Урок Строительные материалы.
Цели урока. Обучающие: проследить
за историей развития стеклоделия, рассмотреть физико-химические свойства
стекла, области применения и способы получения стекол, керамики, цемента.
Воспитательные: воспитать
у учащихся экологическую культуру, культуру труда, развить интерес к учению,
инициативность и любознательность.
Развивающие: способствовать
формированию научного мировоззрения, общенаучных умений и навыков.
Соблюдение
сурдопедагогических целей.
Оборудование: коллекция «Строительные материалы»,
«Стекло», мульти - медийная аппаратура; слайды «Строительная
промышленность».
Тип урока усвоение новых знаний.
Урок – деловая
игра.
Ход урока.
І Организационный момент.
ІІ Работа по слухо – зрительному восприятию.
Кремний, силикаты, карбонаты, угольная
кислота.
ІІІ Актуализация опорных знаний.
Беседа
1.
Назовите формулу
кремневой кислоты. Какова основность ее?
2.
Как называют соли
кремневой кислоты?
3.
Где применяются соли
кремневой кислоты?
4.
Что объединяет эти
предметы: стекло, хрусталь, керамику, цемент,
черепицу, фаянс?
Слайд №1
IV Изучение
нового материала
1.
Понятие
силикатная промышленность.
Рассказ учителя
Силикатная промышленность - отрасль производства, которая занимается переработкой
различных соединений кремния.
Слайд №2
2.
Объявление темы
и целей урока.
Запись учащимися темы урока в тетради.
Учитель Чтобы наш урок прошел
качественно, мы его проведем в виде
деловой игры.
Представьте себе, что мы все с вами – ученые, которые изучают
проблемы силикатной промышленности. На конференцию приехали
представители
Балаклеевского цементного завода, научные работники научно-
исследовательского
института по проблемам получения стекла, технологи Сумского фарфорового
завода.
3.
Важнейшие
строительные материалы.
Рассказ учителя.
Слайд № 3
3.
Виробництво
кераміки.
Слово надається технологам Сумського фарфорового заводу.
Технолог №1 Основною сировиною для виробництва
кераміки є глина.
(від грец. «керамон» - глина) є глина.
4.
Производство
керамики.
Слово предоставляется технологам Сумского
фарфорового завода.
Технолог №1 Основным сырьем для производства керамических
изделий
(от греч. «керамон» - глина) является глина.
Слайд № 4
Изготовление этих
изделий
связано на свойстве глины при смешивании ее с небольшим
количеством воды образовывать пластическую массу. Этой массе можно придавать
любую форму, которая сохраняется после высыхания и закрепляется
посредствам обжига при высокой температуре. Из белой глины изготов-
ляют фаянсовые и фарфоровые изделия.
Керамика бывает:
·
строительная (дренажные
трубы, облицовочная плитка),
·
предметы быта ( фарфор,
фаянс),
·
техническая.
Слайд №
5
Технолог №2 Способ изготовления фарфора был известен
еще в Китае в
VII –IX
ст.н.э. В конце ХV ст. о секрете получения фарфора узнали
и в Европе. В 1765г. во Франции открыли легкий фарфор, а твердый
– намного
позднее в
Саксонии. Первый фарфоровый завод был построен в 1744г. неда-
леко от Санкт –
Петербурга, потом – около – Днепропетровска.
Виробництво скла.
5.
Производства
Стекла.
Демонстрация предметов из стекла.
Слайд №
6
Технолог № 1
Сырьем для производства обычного стекла служат:
* кварцевый
песок SiO2;
*
сода Na2CO3;
* известняк
СаCO3;
(
Демонстрация сырья для производства стекла)
Ці речовини ретельно змішують та нагрівають
при температурі 1500° С. Відбувається хімічна реакція: взаємодія піску з водою,
піску з вапном.
Эти вещества тщательно перемешиваются и
подвергают сильному на-
греванию
(1500 С). Происходит химическая реакция взаимодействия
кварцевого
песка с водой, песка с известью.
Слайд № 7
Какие вещества образовались?
Учащиеся
записывают уравнения в тетрадь.
Демонстрация получения стекла.
Лаборант –
ученик получает стекло.
Виды стекла (Рассказ учителя)
Види скла.
оконное стекло Na2O·
CaO ·6SiО3
тугоплавкое
стекло К2O
·CaO ·6SiO3
хрусталь К 2СO3;SiO2
;РвО
кварцевое
стекло SiO2
Слайд № 8
Почему стекло
бывает разного цвета?
Технолог № 2 (Рассказывает о цвете стекла)
•
СоО3 – синий
•
СиО – сине-зеленый
•
Сr2O3 - зеленый
•
Fе2О3 – коричневый
•
NiO; Mn2O3-
фиолетовый
•
Au – рубиновый
Слайд № 9
Научный работник рассказывает как производят стекло.
Слайд № 10
Учитель Пою перед Тобою в восторге похвалу
Не камнем дорогим, не злату, а стеклу.
М.В. Ломоносов
Слайд № 11
М.В. Ломоносов изготовил 4тыс. видов стекла, с помощью
которого и
Создал мозаичную картину « Полтавская баталия» (42м)
Научный работник рассказывает историю получения
стекла.
6.
Производство
цемента.
Представитель БЦЗ - Цемент (нем. Zement) – смесь порошкообразных вязких веществ,
способных в случае смешивания с водой образовывать пластическую массу,
которая со временем переходит в камнеобразное состояние.
Виды цемента
* портландцемент
* глиноземистый цемент
* специальные виды
Основным сырьем для производства цемента являются известняк и глина.
Эти вещества тщательно перемешивают и их смесь обжигают в наклонных
цилиндрических печах, длина которых более 200
м, а в поперечнике – около
5 м.
В печи происходят сложные химические реакции. Образуются силикаты и
алюминаты кальция.
Слайд № 11
Учитель
Какие вы знаете строительные материалы?
Строительные материалы
Цемент.
Бетон
– смесь щебня и песка с цементом.
Железобетон – бетон с каркасом из железных
стержней.
Шлакобетон – смесь цемента со шлаком.
Слайд № 11
Учитель Вот и закончилось наше путешествие в «Силикатную промышленность»
V
Закрепление.
1. Какие вам известны строительные
материалы?
2. Что такое
цемент?
3. Почему
бутылочное стекло бывает зеленого, коричневого цвета?
VІ Итог урока.
VІІ Домашнее задание: параграф 25, упр. 141-143.
VІІІ Словарная работа
Керамика, фаянс, фарфор, стекло, цемент, бетон, железобетон,
шлакобетон, кварцевый песок, сода, известняк, глина
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.