8 класс
Тема урока: Кислоты, их состав, названия и
классификация
Цель урока: сформировать у учащихся представление о кислотах как об одном из
классов неорганических веществ.
Задачи урока:
образовательные
задачи: продолжить формирование понятий об
основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать
деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот;
развивающие
задачи: способствовать развитию аналитического
мышления умению сравнивать и обобщать
факты и явления;
воспитательные
задачи: продолжить формирование причинно –
следственных связей между веществами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблицы, плакаты, карточки.
Методы: эвристическая беседа, работа с
карточками, таблицами
План
урока:
1. Организация начало урока
2. Проверка знаний учащихся
3. Изучение нового материала
4. Задание на дом
5. Закрепление материала
Ход
урока
- Организация урока
- Проверка знаний учащихся.
Вступительное
слово учителя: задачи и цели урока.
Сегодня
нам предстоит продолжить увлекательное путешествие по стране кислот. Прежде,
чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Для
этого необходимо ответить на некоторые вопросы.
1.Фронтальный
опрос.
Какие классы неорганических веществ мы
изучили?
Какие вещества (соединения) называются
оксидами?
Как классифицируют оксиды? Приведите примеры
Какие вещества (соединения) называются
основаниями?
Как классифицируют основания? Приведите
примеры
Как называются вещества, с помощью которых
производят распознавания веществ?
Какие знаете индикаторы?
Как меняется их окраска в растворе оснований?
2. Работа по
карточкам
На карточках : CaO, NaOH, CuO, КОН, SO3, HCI, Cu(OH)2 , MgO, H2SO4 , AL2O3, K2O,
P 2O5 , Fe (OH)3, H2CO3 , AI(OH)3 , выбрать из формул оксиды и
основания., назвать и классифицировать их.
- Изучение нового материала
Я
думаю, что к путешествию вы готовы, и поэтому нам предстоит отправиться в новое
путешествие и познакомиться с новым классом неорганических веществ – это
кислоты.
- Происхождение
и название кислот.
Слова
«кислота» и «кислый» имеют общий корень. Многие продукты питания обладают
кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону
придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная
кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой
кислоты. Все кислоты, независимо от их происхождения, объединяю атомы водорода.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие их
атомов водорода, соединенных с кислотным остатком.
- Состав кислот:
- Классификация кислот:
Кислоты
классифицируют по таким признакам:
- по составу
кислотного остатка (наличию или отсутствию кислорода);
- по числу атомов
водорода;
- по растворимости;
- по происхождению;
- стабильные и
неустойчивые (Н2СО3).
По
первому признаку кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные
По
количеству атомов водорода, способных замещаться на металл, все кислоты делятся
на одноосновные (с одним атомом водорода- Н), двухосновные (с 2 атомами
водорода – Н2) и трехосновные (с 3 атомами водорода – Н3).
По
происхождению – органические (муравьиная, уксусная, щавелевая) и неорганические
(HCI, H2SO4).
- Формулы и
названия основных неорганических кислот.
Номенклатура
неорганических кислот прошла долгий путь развития и складывалась
постепенно.Наряду с систематическими названиями кислот широко применяются
традиционные и тривиальные. Некоторые распространённые кислоты могут в
различных источниках иметь разные названия: например, водный раствор HCl может
именоваться соляной, хлороводородной, хлористоводородной кислотой.
HCl хлороводородная (соляная)
кислота
HF фтороводородная (плавиковая)
кислота
HI иодоводородная
кислота
HBr бромоводородная
кислота
HNO2 азотистая
кислота
HNO3 азотная
кислота
H2S сероводородная
кислота
H2SO3 сернистая
кислота
H2SO4 серная
кислота
H2CO3 угольная
кислота
H2SiO3 кремниевая
кислота
H3PO4 (орто)
фосфорная кислота
- Определение
степени окисления элементов в кислотах и зарядов ионов.
По формулам кислот
можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих
кислоты:
+1 -1 +1
-2
HCl и H2S
Рассчитаем степени окисления элементов в
серной кислоте -
+1 x -2
H2 SO4
Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где
х- степень окисления серы; х=6
Заряды
кислотных остатков определяются по основности,
например:
+1 -1 +1 -2
HNO3 H 2SO4
Составим оксиды соответствующих кислот
+1 -1 +5
-2
+1 -2 +6 -2
HNO3 - N2 O5 H
2SO4 – SO3
IV. Задание
на дом
V. Закрепление материала. Выставляю оценки за
урок с комментариями. Затем учащиеся выполняют задания на закрепление нового материала.
1. Игра «Третий лишний»
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ
мотивируйте:
1. H3PO4, H2SO4,
HCl
2. H2SiO3, H2SO3, H3PO4
2. Ребята решили укомплектовать свою
учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по
почте в виде двух посылок:
1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3,
Ca(OH)2, Cr2O3;
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5,
HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите
ребятам.
3. Даны кислотные остатки:
F¯ ; NO2¯
; SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их
и дайте им характеристику, используя признаки классификации.
В мире интересного.
В
1772 году Дж. Пристли показал, что при действии концентрированной серной
кислотой на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть
собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота»
(от слова «мурия» - рассол, солёная вода). Пристли назвал кислотой - соляную
кислоту.
В
1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.
В
1778 году А.Л. Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие
кислород. Однако, как вы уже знаете, он оказался неправ, т.к. существуют
бескислородные кислоты.
В
1814 году Г. Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная
частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.