Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)

Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ допол материал для групп .doc

Историки

Историческая справка.

Начиная с V века на территории нынешней Калининградской области жили племена пруссов.

Немецкие крестоносцы, имевшие интересы в восточной Европе, приступили к колонизации новых территорий, на которых в скором времени сложилось государство Тевтонского ордена.

Калининградская область - часть бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к СССР в 1945 г. по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций. К СССР перешла 1/3 часть Восточной Пруссии, а 2/3 ее территории перешли к Польше. Остававшееся немецкое население в соответствии с решениями Потсдамской конференции было выселено в 1948-1951 годах в Германию.

Называлась Кёнигсбёргской областью, а затем её административный центр был переименован в Калининград, а область в Калининградскую.

В годы Второй мировой войны г. Калининград был разрушен на 90 %.

 Калининград, бывший Кёнигсбёрг знаменит тем, что в нём родился, жил и умер известный философ  Эммануил Кант.

 

 

 

 

Демографы

                                                 Население

Население Калининградской области  — 962 881 чел. (2014). Плотность населения — 64 чел/км². Удельный вес городского населения — 77 % (2013).

Национальный состав населения

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года (доля среди лиц, указавших национальность):

Всего в Калининградской области 22 города и 4 посёлка городского типа

Крупнейший город Калининград – 441 тыс чел.

Советск, Черняховск, Балтийск.

Физико-географы

                    Природные условия.

 Рельеф - всхолмлённая равнина, отдельные участки которой находятся ниже уровня моря. Средняя высота 15 м.

Климат - переходный от умеренно-континентального к морскому.

 Почвы переувлажненные, требуется осушение.

 Растительный покров очень сильно изменен.  Природная зона смешанных и широколиственных лесов. Около 40% лесов - искусственные посадки. Благодаря мягкой зиме здесь растут более теплолюбивые породы деревьев - платан, тис, магнолия.

                   Природные ресурсы.

Главным природным богатством области является янтарь. Калининградскую область называют Янтарным краем, поскольку на её территории расположено более 90 % разведанных мировых запасов этого удивительного минерала. Добывают в п. Янтарном.

Разведан ряд месторождений:

-          нефти

-          месторождения торфа

-          бурого угля

-          каменной соли

- строительных материалов

Расположенные на больших глубинах минеральные воды.

Область богата реками. Всего по территории области протекает 148 рек длиной более десяти километров. Крупнейшие Неман, Преголя.

В Калининградской области насчитывается 38 озёр площадью более 0,1 км².Самое большое из них — Виштынецкое озеро.

Леса в области вторичные — посаженные в XVIII—XIX веках после того, как широколиственные леса были вырублены. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение.

    На побережье расположены климатические курорты – Светлогорск, Зеленоградск. Куршская коса с песчаными дюнами внесена в список всемирного природного наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономико-географы.

Атлас стр. 30

Калинингра́дская область—           сзападная и самая маленькая по площади область (но не самый маленький субъект федерации) Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь — 15,1 тыс. км².

Коса в Гданьском заливе – крайняя западная точка России.

Калининградское время отличается от Московского поясного времени на  −1 час.

  Калининградская область на западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Калининградским, которые отделены от моря песчаными косами Куршской и Балтийской. На севере и востоке граничит с Литовской республикой, а на юге с республикой Польша.

Является полуанклавом после распада СССР.

(Анклав- часть территории государства, окружённая со всех сторон другими государствами и не имеющая морского берега. Если имеет выход к морю, то это полуанклав).

 Калининград – самый западный порт РФ, через который проходят транспортные магистрали к странам Западной и Восточной Европы. С Россией связана водным путём /через Балтийское море/ и транзитными коридорами через Литву.

  Калининградская область имеет особенное ЭГП, которое определяется близостью к странам Европы, наличием незамерзающих городов – портов, таких, как Калининград, Приморск, Балтийск, Светлогорск. Выходом в Балтийское море, благоприятными природными ресурсами для развития туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономисты.

Учебник стр. 199 рас. 88

    Горно-добывающая промышленность.

В настоящее время годовая добыча янтаря достигает нескольких сотен тонн, однако лишь небольшая её часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области зачастую сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Западной Европы.

1.Единственное в мире предприятие по промышленной добыче янтаря. (п. Янтарный, ГУП «Янтарный комбинат», 1947г., 700 человек)

2. 750 т. янтаря в год.

3. 4 кг 200 г – самый крупный янтарь.

4.Запасов хватит на сотни лет.

5. 23% янтаря на экспорт.

В 2004 году была запущена морская ледостойкая стационарная платформа, осуществляющая эксплуатационное бурение на Кравцовском месторождении нефти. Добываемая соль покрывает потребности региона, и даже экспортируется в другие страны. Торф используется преимущественно для нужд сельского хозяйства в качестве органического удобрения. Также в регионе ведётся добыча бурого угля

Ключевые отрасли — пищевая, мебельная, электротехническая, деревообрабатывающая.

Получили развитие судостроение, автомобильная промышленность (компания «Автотор»).

Развито промышленное рыболовство, рыбные порты расположены в Калининграде, Пионерском и Светлом.

Базовая электроэнергетическая компания региона — «Янтарьэнерго».

Построено несколько ТЭЦ, есть ГЭС, начали  строить Балтийскую АЭС. С 2002 года в регионе действует крупнейшая  в России ветроэлектростанция Зеленоградская ВЭУ мощностью в 5,1 МВт

 По территории области проходит газопровод Россия — Беларусь — Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.

Есть проблемы в охране природы. Высоко загрязнение рек, недостаточно очистных сооружений. Дно Немана и Преголи покрыто полуметровым слоем отложений. Пресная вода Куршского залива из-за распространения сине-зеленых водорослей стала непригодна в период их массового «цветения» для купания. Некоторые малые реки загрязнены минеральными удобрениями.

Перспективы

1. Это мост между Востоком и Западом, поэтому необходимо развивать транспортную сеть.

2. Внедрять новейшие технологии.

 3. Развивать рекреационное хозяйство: приморские курорты.

 

Калининградская область - особая экономическая зона (ОЭЗ).

ОЭЗ - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ задания на карточках.doc

1 карточка – историкам

 

1)   История возникновения Калининградской области.

2) Важные исторические события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 карточка ~ физико-географы

 

1. Природные условия  Калининградской области.

2. Природные  ресурсы Калининградской области.

2. Калининградская область -  рекреационный район.

 

 

 

 

 

 

 

4  карточка - демографы

 

Задания.

1.Особенности населения Калининградской области.

2. Города

 

 

 

 

 

 

 

5 карточка – экономисты

 

1.  Главные отрасли промышленности (центры производства).

2. Перспективы развития Калининградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 карточка – экономико-географам

 

1. ЭГП Калининградской области.

 

1. Положение области на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

2. Соседние государства.

3. Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям,  выход к морским путям).

4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

5. Как изменялось ЭГП области?

6.  Вывод о влиянии ЭГП области на развитие его экономики.

2. Калининградская область анклав или полуанклав?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ индивидуальные карты раздаточный материал.docx

 

Индивидуальная карта.

ФИ___________________________                  класс______

Тема урока________________________________________

1. Обвести границу, подписать страны соседи, Балтийское море, заливы, города.

.

 

2. Заполнить таблицу

 

 

Площадь территории

 

Анклав  или полуанклав?

 

Часть бывшей…

 

Старое название

 

Время отличается от московского…

 

Численность населения

 

Доля городского населения

 

Плотность населения

 

Крупнейший город

 

Города-курорты

 

Отрасли специализации

 

янтарь

 

п. Янтарный

 

 

 

Индивидуальная карта.

ФИ___________________________                  класс______

Тема урока________________________________________

1. Обвести границу, подписать страны соседи, Балтийское море, заливы, города.

.

 

2. Заполнить таблицу

 

 

Площадь территории

 

Анклав  или полуанклав?

 

Часть бывшей…

 

Старое название

 

Время отличается от московского…

 

Численность населения

 

Доля городского населения

 

Плотность населения

 

Крупнейший город

 

Города-курорты

 

Отрасли специализации

 

янтарь

 

п. Янтарный

 

 

 

Индивидуальная карта.

ФИ___________________________                  класс______

Тема урока________________________________________

1. Обвести границу, подписать страны соседи, Балтийское море, заливы, города.

.

2. Заполнить таблицу

 

 

Площадь территории

 

Анклав  или полуанклав?

 

Часть бывшей…

 

Старое название

 

Время отличается от московского…

 

Численность населения

 

Доля городского населения

 

Плотность населения

 

Крупнейший город

 

Города-курорты

 

Отрасли специализации

 

янтарь

 

п. Янтарный

 

 

 

 

 

 

3. Рефлексия

 

1. .На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. За урок я

не устал / устал

4. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

5. .Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рефлексия

 

1. .На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. За урок я

не устал / устал

4. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

5. .Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рефлексия

 

1. .На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. За урок я

не устал / устал

4. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

5. .Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Калининградская область особая экономическая зона .ppt

Скачать материал "Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Разминка. Вставьте  пропущенные слова. 1. …             море омывает Северо-З...

    2 слайд

    Разминка. Вставьте пропущенные слова.

    1. … море омывает Северо-Западный экономический район с … .
    2. Крупнейший город Северо-Западного экономического района ….. , расположен на берегу ……. залива.
    3. Области, входящие в Северо-Западный экономический район …, …, …, ….. .

    4. Санкт-Петербург город, …. ….. .

    5. Булавин Владимир Иванович
    ….

    Балтийское
    запада
    Санкт-Петербург
    Финского
    Ленинградская, Новгородская,
    Псковская, Калининградская.
    федерального значения,

    центр Северо-Западного федерального округа.
    5-й Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

  • . Верно ли утверждение?Для Северо-Западного района характерен моренно -  ледн...

    3 слайд

    . Верно ли утверждение?
    Для Северо-Западного района характерен моренно - ледниковый рельеф.
    Район отличается богатством полезных ископаемых.
    В районе ведётся добыча каменного угля и природного газа.
    В районе добывают горючие сланцы, торф, фосфориты и строительные материалы.
    Озёр и рек мало из-за засушливости климата.
    Самым крупным портом является Приморск.
    Самая высокая доля городского населения.
    В районе 68 городов.
    Основные отрасли промышленности: машиностроение, чёрная металлургия, лесная, химическая промышленность.

  • Как называлась наша страна в то время,  когда на свет появились ваши родители...

    4 слайд

    Как называлась наша страна в то время, когда на свет появились ваши родители?
    Что произошло с этим государством?

  • Калининградская областьКакой субъект РФ не имеет границ с основной территорией?

    5 слайд


    Калининградская область
    Какой субъект РФ не имеет границ с основной территорией?

  • «Калининградская область как особая экономическая зона».
Тема урока:Учитель г...

    6 слайд

    «Калининградская область как особая экономическая зона».

    Тема урока:
    Учитель географии:
    Артемьева Ольга Сергеевна
    МКОУ «Пиндушская СОШ №1»

  • Цель: познакомится с особенностями Калининградской области как особой экономи...

    7 слайд

    Цель:

    познакомится с особенностями Калининградской области как особой экономической зоной.

    Через какие вопросы будем строить своё доказательство?

  • Работа в группах.Историки (история возникновения Калининградской области).
Эк...

    8 слайд

    Работа в группах.
    Историки (история возникновения Калининградской области).
    Экономико -географы ( ЭГП Калининградской области).
    Физико-географы (природные условия и ресурсы).
    Демографы (особенности населения Калининградской области).
    Экономисты (характеристика главных отраслей промышленности, перспективы развития).


  • Историческая справка1. Калининградская область - часть бывшей Восточной Прусс...

    9 слайд

    Историческая справка
    1. Калининградская область - часть бывшей Восточной Пруссии.
    2. Называлась Кёнигсбёргской, а затем её административный центр был переименован в Калининград, а область в Калининградскую.

      Эммануил Кант.

    Могила И.Канта у Кафедрального собора Кёнигсберга.

  • ЭГП Калининградской областиАтлас стр.30, учебник стр. 199Задание. 
На контур...

    10 слайд

    ЭГП Калининградской области
    Атлас стр.30, учебник стр. 199
    Задание.
    На контурной карте стр. 7 обвести границу, подписать страны соседи, Балтийское море, заливы, города.
    Калининградская область - самая западная и маленькая  область Российской Федерации.
    Площадь — 15,1 тыс. км²
    Является анклавом или полуанклавом?

    Время отличается от Московского поясного времени на −1 час.

  • Природные условия  и ресурсы.
Танцующий лес Куршской косы.

    11 слайд

    Природные условия и ресурсы.

    Танцующий лес Куршской косы.

  • Города –курортыСветлогорскЗеленоградск

    12 слайд

    Города –курорты
    Светлогорск
    Зеленоградск

  • Куршская коса – в списке всемирного природного наследия.

    13 слайд

    Куршская коса – в списке всемирного природного наследия.

  • Население Калининградской областиНаселение — 
963 тыс. чел. (2014)

Плотност...

    14 слайд

    Население Калининградской области

    Население —
    963 тыс. чел. (2014)

    Плотность населения:
    64 чел/км²,

    86,4 % - русские

    городского населения: 77%
    Калининград – 441 тыс. человек

  • Отрасли специализации.-машиностроение
-пищевая (рыбная)
- лесная

    15 слайд

    Отрасли специализации.
    -машиностроение
    -пищевая (рыбная)
    - лесная

  • Добыча янтаря1.Единственное в мире предприятие по промышленной добыче янтаря....

    16 слайд

    Добыча янтаря
    1.Единственное в мире предприятие по промышленной добыче янтаря. (п. Янтарный, ГУП «Янтарный комбинат», 1947г., 700 человек)
    2. 750 т. янтаря в год.
    3.Запасов хватит на сотни лет.
    4. 23% янтаря на экспорт.
    5. Сделано более 100 млн. ювелирных изделий.
    6. 70% янтаря на мировом рынке из п. Янтарный.

  • Музей янтаря (г. Калининград)

    17 слайд

    Музей янтаря (г. Калининград)

  • Янтарная комната в Эрмитаже.

    18 слайд

    Янтарная комната в Эрмитаже.

  • Особая экономическая зона (ОЭЗ) - ограниченная территория с особым юридически...

    19 слайд

    Особая экономическая зона (ОЭЗ)
    - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
    Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортной системы.
    Создана 01.04.2006 г. СЭЗ «Янтарь» (в области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря). Режим свободной таможенной зоны.

  • ОЭЗ РоссииПромышленные (Татарстан, г. Елабуга («Алабуга»), Липецкая область (...

    20 слайд

    ОЭЗ России
    Промышленные (Татарстан, г. Елабуга («Алабуга»), Липецкая область («Липецк»)
    Инновационные (Томск, Санкт-Петербург, Москва и Дубна (Московская область).
    Туристические (Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края).
    Портовые (Ульяновская область, Хабаровский край, Мурманск)



  • Синквейн1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2...

    21 слайд

    Синквейн
    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Рефлексия

    22 слайд

    Рефлексия

  • Домашнее заданиеСтр. 199-201 Проблема! Стр. 201
    Новости Калининградской о...

    23 слайд

    Домашнее задание
    Стр. 199-201 Проблема! Стр. 201
    Новости Калининградской области.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ конспект Калининградская область (открытый урок).doc

                         Конспект урока 9 класс.

Тема: «Калининградская область как особая экономическая зона».

Цель: Познакомиться с Калининградской областью как особой экономической зоной России.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомиться с ЭГП, природными условиями, ресурсами, населением и хозяйством  Калининградской области.

2. Объяснить понятие анклав, особая экономическая зона..

3.  Доказать что это особая экономическая зона.

Развивающие:

1. Развивать умение работать с картами, информационным материалом, дополнительной литературой,

2. Развивать  самостоятельность, умение
преодолевать трудности, в учении используя для творческие задания.

3. Развивать познавательный интерес к предмету.

3. Развивать умение слаженно работать в группе.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к своей стране.

Новые термины и понятия.  Особая  экономическая зона, анклав

Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод;  частично-поисковый, групповой.

Оборудование: учебник, презентация,  карты атласа, карта административная Российской Федерации, карта Калининградская область,  раздаточный материал (дополнительный материал по Калининградской области, карточки с названием групп, индивидуальные карты урока, фотографии, клей) видеофильмы, изделия из янтаря в шкатулках, раковины моллюсков.

Опережающее задание – подготовить сообщение о янтаре, о ОЭЗ.

Ход урока

1. Организационный момент.

В начале урока класс делится на группы с помощью жетонов, на которых записана принадлежность к группе (историков, демографов, физико-географов, экономико-географов, экономистов).

Приветствие. Отсутствующие в классе. Проверка готовности  класса к уроку. 

Вступление. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в один из регионов нашей станы. Работать будем в группах. Наш девиз «Один за всех и все за одного».

2. Проверка домашнего задания.

Сл.1. С каким экономическим районом начали знакомство на прошлом уроке? (Северо-Западным).

Докажите, используя изображения на слайде.

 

Сл. 2 Разминка. Вставьте пропущенные слова.

1. … море омывает Сереро-Западный экономический район с… .  (Балтийское, с запада)

2. Крупнейший город Северо-Западного  экономического района ….., расположен на берегу ……. залива. (Санкт-Петербург, Финского).

3. Области, входящие в Северо-Западный экономический район…, …, …, ….. (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская) 

4.  Санкт-Петербург город, …. ….  (федерального значения, центр Северо-Западного федерального округа).

5. Булавин Владимир Иванович …. (5-й Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе с 11 марта 2013 года).

Сл.3  Задание. Верно ли утверждение?

1.      Для Северо-Западного района характерен моренно -  ледниковый рельеф. (да)

2.      Район отличается богатством полезных ископаемых. (нет)

3.      В районе ведётся добыча нефти и природного газа. (нет)

4.      В районе добывают горючие сланцы, торф, фосфориты и строительные материалы. (да)

5.      Озёр и рек мало из-за засушливости климата. (нет)

6.      Самым крупным портом является Приморск. (нет)

7.      Самая высокая доля городского населения. (да)

8.      В районе 68 городов. (нет)

9.      Основные отрасли промышленности: машиностроение, чёрная металлургия, лесная, химическая промышленность. (нет)

 

 

 

3. Новый материал.

 

Сл. 4 Актуализация знаний.

Как называлась наша страна в то время,  когда на свет появились ваши родители? (СССР)

Что произошло с этим государством? (распад на 15 республик)

Сохранила ли территория России свою целостность? (нет)

Сл. 5 Какой субъект РФ не имеет границ с основной территорией? (Калининградская область).

Что вы знаете о Калининградской области?

Что хотели бы узнать о Калининградской области?

Звук моря.  Прислушайтесь к звукам природы. Представьте, что вы находитесь на берегу Балтийского моря.

Какова же тема нашего урока?
Сл. 6 Тема нашего урока: «Калининградская область как особая экономическая зона».

   Верно, ли это утверждение и можно ли это доказать?
Ответ на данный вопрос является главной задачей сегодняшнего урока, и мы вместе постараемся её решить.

Сл. 7  Какова цель нашего урока?

Цель  -  познакомится с особенностями Калининградской области как особой экономической зоной.
Через какие вопросы будем строить своё доказательство?

(ЭГП, природные условия и ресурсы, особенности населения и хозяйства Калининградской области, перспективы развития).

Вместе определили план изучения Калининградской области.

Сл. 8   Работа в группах. Составление части кластера. Оформление с использованием  раздаточного материала.

Звучит музыка (шум моря) релаксация.

 

                                       

 

 

 

 

 

 1 группа историков.

Задания.

1.История возникновения Калининградской области.

2) Важные исторические события.

 

 

                                      2 группа экономико -  географы

Задания.

Определите ЭГП Калининградской области.

1. Положение области на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

2. Соседние государства.

3. Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям,  выход к морским путям).

4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

5. Как изменялось ЭГП области?

6.  Вывод о влиянии ЭГП области на развитие его экономики.

2. Анклав или полуанклав?

 

                                    3 группа  физико-географы.

1. Природные условия  Калининградской области.

2. Природные  ресурсы Калининградской области.

2. Калининградская область -  рекреационный район.

 

 

                                      4  группа демографы.

Задания.

1.Особенности населения Калининградской области.

2. Города.

 

 

                                        5 группа экономисты.

Задания.

1. Характеристика главных отраслей промышленности.

2. Перспективы развития области.

 

Выступление групп. Составление общего кластера на доске. Заполнение индивидуальных карт учащимися.  Обозначение проблем и перспектив.

 

Сл. 9

1 группа историков.

Задания.

1.История возникновения Калининградской области.

Видеофрагмент о разрушенном г. Калининграде в годы Второй мировой войны.

 

Сл.10

2 группа экономико-географы

Задания.

Определить ЭГП Калининградской области, выделить особенности ЭГП.

Определить сколько времени сейчас в Калининграде?

3 группа  физико-географы.

1. Природные условия и ресурсы Калининградской области.

Сообщение о янтаре.

На столах в шкатулках украшения из янтаря и раковина моллюска с берега Балтийского моря.

2. Доказать, что Калининградская область является рекреационным районом.  Сл. 11,12

 

 

Сл. 13    4  группа демографы.

Задания.

1.Особенности населения Калининградской области.

2. Города.

 

 

Сл. 15,16,17 – добыча янтаря, музей янтаря, янтарная комната в Эрмитаже.   

                                       5 группа  экономисты

Сл. 18

Задания.

1.Определить отрасли специализации Калининградской области. (машиностроение, лесная, пищевая)

2. Перспективы развития. (развитие транспортной системы, внедрение новейших технологий, развитие рекреационного хозяйства).

Сообщение о ОЭЗ.

ОЭЗ - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

         Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортной  системы.

         Создана 01.04.2006 г. СЭЗ «Янтарь» (в области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря).

 

 

Географическое положение области, незамерзающее побережье, близость к Атлантическому океану и странам Европы создают чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития многих отраслей экономики, внешнеторговых связей и курортного хозяйства.

Теперь вернёмся к нашему основному вопросу урока: смогли-ли мы доказать то, что Калининградская область действительно является особой экономической зоной?

/Да. На основе выработанного нами плана урока мы доказали данное утверждение. Это даёт нам возможность сказать, что Калининградская область живёт и развивается особым экономическим порядком в непосредственной близости от стран Европы/.

 

4. Закрепление

Сл. 21 Составление синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. (область)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (западная, янтарная)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (добывает, экспортирует, производит)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Особая экономическая зона)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (анклав)

 Сл. 22   5. Рефлексия на индивидуальных листах.

Анализ собственной деятельности (подчеркнуть):


1.На уроке я работал


 активно / пассивно


2.Своей работой на уроке я


доволен / не доволен


3.Урок для меня показался


коротким / длинным


4.За урок я


не устал / устал


5.Мое настроение


стало лучше / стало хуже


6.Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

6. Итог урока. Оцените работу каждого участника команды. Общая оценка будет выставляться после проверки индивидуальных карт.

7. Д/З.

Стр. 199-200, стр. 201 Проблема!

Новости из Калининградской области.(2 учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии: "Калининградская область - особая экономическая зона" (9 класс)"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Данный материал используется на уроке географии в 9 классе по теме: "Калининградская область - особая экономическая зона".

 Проверка знаний проводится с использованием текста с пропущенными словами, а также с заданием на верность утверждений.

  Проводится актуализация знаний по теме, учащиеся определяют тему урока, а затем работают в группах и составляют часть общего кластера по Калининградской области.

Учащиеся расказывают о ЭГП, природных условиях и ресурсах, особенности населения и хозяйства Калининградской области, перспективах развития. Слушают сообщения о янтаре и понятии особой экономической зоны.

 В конце урока учащиеся составляют синквейн по теме урока и проводят рефлексию, оценивая свою работу на уроке.

 Дома необходимо подготовить новости из Калининградской области, чтобы понять, чем сейчас живёт эта область.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 3361
    • RAR 22.1 мбайт
    • 96 скачиваний
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Артемьева Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Артемьева Ольга Сергеевна
    Артемьева Ольга Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20462
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе