Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская
средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока по теме:
§
13. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли
Подготовила
учитель географии
С.Н.Антипова
Цели урока:
1. Образовательная
– продолжить формирование знаний учащихся о оболочке «литосфере»,
способствовать формированию представлений о причинах разнообразия строения
Земной коры, методах изображения литосферных плит на картах.
2. Развивающая
– развитие умения и навыка работы с физической и контурной картами, развитие
логического мышления, памяти.
3. Воспитательная
- повысить интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение.
Формы организации
познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока (по целям):
урок изучения нового материала.
Вид урока:
комбинированный.
Оборудование:
мультимедийный комплекс, физическая карта мира, атлас для 6 класса, учебник.
Ход
урока:
I. Организационный
момент.
Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная
работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся
на поиск и творчество и начнем урок.
Вспомните
- Какие внутренние оболочки Земли
выделяются? (Ядро, мантия, земная кора)
- Какая из оболочек самая тонкая? Земная
кора-самая тонкая, наружная оболочка земли.
- Какая оболочка самая большая? Мантия-
самая большая из внутренних облочек.
- Как образуются гранит?
- Как образуются осадочные горные
породы?
- Какие горные породы называют
метаморфическими?
Загадки о полезных ископаемых
1.
Он очень прочен и упруг
строителям – надёжный друг
дома, ступени, постаменты
красивы станут и заметны. (гранит)
2.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. ( каменный уголь)
3.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. ( глина)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
5.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (известняк)
6.
Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … (мелом)
7.
Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (соль)
8.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( природный газ)
9.
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. ( торф)
И мы приступаем к изучению нового
параграфа 13
Земная кора и литосфера-каменные оболочки
Земли.
Земная кора — самая верхняя каменная
оболочка Земли. Она состоит из магматических, метаморфических и осадочных
горных пород. На материках и под океанами Земная кора устроена по-разному.
Рассмотрим (рис. 42).
чем они отличаются друг от друга? Они
отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более
мощная — 35—40 км, под высокими горами — до 75 км. Она состоит из трех слоев.
Верхний слой — осадочный. Он сложен осадочными породами. Второй и третий слои
состоят из разнообразных магматических и метаморфических пород. Второй, средний
слой, условно называют «гранитным», а третий, нижний — «базальтовым».
Рис. 42. Строение континентальной и
океанической земной коры
Океаническая кора намного тоньше — от 0,5
до 12 км — и состоит из двух слоев. Верхний, осадочный слой, сложен осадками,
покрывающими дно современных морей и океанов. Нижний слой состоит из застывших
базальтовых лав и называется базальтовым.
Континентальная и океаническая кора на
поверхности Земли образуют гигантские ступени разной высоты. Более высокие
ступени — это материки, поднимающиеся выше уровня моря, более низкие — дно
Мирового океана.
Литосфера. Как
вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы
отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора
прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое — литосферу (от
греч. «литое» — камень) (рис. 43).
Рис. 43. Соотношение литосферы и
земной коры
Рассмотрите соотношение между земной корой
и литосферой. Сравните их толщину.
Вспомните, почему в мантии есть слой
пластичного вещества. Определите по рисунку глубину, на которой он залегает.
Найдите на рисунке границы раздвижения и
границы столкновения литосферных плит.
Литосфера — твердая оболочка Земли,
состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Под литосферой находится разогретый
пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она
перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит
горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора — внешняя часть
литосферы.
Рис. 44. Основные литосферные плиты
Литосфера не монолитна. Она разбита
разломами на отдельные блоки — литосферные плиты (рис. 44). Всего на Земле
выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.
Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по
пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других —
сталкиваются друг с другом.
Вопросы и задания
1. Какие
два вида земной коры вы знаете?
2. Чем
литосфера отличается от земной коры?
3. На
какой литосферной плите вы живете?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.