари - владыки вселенной".

 

Тип урока: изучение нового материала.

План  урока:

    1. Причины  возникновения  Ассирийской  державы.

2.     Освоение  железа.

3.     Ассирийское  войско.

4.     Завоевания  ассирийских  царей.

5.     Гибель  Ассирийского  царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I   Мобилизующий этап урока.Предлагаю с помощью смайликов1604558-09aa5771a4b11601.gif1604571-3be24ac086ad4aa7.gif1604555-ad32c25e94a984fc.gif

отобразить своё настроение в начале урока

II Актуализация знаний. Загадки

 Загадки.

1. Евреи после странствий и скитаний

    Искали плодородную долину,

    Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

    Ведет их в область, названную…            (Палестиной).

 

2. У этой крепости решалась их судьба,

    Все это было правда, а не сон,

    В едином крике завершилась та борьба,

    Названье этой крепости…          (Иерихон).

 

3. Есть главный город в каждом государстве,

    Его столицей называют.

    И таким для всех евреев Израильского царства

    Стал город, называемый…            (Иерусалим).

 

4. В его правление на холме построен храм,

    В честь бога Яхве появился он,

    Народ был благодарен мастерам,

    Правителя же имя…           (Соломон).

 

-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.

 

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы. (Работа с картой. Слайд № 1 )

 

II1 Целеполагание. Определение темы урока

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель знакомит учащихся с мнением двух археологов

- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- все ненавидели Ассирийское государство

Плакаты:

·         "Ниневия - город крови";

·         "Ассирия - логово львов";

·         "Цари - владыки вселенной".

Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то назвали « Городом крови»

 

Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?

 

IIIПроблемный вопрос:Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?

Задача:

«В гробнице  египетского  фараона  Тутанхамона,  жившего  примерно    3  тыс.  лет  назад,  найдены  вещи, которыми  царь  пользовался  при  жизни. Очень  много  из   золота  и  всего  три  вещи  из  железа: кинжал,  браслет, священный  жук».

- Предположите,  почему  железных  изделий  так  мало?

Предполагаемый  ответ  учеников: железо  было  в Египте   редким  металлом  и  ценилось  на  вес 

золота.

 Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.

-лента времени,

-какие металлы использовали до железа?

Учитель:

Какой  металл  применялся  во  время   построения  пирамиды  Хеопса?

Предполагаемый  ответ  учеников: медь.

Учитель:

Какой  металл  использовали  во  времена  правления Хаммурапи?

Предполагаемый  ответ  учеников: (бронза)

Учитель:

Когда  стало  применяться  железо? (используйте  линию  времени)

Предполагаемый  ответ  учеников: (в  10 в  до  н.э.)

Учитель:

Где  стали  использовать  железо,  как  орудие  труда?

Предполагаемый  ответ  учеников: (в  земледелии).

  10  век  до  н.э. – широкое  применение  железа.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не по­дозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небес­ных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили са­мый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и моты­гами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

Ассирийское войско (работа в группе) Составление фишбоуна. Слайды № 2, 3, 4, 5, 6

Карточка № 1Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

     В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.

 

Карточка № 2       Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…

 

Каким вооружением пользовались ассирийцы?

 

Изображение ассирийского воина (Слайд № 2)

-конница

При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный  род войск.

-осада городов

После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови

-жестокость Карточка № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов? Слайд № 7

 

Карточка №4В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689  году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы  никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

 

 

 

                    Карточка № 5Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Что можно сказать о завоевателях?

 

 

Завоевания ассирийских царей Прослеживают по карте. Слайд

 

Овал: Ассирияя                                                        Урарту

 

 

                    Финикия

 

                    Палестина

Египет

 

Определение «держава»- в тетрадь, работа с контурными картами.

Достижения Ассирии.Работа в парах по уч. стр. 85(царский дворец, библиотека глиняных книг)     Последним  ассирийским  царём  был  Ашшурбанапал,  им   собрана  большая  библиотека. В  612 г. до н.э. было  уничтожено  Ассирийское  царство. Ниневия   была  осаждена  вражескими   войсками  и  захвачена. Дворец  сгорел,  но  библиотека  Ашшурбанапала   сохранилась. Учёные  восстановили  и  донесли  до  нас, особые  книги  и  мифы  народов  Древнего  Двуречья.Слайд № 8, 9

 

Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)Слайд № 10

Ответ на проблемный вопрос:Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?

-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.

IV. Закрепление новой темы:

Составление синквейна

Правила написания синквейна :

 

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

 

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

 

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

 

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

 

 Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

 

Ассирия

Могучая, жестокая

Воевала, убивала, пленяла

Но оставила культурное наследие – библиотеку

Великая

Составление кластера «Ассирия-ассоциации»

Подводя итог урока отметим:

1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.

 

V. Рефлексия:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока

VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» или рисунок.

 

Дополнительный материал в оставшееся время.

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Месопотамии с сер. 19 в., открыли остатки древних ассирийских городов, представлявших собой цитадели с огромными дворцово-культовыми комплексами (крупнейшими городами Ассирии были Ашшур, Ниневия, Кальху). Значительным достижением ассирийцев была историческая хроника. К числу наиболее распространенных ассирийских текстов относятся царские надписи, т. е. «анналы». Помимо создания анналов именно ассирийцы широко практиковали переписывание уже существовавших произведений с целью их сохранения. Один из крупнейших клинописных архивов — библиотека Ашшурбанипала, найденная при раскопках Ниневии, — фактически главный источник о многих сторонах жизни Двуречья. Дворцовые комплексы в Ассирии, как и в остальной Месопотамии, представляли собой сложное сочетание внутренних, обнесенных оградой дворов, помещений святилищ, соединявших в себе также хозяйственные функции и функции жреческих жилищ. До нас дошли великолепные настенные рельефы в основном из дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II в Калахе, Саргона II в Дур-Шаррукине, Ашшурбанипала в Ниневии. Вход во дворец обычно охраняли каменные фигуры крылатых духов, полубыков-полулюдей — ламассу, защитников царя и царского дома. Стены дворцов с фризами покрывали рельефы, вероятно, первоначально расписанные. В целом, для ассирийского искусства характерны повествовательность действия и документальность: рельефы представляют своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя, и часто сопровождаются пояснительными надписями, по существу дополняя царские анналы. Шедевры ассирийского искусства — рельефы со сценами царской охоты на львов из «царской комнаты» во дворце Ашшурбанипала в Ниневии. Помимо рельефов известны и памятники ассирийской круглой скульптуры, хотя встречаются они достаточно редко, что, скорее всего, объясняется отсутствием твердых пород камня.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории для 5 класса "Ассирийская держава" в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с применениями методик технологии критического мышления: фишбоун, кластер, синквейн.

Цель урока: ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Причины возникновения Ассирийской державы

2. Освоение железа

3. Ассирийское войско

4. Завоевания ассирийских царей

5. Гибель Ассирийского царства

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.11.2014 2845
    • DOCX 158.7 кбайт
    • 240 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Струтинская Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2967
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек