План
конспект урока по химии для учащихся 8 класса.
Тема: « Реакции ионного обмена»
Цели:
- Рассмотреть условия протекания и метод
составления реакций ионного обмена. Сформировать умения по составлению полных
и сокращенных ионных уравнений реакций.
- Развивать умения и навыки у учащихся
написания формул электролитов и уравнений реакций, уметь давать грамотные
определения, формулировать и ставить вопросы; соблюдать и помнить о
правилах по технике безопасности, при работе с растворами электролитов.
- Создать условия для формирования культуры
умственного и практического труда, повышения интереса и значимости
химических знаний. Воспитывать чувство гуманности, толерантности,
ответственности.
Оборудование:
Кроссворд на карточке, листок бумаги, карточка
с формулой вещества, демонстрационное оборудование, химия в таблицах,
презентация, компьютер, проектор, пробирки, подставка для пробирок,
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
2. карбонат натрия и соляная кислота
3. соляная кислота и гидроксид калия (в
присутствии индикатора).
Ход
урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте. Нарисуйте
на листке, какой смайлик соответствует вашему настроению в начале урока.
- АОЗ.
- Наш организм можно представить как
биоэлектрическую систему, в которой действие всех частей координируется с
помощью электрических импульсов. Для передачи сигнала и сокращения мышц нашему
организму необходимы электролиты (вещества, проводящие электрический ток). Поэтому
спортсмены перед интенсивной нагрузкой, зная, что они потеряют с потом много
соли, пьют специальные напитки. Таким образом, они стараются компенсировать
потерю электролитов и снизить риск мышечных спазмов.
Но не только на тренировках важно постоянство водно-солевого обмена, но и в обычной
жизни. Человеческому телу необходимы различные виды солей, чтобы нормально
функционировать. Нарушения водно-солевого баланса, возникающие при
обезвоживании, могут привести к проблемам с сердцем и нервной системой, вплоть
до остановки сердца или судорог.
Как мы видим процессы, протекающие между
электролитами, играют важную роль в жизни человека и природы. И сегодня мы с
вами рассмотрим реакции, протекающие между электролитами. Тема сегодняшнего
урока «Реакции ионного обмена»
1) Проведем проверку основных ключевых
понятий в виде кроссворда:
( на карточках у каждого ученика)
1. …. — класс химических соединений, к которому относятся
вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.
2. …. — отрицательно заряженный ион.
3. …. — положительно заряженный ион.
4. …. — это водородосодержащее соединение,
водород которого может быть замещён на металл с образованием соли.
5. …. — гомогенная (однородная) смесь,
состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их
взаимодействия.
6. …. называют гидроксиды, которые диссоциируют
(распадаются) на гидроксильную группу и положительно заряженный катион.
7. …. — вещества, расплавы или растворы которых
проводят электрический ток.
8. …. - процесс, заключающийся в распаде молекул
на несколько ионов.
2) У вас на столах
карточки с формулами веществ, вам необходимо определить будет ли диссоциировать
ваше вещество, аргументировав свое решение.
3. Изучение нового материала.
Демонстрационный опыт с комментариями.
1. Смешиваем вещества лимонную кислоту и соду в твердом виде. Наблюдаем за
происходящим.
2. Добавляем в смесь воду. Наблюдаем.
- Что произошло с
веществами, благодаря чему прошла реакция?
3. Аналогично смешиваем сухие гидроксид калия и поваренную соль.
4. Добавляем воду.
Анализируем увиденное в опыте.
Вывод: В данном случае мы не наблюдаем
признаков химической реакции. Такая реакция не имеет смысла.
Демонстрационный опыт с комментариями.
Раствор гидроксида калия взаимодействует с
сульфатом меди (II).
Вывод: В данном случае мы наблюдаем
образование бурого осадка. Такая реакция имеет смысл.
Запишем уравнение реакции
3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 ↓+ 3NaCl
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl-
= Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
3OH- + Fe3+ = Fe(OH)3 ↓
Формулируем алгоритм составления ионных
уравнений (работа по презентации).
4. Закрепление.
Повторяем правила техники безопасности. Учащиеся
сами проводят эксперимент по технологическим картам.
Химический эксперимент – практические задачи.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они
начинают по ним работать, выполняя задания.
Что делали
|
Что наблюдали
|
Уравнения реакций
|
Проведите реакции между парами веществ
|
|
|
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия
|
|
|
2. карбонат натрия и соляная кислота
|
|
|
3. соляная кислота и гидроксид калия (в
присутствии индикатора)
|
|
|
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42-
= Cu(OH)2 + 2Na+ + SO42-
2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2 ↓
Проведя реакцию, ребята записывают наблюдения
и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной
форме.
Затем трое учащихся записывают эти уравнения
реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а
наблюдения озвучиваются).
4.Рефлексия.
Отметьте, какой смайлик соответствует вашему
настроению.
5.Итог урока.
Д/з § 42 повторить. Составить полное и
сокращенное ионное уравнение, в котором участвует поваренная соль.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.