Инфоурок Химия КонспектыУрок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)

Урок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)

Скачать материал

Тема:  Понятие о жесткости воды, способы ее устранения. (Урок-практикум)

Цель:  Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся на уроке.

Задачи:

1.  Передача знаний учащимся об одном их основных качеств воды – «жесткости воды», о природе этого свойства, о методах распознавания жесткой воды и о способах устранения жесткости воды;

 2. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной  культуры и культуры общения;

3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке.

Реактивы и оборудование: I группа - раствор гидрокарбоната кальция, вода, пробирки, II группа - растворы карбоната натрия, гидроксида кальция (известковая вода), гидрокарбоната кальция, гидрокарбоната магния, спиртовка, держатель, III группа - растворы хлорида кальция, нитрата кальция, карбоната натрия, хлорида бария, IV группа – растворы мыла, синтетического моющего средства, гидрокарбоната кальция, гидрокарбоната магния, хлорида кальция, сульфата магния, четыре акварельные кисточки, четыре стакана, табл. «Жесткость воды», план-инструкция.

Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами исследования; анализ и сравнение, самоанализ.

Методы:  словесный, наглядный, практический

Формы работы:  индивидуальные, фронтальные, групповые, работа в парах

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.

Опрос домашнего задания

1. Фронтальный опрос

     1. Каково строение молекулы кальция?

     2. Каковы свойства кальция?

     3. Назовите основные соединения кальция и области их применения.

Изложение нового материала

Эпиграф: Вода благоволила литься.

  Она блистала, столь чиста,

  Что ни напиться, ни умыться.

  И это было неспроста.

  Ей не хватало ивы, тала

  И горечи цветущих лоз,

  Ей водорослей не хватало

  И рыбы, жирной от стрекоз.

  Ей не хватало быть волнистой,

  Ей не хватало течь везде,

  Ей жизни не хватало, чистой

  Дистиллированной воде.                           Мартынов.

 

 

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: План работы ученика
1. Прочти внимательно вопросы и задания.
2. Найди в учебнике ответы на вопросы и рекомендации для выполнения задания.
3. Проведи опыт. Работай с малыми количествами реактивов, выполняй все операции аккуратно. Соблюдай ТБ при работе с реактивами и  спиртовкой.
4. Запиши уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставь коэффициенты, запиши уравнения в ионной форме.
5. Если это необходимо, запиши уравнения на доске. Веди записи аккуратно.
6. Оформи отчет о проделанной работе. Сделай выводы.
7. Приведи в порядок рабочее место.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вода, как вечная странница, совершая круговорот, поднимается высоко над поверхностью земли, выпадает вместе с осадками, проникает глубоко под землю. И на протяжении всего путешествия она поглощает множество различных солей, содержащихся в почвах и горных породах.

Жесткость воды вызывается присутствием солей кальция и магния.

Различают временную и постоянную жесткость. Гидрокарбонаты кальция и магния вызывают временную жесткость. Сульфаты, хлориды и другие соли обусловливают постоянную некарбонатную жесткость.

«Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна» - Н.М.Крылов.

Работа в группах. (10-13 мин)

Задания для 1 группы

1. Сформулируйте определение временной, карбонатной жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов связана временная карбонатная жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению  временной, карбонатной жесткости воды кипячением. Запишите уравнение реакции в ионной форме.

3.  Проведите опыт по устранению  временной, карбонатной жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнение реакции в ионной форме.

4. Проведите опыт по устранению временной, карбонатной жесткости воды добавлением известковой воды (раствора гидроксида кальция). Запишите уравнения реакции в ионной форме.

5. Получите воду с временной жесткостью. Объясните, как можно получить воду с временной жесткостью.

Задания для 2 группы

1. Сформулируйте определение постоянной, некарбонатной жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов обусловлена постоянная,  некарбонатная жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению в постоянной, некарбонатной жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия).

3. Как устранить жесткость воды в промышленности? Объясните, зачем устраняют жесткость воды.

4. Получите воду с постоянной, некарбонатной жесткостью. Поясните, как ее можно получить.

Задания для 3 группы

1. Сформулируйте определение общей  жесткости воды. С наличием в воде каких катионов и анионов связана общая  жесткость? Заполните соответствующую графу таблицы «Жесткость воды».

2. Проведите опыт по устранению общей  жесткости воды добавлением соды (карбоната натрия). Запишите уравнение реакции в ионной форме.

3. Получите воду с общей жесткостью. Поясните, как ее получить.

Жесткость воды (конечный результат)

Состав жесткой воды

Вид жесткости

Способ устранения

катионы

анионы

Ca2+ , Mg2+

HCO3-

Карбонатная, временная

Нагревание, добавление соды, известковой воды, обработка ионообменной смолой

Ca2+ , Mg2+

Cl-, SO42-, NO3-

Некарбонатная, постоянная

Добавление соды, обработка ионообменной смолой

Ca2+ , Mg2+

Cl-, SO42-, NO3-, HCO3-

Общая

Добавление соды, обработка ионообменной смолой

 

Итог урока.

1. Колодезная и ключевая вода относится к среднежестким водам, вкус ей придают содержащие в них различные вещества. Дождевая и снеговая вода не содержит веществ, придающих им вкус, она безвкусная.

2. Если в систему охлаждения двигателя залить воду из-под крана, то при повышенной температуре растворимые гидрокарбонаты кальция и магния будут превращаться в нерастворимые карбонаты и оставаться на стенках системы охлаждения, тем самым ухудшая теплоотдачу двигателя.

3. Для доказательства того, что накипь содержит карбонаты, нужно на нее подействовать раствором кислоты. При этом будет наблюдаться «вскипание» из-за образования слабой угольной кислоты и ее разложения на углекислый газ и воду. Таким образом, в быту накипь можно удалить раствором пищевой уксусной или лимонной кислоты.

4. На нагревательных элементах из золота не происходит образования накипи, что снижает потери электроэнергии, увеличивает срок службы прибора, поэтому в современных электрочайниках помещают нагревательные элементы с золотым покрытием.

5. Горячую воду из-под крана нельзя использовать для приготовления пищи, так как ее смягчают карбонатом натрия – содой для уменьшения отложения на стенках труб нерастворимых карбонатов.

6. Лучшая вода для умывания – кипяченная, так как она мягкая. Дождевая вода, особенно в черте города, содержит много различных элементов.

Работа в рабочей тетради  упр. 217, 219 , стр. 65

Д/з. §34. стр.154-155, упр. 5

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по химии на тему "Понятие о жесткости воды и способы ее устранения" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:  Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся на уроке.

Задачи:

1.  Передача знаний учащимся об одном их основных качеств воды – «жесткости воды», о природе этого свойства, о методах распознавания жесткой воды и о способах устранения жесткости воды;

 2. Формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной  культуры и культуры общения;

3. Воспитывать коллективизм, внимание, аккуратность; формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 653 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 1015
    • DOCX 19.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якуша Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якуша Татьяна Александровна
    Якуша Татьяна Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 56637
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 31 региона

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе