Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / География / Урок по географии ""Северо-Западный район России""

Урок по географии ""Северо-Западный район России""

Скачать материал


Урок"Северо-Западный район России"

9 класс

Учитель ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Беляева надежда Петровна





Цель урока: создание “образа" Северо-Западного района

Задачи:

Образовательные: составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, расширить представление о природно-ресурсном потенциале района ,показать значение Северо-Запада в хозяйстве страны

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность

Воспитательные: формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение

Оборудование: политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями. бланки с опорным конспектом, учебник, дополнительная литература

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап

Продолжаем изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке познакомимся с Северо-Западным районом.

Этот район можно назвать “окном в Европу”. Почему? Постараемся найти ответ на этот вопрос в ходе урока.

Как вы думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (уч-ся предлагают свои варианты).

План изучения района

  1. Состав района

  2. ЭГП района

  3. Природные условия и ресурсы

  4. Население

  5. Специализация хозяйства района

  6. Проблемы и перспективы развития района

2. Операционно-содержательный этап

Чтобы изучить район, необходимо определить его состав.

Ход работы:

1) Прочитать §42 (с.192), рассмотреть картосхему “Экономические районы России” (рис. 71 с.160). Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа и заполнить пропуски в тексте

1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)

2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами _________

3. Состоит район из _____субъектов:_________ областей и Санкт-Петербурга-города федерального значения

4. Северо-Западный район имеет морскую границу по ________________________

5. Основными транспортными магистралями являются_________________________

3) Сделать вывод: выгодно или нет ЭГП района_______________________

Задание 2

Подчеркните те из областей,которые входят в состав Северо-Западного экономического района

Архангельская,Новгородская,Мурманская,Тверская,Псковская,Ленинградская,Вологодская,Калининградская.Двумя чертами подчеркнуть ту область,которая не имеет государственных границ

Задание 3

Подчеркните те из перечисленных ниже стран ,с которыми граничит Европейский Северо-Запад:

Финляндия,Норвегия,Польша,Германия,Литва,Латвия,Эстония,Украина,Белоруссия

Задание 4. Определите и подчеркните города,которые являются административными центрами субъектов Северо-Запада: Ленинград,Великий Новгород,Великие Луки,Санкт-Петербург,Нижний Новгород,Псков,Калининград,Кенигсберг,Выборг

Задание 5. Определите(отметив знаком "+" или "-"),какие из следующих утверждений правильные,а какие-неправильные:

1). Для Северо-Запада характерен морской ледниковый рельеф.

2) Район отличается богатством полезных ископаемых.

3) В районе ведется добыча нефти и природного газа.

4) В районе ведется добыча горючих сланцев,торфа,фосфоритов и строительных материалов.

5) Озер и рек мало из-за засушливости климата.

6) На территории района насчитывается около 7 тыс. озер.

7) Крупнейшие озера-Ладожское и Онежское.

8) Новгородская область имеет выход к Ладожскому озеру.

9) В Калининградской области ведется добыча янтаря.

10) В Новгородской области начата добыча алмазов.

Задание 6. Проанализировать таблицу "Территория и население субъектов РФ"(раздаточный материал) и выписать субъекты Северо-Запада в порядке убывания численности населения

Задание 7

1) Изучить экономическую карту атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России”, текст учебника §42 (с.195-198), дополнительный и статистический материал.

2) Определить отрасли промышленной специализации района, занимающие 1-4 места, заполнить таблицу



Промышленный центр Отрасли промышленности

Санкт-Петербург

Псков

Новгород

Великие Луки

Тихвин

3) Назвать условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________

Сделать вывод о хозяйственном освоении района:___________________________

Задание 8:

1) Изучить текст учебника §42 (с.198), дополнительный материал, карту атласа “Экологические проблемы”.

2) Выписать:

а) Проблемы района и пути их решения______________________________________

б) Перспективы развития района____________________________________________

.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Практическая работа

Задание.На контурную карту нанести:

1) ЭГП Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические районы); Балтийское море.

2) Используя условные знаки, нанесите природные ресурсы и отрасли специализации района.

Общий вывод по уроку

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Почему район называют “окном в Европу”? (уч-ся высказывают свою точку зрения).

4. Домашнее задание:

1) Повторить опорный конспект урока

2) Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники.


Урок по географии ""Северо-Западный район России""
Скачать материал
  • География
Описание:

Целью урока "северо-Западный район России" является создание образа данного региона.  Помимо образовательной задачи составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, расширить представление о природно-ресурсном потенциале района ,показать значение Северо-Запада в хозяйстве страны, большое внимание уделяется развитиюу учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения, формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность. Урок имеет ярко выраженную практическую направленность.

 

 

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Беляева Надежда Петровна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 4120
Номер материала 53800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓