План конспект урока по химии для учащихся 8 класса.
Тема: « Реакции ионного обмена»
Цели:
Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций, уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с растворами электролитов.
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, повышения интереса и значимости химических знаний. Воспитывать чувство гуманности, толерантности, ответственности.
Оборудование:
Кроссворд на карточке, листок бумаги, карточка с формулой вещества, демонстрационное оборудование, химия в таблицах, презентация, компьютер, проектор, пробирки, подставка для пробирок,
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
2. карбонат натрия и соляная кислота
3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора).
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте. Нарисуйте на листке, какой смайлик соответствует вашему настроению в начале урока.
АОЗ.
- Наш организм можно представить как биоэлектрическую систему, в которой действие всех частей координируется с помощью электрических импульсов. Для передачи сигнала и сокращения мышц нашему организму необходимы электролиты (вещества, проводящие электрический ток). Поэтому спортсмены перед интенсивной нагрузкой, зная, что они потеряют с потом много соли, пьют специальные напитки. Таким образом, они стараются компенсировать потерю электролитов и снизить риск мышечных спазмов.
Но не только на тренировках важно постоянство водно-солевого обмена, но и в обычной жизни. Человеческому телу необходимы различные виды солей, чтобы нормально функционировать. Нарушения водно-солевого баланса, возникающие при обезвоживании, могут привести к проблемам с сердцем и нервной системой, вплоть до остановки сердца или судорог.
Как мы видим процессы, протекающие между электролитами, играют важную роль в жизни человека и природы. И сегодня мы с вами рассмотрим реакции, протекающие между электролитами. Тема сегодняшнего урока «Реакции ионного обмена»
1) Проведем проверку основных ключевых понятий в виде кроссворда:
( на карточках у каждого ученика)
…. — класс химических соединений, к которому относятся вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.
…. — отрицательно заряженный ион.
…. — положительно заряженный ион.
…. — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.
…. — гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
…. называют гидроксиды, которые диссоциируют (распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.
…. — вещества, расплавы или растворы которых проводят электрический ток.
…. - процесс, заключающийся в распаде молекул на несколько ионов.
с
а
к
к
р
о
э
д
2) У вас на столах карточки с формулами веществ, вам необходимо определить будет ли диссоциировать ваше вещество, аргументировав свое решение.
Изучение нового материала.
Демонстрационный опыт с комментариями.
Смешиваем вещества лимонную кислоту и соду в твердом виде. Наблюдаем за происходящим.
Добавляем в смесь воду. Наблюдаем.
- Что произошло с веществами, благодаря чему прошла реакция?
Аналогично смешиваем сухие гидроксид калия и поваренную соль.
Добавляем воду.
Анализируем увиденное в опыте.
Вывод: В данном случае мы не наблюдаем признаков химической реакции. Такая реакция не имеет смысла.
Демонстрационный опыт с комментариями.
Раствор гидроксида калия взаимодействует с сульфатом меди (II).
Вывод: В данном случае мы наблюдаем образование бурого осадка. Такая реакция имеет смысл.
Запишем уравнение реакции
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 ↓+ 3NaCl
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3 ↓
Формулируем алгоритм составления ионных уравнений (работа по презентации).
4. Закрепление.
Повторяем правила техники безопасности. Учащиеся сами проводят эксперимент по технологическим картам.
Химический эксперимент – практические задачи.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.
Что делали
Что наблюдали
Уравнения реакций
Проведите реакции между парами веществ
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
2. карбонат натрия и соляная кислота
3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора)
Проведя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения озвучиваются).
4.Рефлексия.
Отметьте, какой смайлик соответствует вашему настроению.
5.Итог урока.
Д/з § 42 повторить. Составить полное и сокращенное ионное уравнение, в котором участвует поваренная соль.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций
для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013).
План конспект урока по химии для учащихся 8 класса по теме "Реакции ионного обмена" адресован учителям химии. В планирование урока включены демонстрационные эксперименты и практическая деятельность учащихся, фронтальный опрос, индивидуальные задания, предусмотрена работа с формулами, этап рефлексии. Цели урока : Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлениюполных и сокращенных ионных уравнений реакций. Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций,уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе срастворами электролитов.
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: