Тема: Инфраструктурный
комплекс. Транспорт.
10
класс, учитель географии Луковкина И.И.
Цели и задачи урока:
§ развить
понятие «инфраструктура»;
§ сформировать
преставление о роли инфраструктурного комплекса в экономике страны;
§ изучить
состав транспорта;
§
определить значение транспорта в
экономике;
§
формировать активность, самостоятельность,
познавательность, интерес к предмету;
§
воспитывать и прививать культуру труда, культуру
общения; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность;
§
проводить коррекционную работу на
логическом уровне (усвоение и произношение новых слов сложных по своему
составу);
§ расширять
географический словарь учащихся.
Тип урока:
изучение нового материала.
Понятийно – категориальный аппарат
усвоения: инфраструктура, грузооборот,
пассажирооборот, транспортная система, транспортный узел.
Способы действия учащихся: изучение
текста учебника, анализ рисунков и таблиц учебника, карты атласа, составление
коллажа.
Ценностный компонент урока: сформировать
преставление об инфраструктурном комплексе и его роли в экономике страны.
Оборудование: ИКТ, «Образовательные
коллекции» Мультимедиа учебник по географии для учащихся, «Экономическая карта
России», учебная таблица «Инфраструктурный комплекс», учебник, атласы.
Ход
и содержание урока.
1. Организационный
этап.
Эмоциональный
настрой
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь удобнее. Думаю, что ваше
настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале. Проверьте
вашу готовность к уроку. Желаю успехов. Сегодня на уроке будет много новых
слов. Следите за речью, произносите слова правильно, пишите правильно.
2. Мотивация
и целеполагание. (озвучивание темы урока, постановка цели и задач) (
слайд 1, 2).
3. Изучение
нового материала.
Учитель: Сегодня
мы будем изучать инфраструктурный комплекс.
Что же
такое инфраструктура?
Работа с текстом
учебника. Запись определения в тетрадь.( стр. 147)
Инфраструктура – это
совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального
формирования и обеспечения жизни населения.
Учитель: Без
инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и
жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений,
оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в
сельской местности.
(слайд 3)
Учит ель:
Инфраструктурный комплекс, состоит из отраслей, производящие услуги.
Запись в тетради
определения: Услуга – это особый вид продукции.
Работа с таблицами
учебника (стр. 148, таблица 31-32).
Учитель:
Рассмотрим классификацию услуг по их характеру и видам.
Ребята, приведите
примеры, какими услугами вы пользуетесь ( примеры учащихся).
Прослушивание
электронного учебника о составе инфраструктурного комплекса. (Зарисовать в
тетрадь схему инфраструктурного комплекса).
Инфраструктурный комплекс
коммуникационная
система сфера обслуживания
транспорт
связь
Просмотр электронного
учебника. Схема «Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран».
Учитель: Сегодня
мы познакомимся с коммуникационной системой , которая состоит из транспорта и
связи. Задача этой системы – перемещение в пространстве людей, информации,
энергии и грузов.
Запись в тетрадь
определения коммуникационной системы.
Как вы
сегодня добирались в школу? (ответы учащихся).Эти виды транспорта называются
универсальными.
Прослушивание электронного
учебника о видах, роли и значении транспорта. Основная задача транспорта – обеспечить
надёжную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить
связь России с другими государствами.
Учитель: Для
выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять
друг друга, образуя транспортную систему.
Работа с текстом учебника.
Запись в тетрадь определений.
Транспортная
система
состоит из всех видов транспорта, объединенных между транспортными узлами.
Транспортными
узел-
это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен
груза между ними.
Работа с картосхемами
учебника (стр. 150, рисунок 60).
Учитель: Ребята,
пользуясь картой , назовите транспортные узлы России (Москва, Санкт –
Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Магадан).
Просмотр электронного учебника. Схема
«Виды транспорта».
Виды транспорта: сухопутный,
водный, воздушный, трубопроводный.
Учитель: Работа
транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Просмотр электронного учебника. Схема
«Показатели работы транспорта». Запись в тетрадь показателей работы транспорта.
Грузооборот - это
произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки
(км).
Пассажирооборот
– количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.
Показатели работы транспорта:
а) себестоимость перевозки;
б) скорости перевозки;
в) надёжность;
г) комфортность;
д) влияние природных условий.
Физкультминутка.
Закрепление.
Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы изучили инфраструктурный комплекс.
Давайте вспомним:
- Что
такое инфраструктурный комплекс?
- Какие отрасли входят в состав?
- Что такое услуга?
- Какие виды транспорта образуют
транспортную систему?
- Какими показателями оценивается транспорт?
- Где вам могут пригодиться те знания,
которые вы получили сегодня на уроке?
Практическая часть.
Составление коллажей из картинок
«Коммуникационная система», «Сфера услуг» (работа в парах)
Рефлексия
Учитель: Вот
и подошел к концу наш урок. Вспомните тему нашего урока. Назовите его цель и те
задачи, которые мы предпринимали для достижения поставленной цели. Как вы
считаете. Справились ли мы с задачами, которые поставили в начале урока? Как
вы оцениваете свою работу на уроке?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание
1.§ 31(читать и отвечать на
вопросы)
2.Опережающие задания: ( по желанию)
Изучить сухопутный транспорт.
Изучить морской транспорт.
Изучить воздушный транспорт.
3.Составить коллаж (творческое задание).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.