Инфоурок Информатика КонспектыУрок по информатике "Алгоритмы. Свойства алгоритма" (9 класс)

Урок по информатике "Алгоритмы. Свойства алгоритма" (9 класс)

Скачать материал

Конспект урока по информатике в 9 классе Тема: «Алгоритм. Свойства алгоритма».

 

Учитель информатики и ИКТ Гурова Н. А. Дата проведения «25» октября 2011 года

 

Урок проводится в 9 «А» классе в группе из 15 человек, из которых 6 человек свободно усваивают учебный материал, умеют выделить главное, легко переносят знания в новые ситуации (высокий уровень), 7 человек усваивают новый материал после определенного объема тренировочной работы, для достижения высокого уровня знаний им требуется более длительное время (средний уровень), 2 человека с трудом усваивают новый материал.

 

Цели урока:

Обучающие:

       помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов.

Воспитывающие:

       воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающие:

       развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере. Оборудование:

       доска, компьютеры, компьютерный проектор, экран.  План урока:

1.      Орг. момент. (1 мин) 

2.      Актуализация знаний. (5 мин) 

3.      Теоретическая часть. (15 мин) 

4.      Практическая часть. (10 мин) 

5.      Д/з (2 мин) 

6.      Рефлексия. (5 мин) 

7.      Итог урока. (2 мин) 

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация знаний.

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому        пользователю            необходимо   обладать         определенной            компьютерной грамотностью.

Следует отметить, что большинство редакторов (например, Microsoft Office Word, Excel) имеют встроенные средства программирования, освоив которые можно значительно расширить свои возможности.

Попробуем все вместе определить цели занятия

(Ответы учащихся записываются на доске). Теперь посмотрим, совпадают ли цели, которые поставила я и ваши цели. III. Теоретическая часть. 

(Объяснение материала проходит с помощью веб-сайта, созданного преподавателем по данной теме, проектируемого на экран). Алгоритмы.

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в

825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса альХорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. 

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно, мы, выполняем привычные действия, не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия, и порядок их выполнения:

1.      Достать ключ из кармана.

2.      Вставить ключ в замочную скважину.

3.      Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4.      Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Свойства алгоритмов:

1.      Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2.      Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3.      Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4.      Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5.      Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях). Виды алгоритмов:

1.      Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

2.      Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3.      Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) 

4.      Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Вид стандартного графического объекта

Назначение

 

Начало алгоритма

 

Конец алгоритма

 

Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника

 

Условие выполнения действий записывается внутри ромба

 

Последовательность выполнения действий

 

 

Пример записи алгоритма в виде блок-схемы:

 

Стадии создания алгоритма:

1.      Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

2.      Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

Вопросы:

III. Практическая часть.

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Pascal. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу.

Современные среды программирования позволяют программистам создавать сложные и удобные программы, имеют множество дополнительных возможностей, но для первоначального знакомства с языком программирования не подходят, т.к. нам придется сначала долго изучать их интерфейс, прежде чем сможем написать простую программу. Поэтому знакомство с языком Pascal мы начнем, используя добрую старую оболочку. Пусть наши программы на этом этапе не будут выглядеть очень привлекательно, но, освоив навыки программирования, вы потом сможете создавать полезные и красивые программы.

После запуска на экране появится оболочка:

Среда Паскаля является приложением под DOS, а не под Windows и поэтому экран и приемы работы в этой системе немного отличаются от тех, к которым вы привыкли в Windows, хотя и имеют много общего.

Верхняя строка содержит «меню» возможных режимов работы Паскаля, нижняя - краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. 

Кроме окна (окон) редактора в Паскале используются также окна отладочного режима, вывода результатов работы программы. По желанию они могут вызываться на экран поочередно или присутствовать на нем одновременно. 

Для управления средой Паскаля можно использовать функциональные клавиши и их комбинации с клавишами ALT, CTRL и SHIFT. Вот некоторые из них:

  [Fl] - обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help-помощь); 

  [F9] - компилировать программу, но не выполнять ее; 

  [Ctrl]+[F9] - выполнить прогон программы: компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаля; 

  [Alt]+[F5] - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы (прогона) программы; 

  [Alt]+[X] - для выхода из Турбо Паскаля. 

Для переключения языка ввода используются комбинация клавиш [Ctrl]+[Shift] слева на латинскую раскладку, справа - на русскую.

Когда мы вводим программу, то работаем с текстовым редактором, встроенным в среду Турбо Паскаля.

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры. Положение курсора указывается желтым мигающим символом подчеркивания. Каждая команда вводится в отдельной строке

И еще об одной возможности редактора. Обычно редактор работает в режиме автоотступа. В этом режиме каждая новая строка начинается в той же позиции на экране, что и предыдущая. Режим автоотступа поддерживает хороший стиль оформления текста программы: отступы от левого края выделяют тело условного или составного оператора и делают программу более наглядной.

Теперь попробуем написать и запустить простейшую программу. Напишите в окне программы текст:

program proba; begin write('Привет!');

end.

Рассмотрим эту программу. Она начинается со слова program. Слово program зарезервировано в Паскале, т.е. не может использоваться ни в каких других целях, лишь для начала программы. После служебного слова program записывается имя программы. В нашей программе именем является proba. Имя программы записывается на английском языке и задается произвольно автором программы. Конечно, желательным является, чтобы имя программы выражало ее содержание. В конце первой строки, после имени программы стоит ";" - точка с запятой. Этот знак указывает на то, что некоторая инструкция закончена и за ней будет записана следующая инструкция. Точка с запятой является обязательным разделительным знаком в языке Паскаль.

Далее в программе следует служебное, зарезервированное, слово begin (начать), которым начинается раздел операторов.

В этом разделе последовательно записываются команды, операторы, которые разделяются ";" - точкой с запятой. Они будут выполняться компьютером.

Программа заканчивается служебным словом end, после которого стоит точка. Она является обязательной во всех программах. Точка оповещает о конце текста программы.

В нашем примере раздел операторов содержит один оператор write('Привет!'); который выводит сообщение на экран компьютера. 

После подготовки текста программы можно попытаться исполнить ее. Для этого дайте команду Run→Run или нажмите комбинацию клавиш [Ctrl]+[F9].

Если в программе нет синтаксических ошибок, то все действия выполняются последовательно одно за другим

Если на каком-либо этапе среда обнаружит ошибку, она прекращает дальнейшие действия, восстанавливает окно редактора и помещает курсор на ту строку программы, при компиляции или исполнении которой обнаружена ошибка. При этом в верхней строке редактора появляется диагностическое сообщение о причине ошибки. Все это позволяет очень быстро отладить программу, т.е. устранить в ней синтаксические ошибки и убедиться в правильности ее работы. 

Командой [Alt]+[F5] или Debug→User screen Вы в любой момент сможете просмотреть данные, выданные на экран в результате прогона программы.

Для возврата в режим редактирования программы нажмите любую клавишу.

Попробуйте запустить программу еще. Каждый раз при запуске на экране будет выводится фраза «Привет!». 

Для того, чтобы после вывода на экран курсор перемещался на новую строку исправьте оператор write('Привет!') на writeln('Привет!').

Познакомимся еще с одной возможностью среды. Дайте команду Debug→Output. На экране появиться окно вывода программы. Теперь добьемся того, чтобы на экране демонстрировались два окна одновременно: окно кода и окно вывода. Дайте команду Window→Cascade.

Двойная рамка, очерчивающая окно, свидетельствует о том, что именно это окно активно в данный момент.

Давайте посмотрим, что будет, если вы ошибетесь при написании команды. Сделайте ошибку в программе, например, удалите точку в конце программы. При запуске программы вы получите сообщение об ошибке. Ошибочная команда будет выделена. Исправьте ошибку.

Для сохранения и открытия программ используется меню File.  Попробуйте сохранить вашу программу в файл.

IV. Д/з

Знать, что такое алгоритм, свойства и виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. 

Дополнительное задание: найдите информацию об истории возникновения языка программирования Pascal. V. Рефлексия.

Проведем рефлексию. Давайте посмотрим, добились ли мы целей, поставленных в начале занятия (по пунктам просматриваются все цели).

У каждого из вас есть вопросы, ответьте, пожалуйста, на них и оцените свою работу (учащиеся заполняют карточки рефлексии).

Фамилия ___________________________

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

1.       Оцените свою работу на занятии:____________________________

 

2.       Что было для тебя трудного при изучении темы “Алгоритм. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Использование блок-схем для записи алгоритмов ”?

__________________________________________________________________________________

3.       Оцени по пятибалльной шкале понятность изложения темы “ Алгоритм. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Использование блок-схем для записи алгоритмов ”? ” ____________

 

Ответы на вопросы учащихся. VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает и как его можно записать. Начали знакомиться с программирование на языке Pascal и написали свою небольшую программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по информатике "Алгоритмы. Свойства алгоритма" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной работе приведен конспект урока по информатике 9 класс "Алгоритмы. Свойства алгоритмов". В работе указаны цели и задачи урока, ход урока. Рассмотрены примеры алгоритмов, свойства алгоритма и его виды. Даны элементарные представления о блок-схемах и языке программирования Паскаль. Рассмотрены простейшие примеры линейного алгоритма. Описано знакомство с основными командами запуска и отладки программы на языке программирования Паскаль, указаны комбинации клавиш для вывода справки и запуска программы. По итогам урока заполнятся карточка рефлексии. Файл представлен в формате pdf.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.02.2020 295
    • PDF 320.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хрипункова Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хрипункова Юлия Викторовна
    Хрипункова Юлия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 95296
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе