Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Химия / Урок по химии на тему "Реакции ионного обмена" (8 класс)

Урок по химии на тему "Реакции ионного обмена" (8 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


План конспект урока по химии для учащихся 8 класса.

Тема: « Реакции ионного обмена»

Цели:

  1. Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

  2. Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций, уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с растворами электролитов.

  3. Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, повышения интереса и значимости химических знаний. Воспитывать чувство гуманности, толерантности, ответственности.

Оборудование:

Кроссворд на карточке, листок бумаги, карточка с формулой вещества, демонстрационное оборудование, химия в таблицах, презентация, компьютер, проектор, пробирки, подставка для пробирок,

1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия

2. карбонат натрия и соляная кислота

3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Нарисуйте на листке, какой смайлик соответствует вашему настроению в начале урока.

  1. АОЗ.

- Наш организм можно представить как биоэлектрическую систему, в которой действие всех частей координируется с помощью электрических импульсов. Для передачи сигнала и сокращения мышц нашему организму необходимы электролиты (вещества, проводящие электрический ток). Поэтому спортсмены перед интенсивной нагрузкой, зная, что они потеряют с потом много соли, пьют специальные напитки. Таким образом, они стараются компенсировать потерю электролитов и снизить риск мышечных спазмов.


Но не только на тренировках важно постоянство водно-солевого обмена, но и в обычной жизни. Человеческому телу необходимы различные виды солей, чтобы нормально функционировать. Нарушения водно-солевого баланса, возникающие при обезвоживании, могут привести к проблемам с сердцем и нервной системой, вплоть до остановки сердца или судорог.


Как мы видим процессы, протекающие между электролитами, играют важную роль в жизни человека и природы. И сегодня мы с вами рассмотрим реакции, протекающие между электролитами. Тема сегодняшнего урока «Реакции ионного обмена»


1) Проведем проверку основных ключевых понятий в виде кроссворда:

( на карточках у каждого ученика)

  1.  …. — класс химических соединений, к которому относятся вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.

  2. . — отрицательно заряженный ион.

  3. . — положительно заряженный ион.

  4. . — это водородосодержащее соединение, водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.

  5. . — гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

  6. . называют гидроксиды, которые диссоциируют (распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.

  7. . — вещества, расплавы или растворы которых проводят электрический ток.

  8. . - процесс, заключающийся в распаде молекул на несколько ионов.








с




а





к






к







р







о









э










д













2) У вас на столах карточки с формулами веществ, вам необходимо определить будет ли диссоциировать ваше вещество, аргументировав свое решение.

  1. Изучение нового материала.


Демонстрационный опыт с комментариями.

  1. Смешиваем вещества лимонную кислоту и соду в твердом виде. Наблюдаем за происходящим.

  2. Добавляем в смесь воду. Наблюдаем.

- Что произошло с веществами, благодаря чему прошла реакция?


  1. Аналогично смешиваем сухие гидроксид калия и поваренную соль.

  2. Добавляем воду.

Анализируем увиденное в опыте.

Вывод: В данном случае мы не наблюдаем признаков химической реакции. Такая реакция не имеет смысла.


Демонстрационный опыт с комментариями.

Раствор гидроксида калия взаимодействует с сульфатом меди (II).

Вывод: В данном случае мы наблюдаем образование бурого осадка. Такая реакция имеет смысл.


Запишем уравнение реакции

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 ↓+ 3NaCl

3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3


Формулируем алгоритм составления ионных уравнений (работа по презентации).


4. Закрепление.

Повторяем правила техники безопасности. Учащиеся сами проводят эксперимент по технологическим картам.

Химический эксперимент – практические задачи.

Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Проведите реакции между парами веществ



1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия



2. карбонат натрия и соляная кислота



3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора)



2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-

2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2


Проведя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения озвучиваются).


4.Рефлексия.

Отметьте, какой смайлик соответствует вашему настроению.


5.Итог урока.


Д/з § 42 повторить. Составить полное и сокращенное ионное уравнение, в котором участвует поваренная соль.



  • Химия
Описание:

План конспект урока по химии  для учащихся 8 класса по теме "Реакции ионного обмена" адресован  учителям химии. В планирование  урока включены демонстрационные эксперименты и практическая деятельность учащихся, фронтальный опрос, индивидуальные задания, предусмотрена работа с формулами, этап рефлексии.  Цели урока : Рассмотреть условия протекания и метод составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению  полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Развивать умения и навыки у учащихся написания формул электролитов и уравнений реакций,  уметь давать грамотные определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с  растворами электролитов.

Автор Пирогова Наталья Николаевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 2713
Номер материала 5640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы