Урок"Северо-Западный район России"
9 класс
Учитель
ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Беляева
надежда Петровна
Цель
урока: создание “образа" Северо-Западного района
Задачи:
Образовательные:
составить экономико-географическую характеристику
Северо-Западного района России, расширить представление о природно-ресурсном
потенциале района ,показать значение Северо-Запада в хозяйстве страны
Развивающие:
развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать,
обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать
с разными источниками географической информации и его рационального отбора
при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать
картографическую грамотность
Воспитательные:
формировать умения участвовать в коллективном обсуждении
проблемы, выражать свои мысли, принимать решение
Оборудование:
политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные
карты, бланки с заданиями. бланки с опорным конспектом, учебник,
дополнительная литература
Ход
урока
1. Вводно-мотивационный
этап
Продолжаем
изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке
познакомимся с Северо-Западным районом.
Этот
район можно назвать “окном в Европу”. Почему? Постараемся найти ответ на этот
вопрос в ходе урока.
Как вы
думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (уч-ся предлагают свои
варианты).
План
изучения района
·Состав района
·ЭГП района
·Природные условия и ресурсы
·Население
·Специализация хозяйства района
·Проблемы
и перспективы развития района
2. Операционно-содержательный
этап
Чтобы
изучить район, необходимо определить его состав.
Ход
работы:
1) Прочитать
§42
(с.192), рассмотреть картосхему “Экономические районы России”
(рис. 71 с.160). Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и
хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа и заполнить пропуски в тексте
1. Северо-Западный
район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение
(подчеркните верные ответы)
2. Северо-Западный
район граничит со следующими экономическими районами _________
3. Состоит
район из _____субъектов:_________ областей и Санкт-Петербурга-города
федерального значения
4. Северо-Западный
район имеет морскую границу по ________________________
5. Основными
транспортными магистралями являются_________________________
3) Сделать
вывод: выгодно или нет ЭГП района_______________________
Задание
2
Подчеркните
те из областей,которые входят в состав Северо-Западного экономического
района
Архангельская,Новгородская,Мурманская,Тверская,Псковская,Ленинградская,Вологодская,Калининградская.Двумя
чертами подчеркнуть ту область,которая не имеет государственных границ
Задание 3
Подчеркните
те из перечисленных ниже стран ,с которыми граничит Европейский Северо-Запад:
Финляндия,Норвегия,Польша,Германия,Литва,Латвия,Эстония,Украина,Белоруссия
Задание
4. Определите и подчеркните города,которые являются административными
центрами субъектов Северо-Запада: Ленинград,Великий Новгород,Великие
Луки,Санкт-Петербург,Нижний
Новгород,Псков,Калининград,Кенигсберг,Выборг
Задание
5. Определите(отметив знаком "+" или "-"),какие из
следующих утверждений правильные,а какие-неправильные:
1). Для
Северо-Запада характерен морской ледниковый рельеф.
2) Район
отличается богатством полезных ископаемых.
3) В районе
ведется добыча нефти и природного газа.
4) В районе
ведется добыча горючих сланцев,торфа,фосфоритов и строительных материалов.
5) Озер и
рек мало из-за засушливости климата.
6) На
территории района насчитывается около 7 тыс. озер.
7) Крупнейшие
озера-Ладожское и Онежское.
8) Новгородская
область имеет выход к Ладожскому озеру.
9) В
Калининградской области ведется добыча янтаря.
10) В
Новгородской области начата добыча
алмазов.
Задание
6. Проанализировать таблицу "Территория и население субъектов
РФ"(раздаточный материал) и выписать субъекты Северо-Запада в порядке
убывания численности населения
Задание 7
1) Изучить
экономическую карту атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России”,
текст учебника §42 (с.195-198), дополнительный и статистический материал.
2) Определить
отрасли промышленной специализации района, занимающие 1-4 места, заполнить
таблицу
Промышленный
центр Отрасли промышленности
Санкт-Петербург
Псков
Новгород
Великие
Луки
Тихвин
3) Назвать
условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию
________________________________________________________________
Сделать
вывод о хозяйственном освоении района:___________________________
Задание
8:
1) Изучить
текст учебника §42 (с.198), дополнительный материал, карту атласа “Экологические
проблемы”.
2) Выписать:
а)
Проблемы района и пути их решения______________________________________
б)
Перспективы развития района____________________________________________
.
3. Рефлексивно-оценочный
этап
Практическая
работа
Задание.На
контурную карту нанести:
1) ЭГП
Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их
центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические
районы); Балтийское море.
2) Используя
условные знаки, нанесите природные ресурсы и отрасли специализации района.
Общий
вывод по уроку
Вернемся
к вопросу, поставленному в начале урока. Почему район называют “окном в
Европу”? (уч-ся высказывают свою точку зрения).
4. Домашнее
задание:
1) Повторить
опорный конспект урока
2) Составить
туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты,
презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2)
пункты назначения; 3) исторические памятники.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.