Инфоурок Информатика Другие методич. материалыУрок по информатики на тему

Урок по информатики на тему

Скачать материал

Тема урока: «Операторы ветвления»

 

Цель урока: формирование навыков работы учащихся с оператором ветвления.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

·                    Учебная – освоение умений составления операторов ветвления;

·                    Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

·                    Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

 

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

 

План урока

1.                  Организационный момент.

2.                  Актуализация опорных знаний.

3.                  Формирование новых навыков и умений.

4.                  Применение новых знаний.

5.                  Домашнее задание.

6.                  Итог урока.

 

Ход урока

1.                  Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами изучения программирования. Вспомним, что такое алгоритм, его свойства и типы алгоритмов. А для этого вы сейчас поработаете в группах. Каждая группа готовит сообщение по розданному материалу. На эту работу я вам даю 5 минут.

( раздача материала)

 

 

2.                  Актуализация опорных знаний

Понятие алгоритма

Алгоритм является фундаментальным понятием информатики. Представление о нем необходимо для эффективного применения вычислительной техники к решению практических задач. 

Алгоритм - это последовательность действий, которая должна быть выполнена для достижения желаемого результата.

Алгоритм решения некоторой задачи - это алгоритм, приводящий к решению этой задачи за конечное число действий

 

Свойства алгоритма

1.                  Дискретность.

Разделение алгоритма на последовательность законченных действий – шагов. Каждое действие должно быть закончено прежде, чем исполнитель приступит к выполнению следующего шага. 
Пример: Алгоритмы кулинарных рецептов состоят из отдельных действий, которые обычно нумеруются.

2.                  Результативность.

Получение из исходных данных результата за конечное число шагов.
Пример: Алгоритм сложения целых чисел в десятичной системе счисления.

·        Записать числа в столбик, так чтобы цифры самого младшего разряда чисел (единицы) расположились одна под другой (на одной вертикали).

·        Сложить цифры младшего разряда.

·        Записать результат под горизонтальной чертой на вертикали единиц, если при этом полученная сумма больше или равна величине основания системы счисления (в данном случае 10), перенести десятки в старший разряд десятков.

·        Повторить пункты 2 и 3 для всех разрядов с учетом переносов из младших разрядов.

3.                  Массовость.

Возможность применения алгоритма к большому количеству различных исходных данных.

4.                   Понятность.

Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно.
Пример: После включения компьютера начинают выполняться алгоритмы тестирования компьютера и загрузки операционной системы. Исполнителем этих алгоритмов является компьютер, поэтому они должны быть записаны на понятном компьютеру машинном языке.

5.             Точность.

Запись алгоритма должна быть такой, чтобы на каждом шаге его выполнения было известно, какую команду нужно выполнять следующей.

6.             Конечность.

Завершение работы алгоритма за конечное число шагов. 
Вопрос о рассмотрении бесконечных алгоритмов остается за рамками теории алгоритмов. 

 

Способы описания алгоритма

1.     Словесный способ

Алгоритм представляет собой описание на естественном языке последовательных этапов обработки данных.
К двум прибавляем три получаем пять.

2.     Графический способ

Изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков.

Блок-схема это наглядное графическое изображения структуры алгоритма. 

Блок-схема позволяет сделать алгоритм более наглядным и выделяет в алгоритме основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор и цикл). Если исполнителем алгоритма является человек, он может по блок- схеме легко проследить выполнение алгоритма, так как элементы блок-схемы соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.
Элементы алгоритма изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур, внутри которых записывается программный код

Начало и конец алгоритма

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3                   Программный способ (алгоритмический )

Алгоритм,  предназначенный для записи на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык называется языком программирования, команда записанная на этом языке называется оператором,  а запись алгоритма на этом языке называется программа.

 

Типы алгоритмов

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

Линейный алгоритм

Алгоритмы с ветвлением (ветвящийся)

Алгоритмы с повторением (циклический)

Линейный алгоритм - это такой алгоритм, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой

Пример линейного алгоритма

Задача “слепить снеговика”

Алгоритм “снеговик”

1.Слепить из снега большой шар и положить его на землю.

2.Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.

3.Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.

4.Надеть ведро на третий шар.

5.Сделать глаза из угольков на третьем шаре.

6.Воткнуть морковку между угольками.

Те же действия можно изобразить с помощью рисунков.

 

3.                  Формирование новых знаний

Ребята мы повторили то, что мы изучали с вами в прошлом году. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь внимание на доску.

 

Стадия «вызова»

По заданным предложениям угадать известную пословицу.

1.                  Если два дела делать одновременно, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).

2.                  Если делать дело, не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь).

3.                  Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Что общего в формулировке этих пословиц?

 

Если – то

Эта конструкция описывает разветвляющийся алгоритм. Ребята, а как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего сегодняшнего урока «Операторы ветвления».

Примеры (если плохая погода, то беру зонт; если урок физкультуры, то надеваю спортивный костюм и т.д.)

 

А сейчас приступаем к созданию постеров, по новой теме. Время работы 10 минут, по окончанию времени каждая группа презентует свой постер.

 

Разветвляющийся алгоритм  называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Условие - это некоторое утверждение, относительно которого можно сказать: истинно оно или ложно.

Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или не выполнения условия выполняется одна либо другая последовательность действий.

 

Существует две формы оператора If. Полная и сокращенная.

 

Ветвление

Полное

Неполное

Словесное описание ветвления

Если  условие  то действие 1

иначе  действие 2;

Если условие  то действие 1;

Блок - схема

Описание в языке Паскаль

if  условие  then  действие 1

else  действие 2;

if  условие  then  действие 1;

if – если, then – то, else – иначе.

Для объединения нескольких команд используется составной оператор. Его схема:

begin операторы end;

 

А теперь посмотрим, как этот оператор работает при решении задачи. Запишите условие в тетрадь.

 

4.                  Применение новых знаний.

Задача: Составить программу нахождения большего из двух чисел.

Ребята что дано нам в этой задаче?

Какой результат должны получить?

И так начинаем писать программу.

 

Program z1;

var a,b: integer;

begin

writeln (‘vvedite a’);

readln (a);

writeln (‘vvedite b’);

readln (b);

if a>b then

writeln (a)

else

writeln (b);

readln;

end.

 

А теперь посмотрим, как эту программу выполнит компьютер.

Для того, что бы компьютер решал нам задачи, вам нужно научиться  правильно, составлять программы. У вас на рабочем столе есть тренажер «операторы ветвления». Откройте его и перейдите к заданию номер:

Задание №1, №2, №4, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12.

 

5.                  Домашнее задание

Решить задачу нахождения меньшего из двух чисел. Составить в тетрадке блок схему и написать программу.

 

6.                  Итог урока

Стадия «Рефлексии»

«Рефлексивная мишень» (4 области: интерес, работоспособность, понимание, настроение). Ученики отмечают область, которая характерна для них на данном уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полтавская средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок информатики в 8 классе по теме:

«Операторы ветвления»

 

 

 

Учитель информатики:

Коляда Андрей Юрьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по информатики на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Операторы ветвления»

 

Цель урока: формирование навыков работы учащихся с оператором ветвления.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

·                    Учебная – освоение умений составления операторов ветвления;

·                    Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

·                    Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

 

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

 

План урока

1.                  Организационный момент.

2.                  Актуализация опорных знаний.

3.                  Формирование новых навыков и умений.

4.                  Применение новых знаний.

5.                  Домашнее задание.

 

6.                  Итог урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 263
    • DOCX 99.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коляда Андрей Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коляда Андрей Юрьевич
    Коляда Андрей Юрьевич
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 362
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 679 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 22 регионов

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 50 регионов

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе