Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Урок по искусству на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству" (9класс)

Урок по искусству на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству" (9класс)

Учебный предмет: Искусство

Класс: 9

Урок:27

Тема урока: «Вопрос себе как первый шаг к творчеству»


Характеристика темы:

Это первый урок в разделе «Искусство и открытие мира для себя» по теме «Вопрос себе как первый шаг к творчеству». Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.

Тип урока:

урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

ОДЦ:

создать условия для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество.

ТДЦ:

Воспитательный аспект:

- воспитание художественного вкуса, культуры восприятия произведений

изобразительного искусства, музыки, литературы, фотоискусства.

Образовательный аспект:

- способствовать приобретению учащимися культурно-познавательной,

коммуникативной, социально-эстетической компетенций;

- создать условия для усвоения знаний об искусстве как способе

эмоционально- практического освоения окружающего мира и его

преобразования, о выразительных средствах и социальных функциях

музыки, литературы, живописи, художественной фотографии и других

видов искусства: познавательно-эвристической, эстетической,

ценностно-ориентирующей, воспитательной, внушающей на примерах

конкретных художественных произведений.

Развивающий аспект урока:

- формировать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие

действительности, образное и ассоциативное мышление, фантазию,

эстетический вкус, художественные потребности, мотивировать

установку на личностный поиск и открытие для себя ценностей

прекрасного;


- развивать эмоции учащихся, включая в содержание урока яркие примеры,

изобразительный, литературный и музыкальный ряд;

-развивать у учащихся умение понимать и интерпретировать

художественные образы, ориентироваться в системе нравственных

ценностей, представленных в произведениях искусства; проводить

сравнения, обобщения, выделять ассоциативные связи, делать выводы и

умозаключения;

- развивать способности адекватно воспринимать произведения

художественной культуры, осознавать их эстетическую ценность,

высказывать мнения о достоинствах произведения, уметь аргументировать

свою позицию.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная

  2. индивидуальная


Методы обучения:

  1. по источнику приобретенных знаний (словесный, наглядный, практический, интерактивный);

  2. по уровню познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.


Структура урока:

  1. Актуализация темы урока.

  2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

  3. Организация восприятия учебного материала.

  4. Организация осмысления.

  5. Анализ.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.


Средства и оборудование:

персональный компьютер, компьютерная презентация, музыкальный центр,

аудиозаписи музыкальных произведений, литературный ряд: сказка,

притча, стихи.


1) Актуализация темы урока.

При рождении каждый из нас получает две самых важных в жизни вещи: любовь родителей и культуру предшествующих поколений. Но необходимо ещё суметь это богатство взять. Те, кто не умеет, к тридцати годам становятся угрюмыми и завистливыми, их раздражает даже вид счастливых людей. Вы не хотите быть ни угрюмыми, ни завистливыми, ни несчастными, поскольку это человеческие пороки, которые не красят.

«Жизнь дается человеку только один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»Н.Островский.

Урок искусства. О чем он в этот раз?

О красоте земного мира, о любви, о самозабвенной преданности и самопожертвовании, о творчестве и поиске себя. Тема не из обычных.

Когда строится дом, в дело идут различные строительные материалы: дерево и кирпич, песок и цемент, металл и стекло. Требуются десятки, сотни, тысячи деталей, а в итоге получается обыкновенная типовая пятиэтажка. Счастье же строят всегда по индивидуальному проекту. Тут деталей во много раз больше и требования к качеству выше. Любая человеческая ошибка может дорого обойтись: прекрасное творение природы, творение человеческой мысли вдруг уничтожается стремительно, непоправимо и безвозвратно.

Так что в нашем деле лишних знаний не бывает. Слишком сложна проблема и охватить её целиком вряд ли возможно. Учатся этой науке целую жизнь – искусству понимать, ценить и творить красоту. Недаром Ф.М.Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир,…» (эпиграф на доске)

А Микеланджело в свое время сделал умозаключение:

«Ты истинную видишь красоту,

Но блеск её горит, всё разрастаясь,

Когда сквозь взор к душе восходит он» (эпиграф на доске)

2) Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Кто мы? Душевные или бездушные, лирики или прагматики?

Об этом притча В.А.Сухомлинского «Красота».

Узенькой тропой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми.

-Какое оно сильное, могучее, вечное море.

Человек с холодным сердцем ответил: - Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза.

-Смотри, какой прекрасный цветок! Да, это же и есть та красота, которую мы ищем!

Человек с холодным сердцем ответил:

-Где ты видишь прекрасный цветок? Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

Человек с горячим сердцем воскликнул:

-Да, камень, но там, внутри, цветок розы! Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: - Да, крепкий камушек…


-Как вы думаете, что помогает человеку видеть прекрасное, а что мешает?

-Легко ли быть человеком с горячим сердцем?

Сегодня мы с вами постараемся приоткрыть мир для себя и, если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.

  1. Организация восприятия учебного материала.

Первое, что бросается в глаза – это удивительное разнообразие вещей, которые человек называет прекрасными.

Здесь небо и горы, реки и озера, леса и поля, цветы, животные, птицы, сам человек, продукты его труда.

Прекрасной может быть мысль, поступок и даже замысел.

-Что же это за особое свойство, которое может принадлежать живому и неживому, вещественному и невещественному, предмету и мысли о предмете.

-Что общего у прекрасного облака и прекрасной лошади, прекрасного дерева и девушки?

Это и есть загадка прекрасного, которое может стать объектом творчества художника, поэта, композитора, фотографа. В чем его сила? Вопросы громады и вопросы карлики. Человек знает, что картины, музыка, спектакли, природные ландшафты обладают особыми качествами и желают соприкоснуться с прекрасным, насладиться им, испытать в связи с этим особые состояния (катарсиса, очищения).

-Что это за особые качества, которые так нравятся людям?

Это эстетические качества. Человек жаждет прекрасного и не замечает порой, что она всегда рядом, всегда вершится вокруг него и в нем. Нужно только уметь видеть.

Пример.

Всю ночь дико выла и резвилась метель, засыпая всё и вся пушистым снегом. Ударил мороз. Утром сосны, ели, дубы, березы до последней, самой тонкой веточки и иголочки покрыты толстым слоем белейшего, сверкающего на солнце инея. Сказочный мир. А когда поднимешь голову, то глазу открываются все новые неописуемые картины творческого пиршества природы. Чудо! Настоящее чудо для умеющего видеть, для эстетически чуткого сердца. И таких чудес множество вокруг нас.

-Что изображено на этих фото?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на эти цветы ириса?

-Какие ассоциации вызывает у вас этот образ?

Послушайте, какие ассоциации вызывают эти цветы у мальчика Ансельма- героя рассказа «Ирис» немецкого писателя Германа Гесса.

«Ансельм так любил его (цветок ириса), что; подолгу глядя внутрь, видел в тонких желтых тычинках то золотую ограду королевских садов, то аллею в два ряда прекрасных деревьев из сна, никогда не колышимых ветром, между которыми бежала светлая, пронизанная живыми, стеклянно-нежными жилками дорога,- таинственный путь в недра. Огромен был раскрывшийся свод, тропа терялась среди золотых деревьев в бесконечной глуби немыслимой бездны, над нею царственно изгибался лиловый купол и осенял волшебно-лёгкой тенью застывшее в тихом ожидании чудо».

-Чем отличается восприятие цветов Ансельма и ваше восприятие?

-Всегда ли эстетические объекты вызывают у разных людей одинаковые чувства? Почему? Одни люди с тонкой душевной организацией, другим - красота безразлична.

Когда мы видим восход или закат в ясную погоду, звездное небо, морской простор – у нас сомнения нет - это прекрасно.

С тех пор как разум стал для человека превыше, возникло общее влечение к точному знанию, стремление раскрыть тайны природы.

Вот оно - царство Флоры, на картине Сандро Боттичелли «Весна».

Посмотрите, как все здесь таинственно и мистично. Деревья стоят как колонны неба, образуя беседки и арки, словно сказочные декорации лесного храма. Здесь все цветет, но никогда не увядает. Но кто же дает царству природы такую волшебную силу? Его покровительница – богиня Флора – олицетворение возвышенной любви, духовного совершенства и красоты. Посмотрите, каким почти материнским жестом благословляет она все вокруг. Для гуманистов эпохи Возрождения именно любовь была высшим проявлением человеческого духа:

«Красота есть некая прелесть, живая и духовная, влитая сияющим

лучом бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тела и

звуки, которая посредством разума, зрения и слуха движется и

услаждает наши души; услаждая влечет и увлекая, воспламеняет

горящей любовью», (писал Марсилио Фичино).

Венера воплощала собой вершину гармонии духовного и телесного проявления любви. Ярче всего её сила проявлялась в апреле в период весеннего цветения природы. Она в центре картины под зеленым сводом. Справа от нее три грации, танцующие на зеленом лугу,- символ щедрости и красоты. За ними прекрасный юноша с жезлом, поднятым вверх,- это вестник богов – Меркурий, его легко узнать по крылатым сандалиям. Он мог заслуженно одаривать людей. В правой части картины широко ступая по земле, осыпанная цветами богиня плодородия Флора – весна, обновляющая землю. За ней, фантастическая фигура летящего Зефира, - теплого весеннего ветра, преследующего юную нимфу полей Хлою. Картина передает настроение, состояние загадочного, призрачного очарования. Это поэтическая мечта художника о прекрасном идеале. Поэтичность и музыкальность образов, их хрупкость и невесомость, легкие прикосновения рук, плавность скользящего шага, струящиеся складки одежд. В истории мирового искусства найдется немного произведений, в которых так сильно звучала бы музыка, музыка живописи. Чарующая, прекрасная мелодия заполняет собою всю картину. (Звучит музыка Марчелло «Концерт для гобоя с оркестром»).

Мадонна с младенцем на руках. Вечная и неисчерпаемая тема, которая занимает одно из первых мест в длинной веренице религиозных сюжетов, вдохновляющих художников, скульпторов, музыкантов, поэтов на создание неповторимых шедевров. ( «Владимирская Богоматерь»)

Чем же так привлекала их эта «святая тема»? Что они видели в ней? Попытаемся ответить на эти вопросы через идею самопожертвования. Богородица, Богоматерь. Только в этом образе можно было выразить человечность, бескорыстную любовь, готовность к великой жертвенности, образ изумительной красоты и жизненной правды.

Взгляните! С таинственных холстов Леонардо да Винчи на нас смотрят прекрасные лица мадонн.

«Мадонна с цветком» - молодая мать, сама почти девочка, которая еще недавно играла в куклы, а теперь с наивной радостью и увлечением весело играет со своим младенцем. «Мадонна Литта» задумчива и печальна, в её взгляде предчувствие будущей судьбы сына. Мы считаем, что они красавицы. А Леонардо любовался не внешним обликом, а духом, он утверждал: «Не всегда хорошо то, что красиво», и еще: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».

Можно опускать богов на землю – так делали древние греки. Можно преображать земных людей до идеальной мечты, так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн и все они были прекрасны. «Мадонна Темпи», «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна в кресле»… Все это молодая прекрасная мать.

А сейчас прозвучит поэтическая загадка.


«Где ангелу земному краски взять,

Чтоб красоту прославить неземную.

Он должен был, покинув мастерскую,

На небе – в царстве божьем побывать.

Он светлой сделал вьющуюся прядь,

Заняв у солнца краску золотую,

Он горных духов благодать живую

Сумел во взгляде ясном передать.


Он сделал взор божественный открытым,

Зарю и млечность звездного пути

Соединил и подарил ланитам.

Помог лучу улыбки расцвести –

И навсегда пребудет знаменитым,

Дерзнув на землю рай перенести».

Эти строки итальянского поэта Джамбаттисты Марино посвящены, быть может, самому глубокому и прекрасному воплощению темы материнства в живописи эпохи Возрождения.


Об этом произведении Рафаэля великий Гете скажет:

«Одна эта картина уже представляет собой мир, целый, законченный мир искусства, и, если бы её создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие».

«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти – один из самых возвышенных и поэтических образов в искусстве. Необыкновенно обаятельная, человечная, гордая и счастливая своим материнством Мария с сыном идет к людям.

(Звучит музыка Баха «Высокая месса си минор»).

Для нас прекрасны и высокожертвенный поступок, и преданность человека высоким нравственным идеалам.

  1. Организация осмысления.

Есть замечательная сказка о загадке всех времен.

«Сказка о золотом обруче»

В одном королевстве, во дворце, стояла деревянная шкатулка, а в ней лежал камень, по виду- простой булыжник. Однако камень этот был волшебный. Пока он хранился во дворце, все девушки в королевском роду рождались только красавицами – удивительными красавицами. Но камень таил в себе и опасность: если бы он вдруг исчез из дворца, каждая невеста из королевского рода должна была бы умереть в первую брачную ночь. А еще он мог превращать железо в золото.

У короля была дочь, принцесса, конечно же удивительная красавица. Её любил принц из соседнего государства, она отвечала ему полной взаимностью, и даже день свадьбы был уже назначен. Но тут случилась большая беда. Простодушная принцесса рассказала про волшебный камень подруге, а та из низкой зависти украла его. Но она не знала, что камень способен превращать железо в золото, и не стала его беречь – злорадно ухмыляясь, швырнула на грязную телегу, перевозившую булыжник для постройки дорог.

Во дворце поднялся страшный переполох. В конце концов доискались до истины. Вероломная подруга во всем призналась, плакала трусливыми слезами и клялась, что больше не будет. Но что было толку в её слезах! Телега с чудесным камнем давным-давно уехала, и никто не знал куда.

Свадьбу конечно же отложили на неведомый срок.

Принц очень любил свою невесту. Он сказал:

- Я найду этот камень!

Он повесил на шею железный обруч и пошел по дорогам королевства.

К каждому булыжнику прикладывал обруч и с надеждой смотрел – не превратится ли в золото?

…Прошло много лет. Принцесса состарилась в девушках и умерла. А принц, всеми забытый, одряхлел и почти ослеп. Одежда его вконец истрепалась, башмаки развалились, борода поседела и спуталась. Но он по- прежнему ходил по дорогам и машинально прикладывал обруч к каждому камню, о который спотыкался.

Однажды он пришел в деревню и попросил хлеба и воды. Но люди прогнали его и кричали вслед:

- Как тебе не стыдно попрошайничать, когда на шее у тебя золотой обруч!

Вот такая сказка. Принца жалко, а нам урок: когда ищешь счастье, надо быть очень внимательным, ведь наша жизнь – это дорога без конца.

(Звучит песня А.Асадулина «Дорога без конца».

  1. Анализ.

Становясь взрослыми, мы вполне отдаем себе отчет в том, как прекрасна наша планета Земля, как прекрасен человеческий мир, как прекрасен человек, осознавший свое предназначение на Земле и исполнивший его.

Мы осознаем и то, как жесток, преступен бывает этот же мир, как подл и безобразен бывает в то же время человек на той же самой Земле, хотя физически он может быть совершенным, но у него холодное сердце и он бездушен, циничен и жесток.

Что предпочтительнее и выше - красота души или тела?

Да, «красота спасет мир, вот только бы она добра была» (Ф.М.Достоевский)


«Не бывает напрасным прекрасное.

Не растут даже в черном году

Клен напрасный, и верба напрасная,

И напрасный цветок на пруду.

Невзирая на нечто ужасное,

Не текут даже в черной тени-

Волны, пенье, сиянье напрасное

И напрасные слезы и дни.

Выпадало нам самое разное.

Но ни разу и в черных веках –

Рожь напрасная, вечность напрасная

И напрасное млеко в сосках.

Дело ясное, ясное, ясное –

Здесь и больше нигде, никогда

Не бывает напрасным прекрасное!

Не с того ли так тянет сюда

Сила тайная, магия властная,

Звездный зов с берегов, облаков,-

Не бывает напрасным прекрасное! –

Ныне, присно, во веки веков…(стихи Юнны Мориц)

Хочется верить, что наш урок, приоткрывающий мир прекрасного, не будет напрасным для каждого из присутствующих.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

  • Музыка
Описание:

Это первый урок в разделе «Искусство и открытие мира для себя» по теме «Вопрос себе как первый шаг к творчеству». Обучение ведется по программе «Искусство» 8-9 классы (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская). Используется в работе учебник «Искусство» 8-9 классы.

Тип урока:

урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

ОДЦ:

создать условия для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество.

 

Автор Маркова Елена Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 11900
Номер материала 47229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы