Инфоурок География КонспектыУрок по географии на тему "Территория, границы и географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа" (8 класс)

Урок по географии на тему "Территория, границы и географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа" (8 класс)

Скачать материал

Тема урока: Территория, границы  и географическое положение   

                       Ханты-Мансийского автономного округа (8 класс)

 

Цели и задачи урока:

1. Сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО и этапов освоения и формирования территории нашего округа.

2.Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

3.Воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование:

Картосхемы и таблицы учебника (автор Бакулин В.В.), карты атласа 8-9 класс, рабочая тетрадь по географии ХМАО 8-9 класс, статистический материал, мультимедийный проектор, экран.

Основные понятия:

 местность, приравненная к районам Крайнего Севера

Планируемые результаты подготовки учащихся:

1.     Называть, показывать

-крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;

2. Определять по карте

- координаты географических объектов (населенных пунктов);

3. Наносить на контурную карту

- границы округа, географические объекты;

4.Объяснять на примере округа

- сущность основных научных понятий и терминов.

Межпредметная и внутрипредметная интеграция:

География 8 класс: территория, границы, географическое положение России.

Формы и методы работы:

Практическая работа. Частично-поисковый.

Содержание урока:

1.Географическое положение ХМАО.

2. Крайние точки ХМАО,  их географические координаты.

3. Границы ХМАО, протяженность.

4. Этапы освоения и формирования территории ХМАО.

Домашнее задание:

1.Текст учебника. Введение стр.7-11

2. Рабочая тетрадь «Размышляем, анализируем» (стр.6)

Для удовольствия. Нарисуйте на отдельном листе формата А4 геральдику ХМАО-Югры (герб, флаг)

Ход урока:

1.Живое слово учителя:

 Сегодня мы начинаем наш первый урок географии

МАО. (Слайд 2).


...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.

И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!


                                                                                              Юван Шесталов.

 

         Сегодня вы начинаете изучать свою малую Родину – ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло. Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы.

     Изучение своего края – это не просто усвоение тех знаний, которые вы получаете от учителя или из учебного пособия. Это еще и стремление самому узнавать новое, получать информацию из газет, журналов, теле- и радиопередач, бесед с жителями. Краеведение- это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.(Слайд 3)

    Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ! (Слайд 4).

– Тема сегодняшнего урока: “Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа. Цель нашего урока выявить особенности  географического положения ХМАО, а также этапы освоения и формирования территории нашего округа.(Слайд 6,5)

2. Изучение нового материала.

I. Географическое положение ХМАО.

Ханты-Мансийский автономный округ образован 10 декабря 1930 г.  ХМАО- один из четырех автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. Среди 83 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 8-е место, среди автономных округов – 3-е место после Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. (Слайд 5).Во время рассказа учителя учащиеся просматривают карту в учебнике на стр.7.

– Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.(Работа со статистическими данными областей России и
зарубежных стран (тыс.кв.км.)) .

 

– Сравните площадь ХМАО с площадью европейских государств?

– Площадь, какого европейского государства почти в 2 раза меньше площади ХМАО? (Великобритании)

– С какими государствами округ имеет практически равную по площади территорию?( Слайд 7).

3.Практическая работа 1. (слайд 8)(Рабочая тетрадь стр.4-5)

       Крайняя северная точка округа расположена в горах Приполярного Урала в Березовском районе у истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском районе, недалеко от пос. Куминский. На западе крайняя точка находится в горах Северного Урала у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в Нижневартовском районе у истоков р. Вах.

Задания:

1. На контурных картах отметьте крайние точки на контурной карте. Определите их географические координаты и подпишите географические координаты этих точек на контурной  карте.  

2. Определите протяженность ХМАО по 62° с.ш. с запада на восток и по 66° в.д. с севера на юг в градусах и километрах.

Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы узнать протяженность территории с севера на юг? (С севера на юг максимальная протяженность составляет приблизительно 900 км). С запада на восток округ простирается на 1400 км.

 

- ХМАО занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, одной из низменных крупнейших равнин земного шара. Равнинный характер территории нарушается лишь на крайнем западе, где простираются горные районы – Северный и Приполярный Урал. Центральную часть округа пересекают две великих рек России – Оби и Иртыша. Автономный ханты-Мансийский округ – край рек, озер и болот, занимающих более половины его территории.

4.Работа по административной карте ХМАО”(слайд 9)

– Назовите субъекты РФ, с которыми граничит наш округ. Работа по форзацу учебника.(На северо-западе округ граничит с Республикой Коми, на севере – с ЯНАО, на востоке и юго-востоке – с Красноярским краем и Томской областью, а на юге – с Тюменской областью, на юго-западе он имеет общую границу со Свердловской областью)

5.Практическая работа 2 (слайд 10)

1)Подпишите субъекты Федерации, с которыми граничит округ;

 2)Подпишите окружной центр – Ханты-Мансийск;

 3)Определите расстояние от Ханты-Мансийска до Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Тюмени;

4)Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в Западной Сибири;

5)Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в России .

 6. Проверка выполнения работы (слайд 11)

- Географическое положение округа своеобразно: он располагается в срединной части и Евразийского материка, и России.

Слайд 12.

Расстояние от Ханты-Мансийска до: Москвы– 2050 км, Санкт-Петербурга – 2130 км, Екатеринбурга – 690 км,  Тюмени – 480 км.

– Общая протяженность внешних границ округа достигает 4750 км.

 (Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода в океан.)

7.Знакомство с понятиями (на заметку краеведу). Вся территория Ханты-Мансийского автономного округа постановлением правительства  Российской Федерации  отнесена к районам Крайнего Севера. Основные признаки, по которым та или иная территория относится к указанным районам, - это малонаселенность и слабоосвоенность, расположение к северу от старообжитых, экономически развитых районов, низкая плотность населения и суровые природные условия, препятствующие развитию земледелия открытого грунта.(слайд 13)

– Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в России.

(Территория округа на тысячи километров удалена от западных и восточных границ России, от экономически развитых регионов страны )

8.Рассказ учителя об  истории освоения и формирования территории  Ханты-Мансийского автономного округа

Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России. Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства. Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. (Слайд 14)

Слайд 15. “Ермак”

      Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Слайд 16.

    Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака (1-- нападение на стан казаков; 2 – гибель дружины Ермака; 3 – поминки по Ермаку у татар;).

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

Слайд 17.

- С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов.

9. Сообщение учащихся о первых городах Сибири;

Слайд 18. “Березово”

- На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово. Побывали в березовской ссылке декабристы – И. Фохт, А. Черкасов, А. Ентальцев, известные революционеры Л. Троцкий, С. Гусев и В. Ногин. В 30-40-е годы XX века сюда шли потоки спецпереселенцев. А вот так выглядит город сегодня.(Слайд 19)

Слайд 20. “Березово сегодня”

Слайд 21. “Сургут”

Слайд 22.Сургут в конце XVI века представлял собой небольшую крепость с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями; в 1596 году построен Гостиный двор. В конце XVI века — небольшая крепость. В XVII—XVIII веках — один из центров русского освоения Сибири. С 1782 года — уездный город Сургутского уезда Тобольского наместничества, губернии. В 1785 году утвержден герб города. В конце XVIII века, в связи с развитием южных городов Сибири, утратил свое административное значение. С 1868 года — окружной, а с 1898 — уездный город Тобольской губернии.Город Сургут является одним из старейших сибирских городов. Основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову. Город основан близ остяцкой крепости князя Бардака (Бородока). Сургут был «основан 4 людьми»: воеводой, священником, купцом и охотником.

Слайд 23. “Сургут сегодня”

Особое место в ряду русских городов занимала Мангазея.

Слайд 24. “Мангазея”

Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок.

Слайд 25. “Мангазея” (1-острог, 2-деревянные башни Мангазеи)

10 Практическая работа 3. (слайд 26) На контурных картах отметьте те города, которые в настоящее время находятся на территории ХМАО и даты их основания (Сургут – 1594, Березово – 1593).

Обратите внимание (запись на доске):

– 25 июля 2003 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа.

 – Отныне субъект Российской Федерации именуется “Ханты-Мансийский автономный округ – Югра”

– В настоящее время в состав Ханты-Мансийского автономного округа входят 9 районов, 15 городов, множество поселков городского типа (рабочих поселков), сельских населенных пунктов.

 

11. Закрепление изученного на уроке материала.

– Что нового вы узнали на уроке?

Слайд 27

- Проверим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам тест на пять вопросов.

1.Общая протяженность внешних границ округа достигает:

а) 1700 км
б) 450 км
в) 4750 км
г) 5440 км

2.Площадь округа (тыс. кв. км):

а) 523,1 б) 544 в) 604

3.Естественный рубеж округа на западе?

а) Кавказ
б) Кондинская низменность
в) Приполярный и Северный Урал
г) Восточно - Европейская равнина.

4.Где расположен ХМАО?

а) на Алтае
б) на Дальнем Востоке
в) на Западно-Сибирской равнине

5.Какие координаты имеет самая южная точка ХМАО?

а) 59 с ш , 60 в д б)66 с ш , 61 в д , в) 62 с ш , 86 в д

12. Самопроверка по ключу ( слайд 28): 1в 2а 3в 4в 5а.  Нет ошибок оценка 5, одна ошибка оценка 4, две ошибки оценка 3. Поднимите руку те, кто справился на 4 и 5. Кому было трудно?

13. Итог урока.

– Наш урок завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках  географии ХМАО.

Слайд 29.

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.

                                                            В. Плесовских

14. Домашнее задание.

1.Текст учебника. Введение стр.7-11

2. Рабочая тетрадь «Размышляем, анализируем»  (стр.6) (слайд 30)

     Для удовольствия. Нарисуйте на отдельном листе формата А4 геральдику ХМАО-Югры (герб, флаг)

 

15.Используемая литература.

 

1.Учебное пособие для 8-9 классов «География Ханты-Мансийского автономного округа», Бакулин В.В.;

2.Дидактический материал к изучению курса «География Ханты-Мансийского автономного округа», Немшанова Т.И.;

3.Рабочая тетрадь по географии Ханты-Мансийского автономного округа 8-9 класс, Ким Э.В., Мясоедова В.П.;

4.Программа курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (8-9классы), Орлова Т.К. (слайд 31)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по географии на тему "Территория, границы и географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Территория, границы и географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа (8 класс) Цели и задачи урока: 1. Сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО и этапов освоения и формирования территории нашего округа. 2.Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы. 3.Воспитывать чувство любви к родному краю. Оборудование: Картосхемы и таблицы учебника (автор Бакулин В.В.), карты атласа 8-9 класс, рабочая тетрадь по географии ХМАО 8-9 класс, статистический материал, мультимедийный проектор, экран. Основные понятия: местность, приравненная к районам Крайнего Севера Планируемые результаты подготовки учащихся: 1. Называть, показывать -крайние точки округа и его площадь, пограничные территории; 2. Определять по карте - координаты географических объектов (населенных пунктов); 3. Наносить на контурную карту - границы округа, географические объекты; 4.Объяснять на примере округа - сущность основных научных понятий и терминов. Межпредметная и внутрипредметная интеграция: География 8 класс: территория, границы, географическое положение России. Формы и методы работы: Практическая работа. Частично-поисковый. Содержание урока: 1.Географическое положение ХМАО. 2. Крайние точки ХМАО, их географические координаты. 3. Границы ХМАО, протяженность. 4. Этапы освоения и формирования территории ХМАО. Домашнее задание: 1.Текст учебника. Введение стр.7-11 2. Рабочая тетрадь «Размышляем, анализируем» (стр.6) Для удовольствия. Нарисуйте на отдельном листе формата А4 геральдику ХМАО-Югры (герб, флаг) Ход урока: 1.Живое слово учителя: Сегодня мы начинаем наш первый урок географии МАО. (Слайд 2). ...Земля, моя земля! Тебя увижу я – И новую струну Нежданно шевельну И в дрожи той струны, Как в глубине глубин, Услышу шум волны Разлившейся Оби. И, солнца золотей, Сверкнет далекий плес! И лепет лебедей, И звонкий смех берез! И этою струной Звенит весь край родной! Юван Шесталов. Сегодня вы начинаете изучать свою малую Родину – ту часть России, где вы сейчас живете, где большинство из вас родилось и выросло. Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы. Изучение своего края – это не просто усвоение тех знаний, которые вы получаете от учителя или из учебного пособия. Это еще и стремление самому узнавать новое, получать информацию из газет, журналов, теле- и радиопередач, бесед с жителями. Краеведение- это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце. Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.(Слайд 3) Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ! (Слайд 4). – Тема сегодняшнего урока: “Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа. Цель нашего урока выявить особенности географического положения ХМАО, а также этапы освоения и формирования территории нашего округа.(Слайд 6,5) 2. Изучение нового материала. I. Географическое положение ХМАО. Ханты-Мансийский автономный округ образован 10 декабря 1930 г. ХМАО- один из четырех автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск. Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны. Среди 83 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 8-е место, среди автономных округов – 3-е место после Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. (Слайд 5).Во время рассказа учителя учащиеся просматривают карту в учебнике на стр.7. – Площадь Ханты-Мансийского автономного округа превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.(Работа со статистическими данными областей России и зарубежных стран (тыс.кв.км.)) . – Сравните площадь ХМАО с площадью европейских государств? – Площадь, какого европейского государства почти в 2 раза меньше площади ХМАО? (Великобритании) – С какими государствами округ имеет практически равную по площади территорию?( Слайд 7). 3.Практическая работа 1. (слайд 8)(Рабочая тетрадь стр.4-5) Крайняя северная точка округа расположена в горах Приполярного Урала в Березовском районе у истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском районе, недалеко от пос. Куминский. На западе крайняя точка находится в горах Северного Урала у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в Нижневартовском районе у истоков р. Вах. Задания: 1. На контурных картах отметьте крайние точки на контурной карте. Определите их географические координаты и подпишите географические координаты этих точек на контурной карте. 2. Определите протяженность ХМАО по 62° с.ш. с запада на восток и по 66° в.д. с севера на юг в градусах и километрах. Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы узнать протяженность территории с севера на юг? (С севера на юг максимальная протяженность составляет приблизительно 900 км). С запада на восток округ простирается на 1400 км. - ХМАО занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, одной из низменных крупнейших равнин земного шара. Равнинный характер территории нарушается лишь на крайнем западе, где простираются горные районы – Северный и Приполярный Урал. Центральную часть округа пересекают две великих рек России – Оби и Иртыша. Автономный ханты-Мансийский округ – край рек, озер и болот, занимающих более половины его территории. 4.Работа по административной карте ХМАО”(слайд 9) – Назовите субъекты РФ, с которыми граничит наш округ. Работа по форзацу учебника.(На северо-западе округ граничит с Республикой Коми, на севере – с ЯНАО, на востоке и юго-востоке – с Красноярским краем и Томской областью, а на юге – с Тюменской областью, на юго-западе он имеет общую границу со Свердловской областью) 5.Практическая работа 2 (слайд 10) 1)Подпишите субъекты Федерации, с которыми граничит округ; 2)Подпишите окружной центр – Ханты-Мансийск; 3)Определите расстояние от Ханты-Мансийска до Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Тюмени; 4)Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в Западной Сибири; 5)Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в России . 6. Проверка выполнения работы (слайд 11) - Географическое положение округа своеобразно: он располагается в срединной части и Евразийского материка, и России. Слайд 12. Расстояние от Ханты-Мансийска до: Москвы– 2050 км, Санкт-Петербурга – 2130 км, Екатеринбурга – 690 км, Тюмени – 480 км. – Общая протяженность внешних границ округа достигает 4750 км. (Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода в океан.) 7.Знакомство с понятиями (на заметку краеведу). Вся территория Ханты-Мансийского автономного округа постановлением правительства Российской Федерации отнесена к районам Крайнего Севера. Основные признаки, по которым та или иная территория относится к указанным районам, - это малонаселенность и слабоосвоенность, расположение к северу от старообжитых, экономически развитых районов, низкая плотность населения и суровые природные условия, препятствующие развитию земледелия открытого грунта.(слайд 13) – Дайте оценку экономико-географического положения ХМАО в России. (Территория округа на тысячи километров удалена от западных и восточных границ России, от экономически развитых регионов страны ) 8.Рассказ учителя об истории освоения и формирования территории Ханты-Мансийского автономного округа Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России. Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства. Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. (Слайд 14) Слайд 15. “Ермак” Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет. Слайд 16. Обратите внимание, на слайдах отображены события, относящиеся к походу Ермака (1-- нападение на стан казаков; 2 – гибель дружины Ермака; 3 – поминки по Ермаку у татар;). Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их. Слайд 17. - С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. А сейчас более подробно остановимся на некоторых моментах из истории городов. 9. Сообщение учащихся о первых городах Сибири; Слайд 18. “Березово” - На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово. Побывали в березовской ссылке декабристы – И. Фохт, А. Черкасов, А. Ентальцев, известные революционеры Л. Троцкий, С. Гусев и В. Ногин. В 30-40-е годы XX века сюда шли потоки спецпереселенцев. А вот так выглядит город сегодня.(Слайд 19) Слайд 20. “Березово сегодня” Слайд 21. “Сургут” Слайд 22.Сургут в конце XVI века представлял собой небольшую крепость с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями; в 1596 году построен Гостиный двор. В конце XVI века — небольшая крепость. В XVII—XVIII веках — один из центров русского освоения Сибири. С 1782 года — уездный город Сургутского уезда Тобольского наместничества, губернии. В 1785 году утвержден герб города. В конце XVIII века, в связи с развитием южных городов Сибири, утратил свое административное значение. С 1868 года — окружной, а с 1898 — уездный город Тобольской губернии.Город Сургут является одним из старейших сибирских городов. Основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову. Город основан близ остяцкой крепости князя Бардака (Бородока). Сургут был «основан 4 людьми»: воеводой, священником, купцом и охотником. Слайд 23. “Сургут сегодня” Особое место в ряду русских городов занимала Мангазея. Слайд 24. “Мангазея” Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок. Слайд 25. “Мангазея” (1-острог, 2-деревянные башни Мангазеи) 10 Практическая работа 3. (слайд 26) На контурных картах отметьте те города, которые в настоящее время находятся на территории ХМАО и даты их основания (Сургут – 1594, Березово – 1593). Обратите внимание (запись на доске): – 25 июля 2003 года Президент России Владимир Путин подписал Указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа. – Отныне субъект Российской Федерации именуется “Ханты-Мансийский автономный округ – Югра” – В настоящее время в состав Ханты-Мансийского автономного округа входят 9 районов, 15 городов, множество поселков городского типа (рабочих поселков), сельских населенных пунктов. 11. Закрепление изученного на уроке материала. – Что нового вы узнали на уроке? Слайд 27 - Проверим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам тест на пять вопросов. 1.Общая протяженность внешних границ округа достигает: а) 1700 км б) 450 км в) 4750 км г) 5440 км 2.Площадь округа (тыс. кв. км): а) 523,1 б) 544 в) 604 3.Естественный рубеж округа на западе? а) Кавказ б) Кондинская низменность в) Приполярный и Северный Урал г) Восточно - Европейская равнина. 4.Где расположен ХМАО? а) на Алтае б) на Дальнем Востоке в) на Западно-Сибирской равнине 5.Какие координаты имеет самая южная точка ХМАО? а) 59 с ш , 60 в д б)66 с ш , 61 в д , в) 62 с ш , 86 в д 12. Самопроверка по ключу ( слайд 28): 1в 2а 3в 4в 5а. Нет ошибок оценка 5, одна ошибка оценка 4, две ошибки оценка 3. Поднимите руку те, кто справился на 4 и 5. Кому было трудно? 13. Итог урока. – Наш урок завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках географии ХМАО. Слайд 29. Я Родины себе не выбирал. Она, как жизнь, дается от рожденья, Мне стала вьюжная суровая Югра Отечеством, той точкой становленья, Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду. В. Плесовских 14. Домашнее задание. 1.Текст учебника. Введение стр.7-11 2. Рабочая тетрадь «Размышляем, анализируем» (стр.6) (слайд 30) Для удовольствия. Нарисуйте на отдельном листе формата А4 геральдику ХМАО-Югры (герб, флаг) 15.Используемая литература. 1.Учебное пособие для 8-9 классов «География Ханты-Мансийского автономного округа», Бакулин В.В.; 2.Дидактический материал к изучению курса «География Ханты-Мансийского автономного округа», Немшанова Т.И.; 3.Рабочая тетрадь по географии Ханты-Мансийского автономного округа 8-9 класс, Ким Э.В., Мясоедова В.П.; 4.Программа курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (8-9классы), Орлова Т.К. (слайд 31)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 882 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.03.2020 1291
    • DOCX 74 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Редькина Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Редькина Елена Алексеевна
    Редькина Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 105709
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек